Попытки Валерия объяснить суду, что виновато в происшествии дорожное покрытие, которое плохо очистили, понимания не встретили. А доказать этого он не мог - экспертиза была проведена только через полтора часа после трагедии, когда дорогу успели почистить чуть ли не дважды (дорожники подсуетились - кому охота отвечать!). А дальше известная мотивировка - не учел, не оценил... Примеров таких не счесть. Видимо, сознавая определенную правоту попавших в беду водителей, и относится к ним закон столь лояльно. Да вот беда - даже такое легкое наказание бьет в конечном итоге не только и не столько по ним. Многие из моих собеседников оставили дома жен и детей. Чтобы прокормить семью, женщинам приходится крутиться на двух-трех работах. Осужденные же, хоть и обеспечиваются работой, получают не много. Прибавьте сюда всероссийскую (и колонии - не исключение) проблему задержки зарплаты. Без преувеличения можно сказать, что семья заключенного ведет полунищенское существование. Да и сохранить семью - большой вопрос. Так что же, могут спросить несчастные родные и близкие погибшего под колесами человека: коли наказание больше похоже на фарс - от него вообще следует отказаться? Но где же справедливость и неотвратимость возмездия? Давайте разберемся. Боже упаси меня защищать пьяных водителей, сбивших человека насмерть (или "всего-навсего" причинивших ему телесные повреждения). Таких людей, я думаю, надо, необходимо просто, судить жестко и наказывать сурово. Не менее строго надо подходить ик водителям, совершившим наезд из-за неуемного пристрастия к лихой езде, пусть даже в трезвом виде. К водителям, напрочь игнорирующим существующие правила движения, не замечающим знаки ограничения скорости, опасных поворотов, плохой видимости, наплевательски относящимся к остальным - включая пешеходов - участникам движения. Но к людям, попавшим под статью 211 волей случая, рока, подход надо выработать совсем иной. Думается, что нормальный, здраво и трезвомыслящий человек наказан уже самим фактом наезда. И жить ему, зная, что так или иначе, но лишил жизни невинного - значит жить с непреходящей болью и всепоглощающим чувством вины. Наматывать такому человеку гигантский (как за особо тяжкие преступления) срок кажется излишним. Вполне можно обойтись условным осуждением. Лишив при этом "прав" навсегда, обязав выплачивать в - доход государства .или семье пострадавше-. го значительную часть заработка. Может быть, придавать подобным судебным процессам широкую огласку. Но - не сажать. Никто от этого не выигрывает... А. РОСТАРЧУК Фото ИТАР-ТАССлово - адвокатуОценка ущерба з висит от износаВ редакцию приходит много писем, касающихся определения износа автомобиля и составления калькуляции для возмещения ущерба от ДТП. В прошлом году в рубрике "Слово - адвокату" мы затрагивали эти темы. Сегодня более подробно на вопросы читателей отвечает адвокат А. РЕУТ, член межреспубликанской коллегии адвокатов. Прежде всего, владелец должен знать, что стоимость автомобиля, его износ, затраты на ремонт, степень утраты товарной стоимости эксперт оценивает не на глазок, а руководствуясь предназначенными для этой цели нормативами. Основной документ регламентирующий порядок составления калькуляции (в том числе и определения амортизационного износа), заключения на утрату товарной стоимости и т. п., - "Методическое руководство по определению стоимости транспортного средства с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления" РД 37.009.015-92 (специалисты называют его РД). Документ разработан филиалом Центрального научно-исследовательского автомобильного института (НАМИ) совместно с АО "Автосельхозмашхолдинг". Обратите внимание на слова в названии руководства:"... с учетом естественного износа". Действительно, автомобиль, как и любая вещь, стареет и изнашивается даже в идеальных условиях хранения и эксплуатации. Следовательно, в калькуляции для возмещения материального ущерба обязательно должны быть указаны износ и, соответственно, уменьшение размера причиненного вреда на сумму амортизационного износа деталей, подлежащих замене. Ряд фирм, получая за составление калькуляций определенный процент от суммы ущерба, не указывают в калькуляции этот амортизационный износ. Объясняют они это различными причинами, в том числе и отсутствием нормативов для определения процента износа. Однако эти нормативы предусмотрены РД, поэтому такая ссылка несостоятельна. Стоимость подлежащего возмещению восстановительного ремонта должна быть уменьшена на сумму амортизационного износа заменяемых запасных частей. На оценку стоимости влияет не только степень износа машины: ведь в процессе ремонта она обновляется благодаря замене изношенных деталей. Поэтому, согласно п. 4.1 РД, "в случае определения размера компенсации за восстановление поврежденного транспортного средства учитывается его частичное обновление при замене поврежденных с определенным процентом износа деталей на новые". Основной показатель для определения износа - пробег автомобиля. Существуют нормы амортизационного износа машины и, соответственно, ее частей и агрегатов на 1000 км пробега. Причем эти нормы зависят не только от марки машины, но и от ее модели. Так, например, показатель износа на 1000 км пробега составляет: для ВАЗ-2109 - 0,4%, для остальных моделей ВАЗ 0,35%, "Москвич-2140" - 0,31%, ГАЗ-24 0,18% и т. п. Для определения амортизационного износа машин-иномарок используют приложение к РД - "Методика подбора отечественного аналога иностранному транспортному средству", согласно которому, например, аналогами ВАЗ-2108, -09 являются "Форд-Эскорт", "Форд-Орион", "Тойота-Королла", аналогами АЗЛК-2141 - "Ауди-80" и -90, БМВ-316, -318, -320, -325, "Волво-340" и т. д. Фактический пробег машины фиксируют по исправному спидометру. В сомнительных случаях (нарушение заводских пломб, повреждение спидометра, замена кузова и т. д.) для расчета принимают среднегодовой пробег однотипного транспортного средства. Эти нормы также неодинаковы для разных марок машин и зон эксплуатации. Покажем это на примере ВАЗ-2106 со сроком эксплуатации пять лет. Среднегодовой пробег такой машины в европейской части РФ составляет 14 000 км в год; таким образом, за пять лет - 70 тыс. км. Поскольку норма износа для ВАЗ-2106 - 0,35% на 1000 км пробега, то искомая величина износа - 24,5%. В спорных случаях, в порядке исключения специалист вправе сам установить пробег, исходя из технического состояния транспортного средства. Если предъявлено на осмотр поврежденное транспортное средство, на котором подлежат замене детали и агрегаты, уже замененные новыми в процессе эксплуатации (до аварии), пострадавший должен представить подтверждающие это документы: запись в техническом паспорте, оплаченный заказ-наряд ремонтного предприятия и т. п., - для определения их индивидуального процента износа. Чем меньше последний, тем больше подлежащая возмещению сумма ущерба. Помимо износа по пробегу, он также может быть дополнительно насчитан в связи с моральным старением транспортного средства, его ненадлежащим хранением и т. д. Надо сказать, определение ущерба от ДТП содержит еще много тонкостей, зависящих от конкретного случая. Специалисты, проводящие экспертизу машины с учетом методических указаний РД, имеют возможность правильно составить калькуляцию и всесторонне оценить ущерб от аварии. ЗА РЛМ 59 УЕ /5 41