лива, улучшения разгонной динамики - мы не достигли. Правда, вопреки предположениям скептиков, ни один из двигателей не приказал долго жить. В том числе заслуженный силовой агрегат "Москвича". Признаемся, именно такой итог мы и ожидали. Лишний раз подтвердили прописную истину - чудес не бывает. На деле хороша такая конструкция или такое масло, которое не заставляет часто вспоминать о себе. Какие свойства можно оценить без специальных приборов? Все без исключения моторы стали лучше пускаться в мороз. В большей степени это свойство выражено у тех, в которые запито минеральное масло 10W/30 и "полусинтетика", в меньшей - с более вязким 15W/40. Самую низкую температуру преодолел "Москвич". Стартер вращал двигатель, когда термометр показывал минус 30 градусов. Причем в багажнике тогда находились две прозрачные баночки с маслом для долива. В одной - "Havoline-X1", в другой - "Велс" - М5з/12Г1. Визуально оценили текучесть: у импортного продукта она выше. Выяснилось, на практике фирменные сорта выдерживают разбавление даже отечественной "всесезонкой", не говоря уж о других заграничных. С гарантией - до 10%, но в случае крайней необходимости можно доливать и больше. Такое "смешение жанров", конечно, не полезно, но в дальней дороге случается всякое. От кратковременной эксплуатации на коктейле двигатель, скорее всего, не пострадает. Любопытную информацию предоставил масляный манометр ВАЗ-2106. После замены всесезонного М5з/12Г1 на почти такое же по вязкости "Havoline" 10W/30 мы наблюдали прирост давления, хотя рабочая температура двигателя и обороты были одинаковыми. Моющие свойства. Мотор "шестерки" еще не успел как следует загрязниться. Не удивительно, что, сняв для контроля клапанную крышку через тысячу километров после смены масла, мы обнаружили чистые детали. Легкий налет фирменное масло убрало за пару недель. В двигателях с большим пробегом оно потемнело быстрее, чем в новом. Но и там при внимательном рассмотрении можно заметить процесс вывода шлаков. Толстый слой "вековых" отложений стал рыхлым и постепенно тает. В моторах с "полусинтетикой" очистка протекает интенсивнее. Стоит ли напоминать, что работа в "стерильных" условиях благоприятно влияет на здоровье и долголетие силового агрегата. Таковы факты, а выводы делайте сами. В конце концов, решающую роль при выборе сорта масла играют финансовые возможности владельца. Главное, чтобы в яркой заграничной баночке (как, впрочем, и в отечественной упаковке) оказался действительно фирменный продукт, а не суррогат. В. КРЮЧКОВД*я вас и вашей машинынпОИТА СТАmлучах заката... Далее частушка доходчиво поясняет место лопаты в скульптурной композиции. Единственное, о чем стихотворная форма умалчивает - о типе приложенного к статуе шанцевого инструмента. А ведь лопат на свете огромное разнообразие. Детская для игры в песочнице, заступ, штыковая, совковая, лепестковая, саперная, "движ ок " , которым дворник чистит снег, и еще много-много других. Объект нашего внимания можно отнести к классу маленьких лопат или лопаток, вместе с детскими и саперными "копалками". О т первых она коренным образом отличается повышенным запасом прочности и чуть большими размерами. А вот военная саперная лопатка - наверное, б лижайший родственник складной лопаты для автомобилиста. Остановимся на слове "складная". Орудие разделено на три почти равные по длине части: рабочая часть, ходовой винт, корпус которого заменяет черенок, и поперечный ухват, соединенный с черенком металлической скобой. Крепление всех трех частей шарнирное. Л о ­ патку можно сложить втрое или зафиксировать ходовым винтом в одном из положений. Можно сделатьсобственно лопату, м ожно повернуть "штык" на 90° и получить мотыгу. Изогнув лопату буквой Z, получим совок. Вот еще одно достоинство инструмента - многофункциональность. На лезвии - зазубрины. Ими можно перерубить корешки растений, которые мешают земляным работам, а если, не дай Бог, приведется - нанести противнику тяжелые рваные раны. (Эта функция вряд ли адресована автомобилистам.) Все вышесказанное утвердило нас во мнении, что складная лопатка - незаменимая вещь в багажнике любого автомобиля. С ее помощью можно выкопать ямку под домкрат, если автомобиль сел на брюхо, обкопать палатку, если вы путешественник, наловить червей, если вы рыбак, или дать по шее (только осторожно) хулигану, если он на вас напал. А места в сложенном виде занимает совсем немного. Не надо только переоценивать возможности инструмента. Собрались форсировать раскисшую пашню - вооружайтесь крепким заступом. За время зимней стоянки машина превратилась в сугроб - понадобится широкая лопата для снега. А маленькую складную "копалку" можно возить с собой каждый день. Мало ли что в дороге может случиться. И. ТВЕРДУНОВЗА РУЛЕМ 5/95 21