70
71
В общем списке освоенных россиянами зарубежных земель Кипр занимает особое место. Сюда приезжают отдыхать семьями те, кто более всего ценит покой, южную природу и погоду. За исключением нескольких дождливых недель, тут круглый год светит солнце. Температура воздуха в "зимний период" - +20 по Цельсию, а уж летом... Прозрачное соленое море, бесконечные пляжи. Туристические зоны расположены вдоль побережья и связаны с городами только общими названиями. Сами города, с прокаленны-ческими флажками - ночью встречные машины не смогут ослеплять вас светом фар. Максимально разрешенная скорость на хайвее - 100 километров в час. Очень редко кто ее превышает. На дороге машин мало. Правую полосу используют только для обгона. Через каждые три километра вдоль дороги установлены телефоны аварийной связи. Дорожные знаки те же, что иу нас, только почему-то заметней. Честно говоря, таких дорог на острове всего три. Они связывают крупные городаЕще недавно Кипр - маленький кусочек рая, в окружении античных развалин и ласкового моря - для российских граждан казался недостижимым. Теперь далекий остров стал нам ближе и доступнее, чем Черноморское побережье Кавказа.ми солнцем узкими и шумными восточными улочками, больше похожи на музеи. Индустрия туризма и беспечного времяпровождения здесь на высоте. Это основная статья доходов государства. Отели, апартаменты (тип семейных общежитий, только намного лучше и дешевле наших гостиниц), рестораны, таверны, пабы на любой вкус. В местной газете "Русский курьер" можно встретить объявления следующего содержания: "Продается шикарная дача, спросить Алика". Там же печатается программа телепередач "Останкино", РТВ, ТВ-6, которые принимаются на большей части острова В 1994 году Кипр посетили 70 тысяч наших туристов. В этом году ожидается около 200 тысяч. Отношение киприотов к нам весьма доброжелательное. В свое время СССР одним из первых возмутился вторжением на остров турецкой армии. Видимо, здесь этого не забыли. Да и вера у нас одна, и алфавит похож. Первые впечатления для нашего бледнолицего туриста начинаются по дороге из аэропорта в отель. Автолюбитель, знакомый с ПДД, будет шокирован. На приличной скорости машины несутся по... встречной полосе! Впечатление можно усилить, если сесть рядом с водителем, то есть слева: на острове движение левостороннее и большинство автомобилей "с правым рулем". Пережив первые острые ощущения, истинный автомобилист все внимание переключает на дорогу. После отечественных "направлений движения" она кажется сказочной. Две полосы в каждую сторону. Асфальтированная обочина шириной метра полтора отделена разметкой и используется как резервная полоса. Транспортные потоки разделяет высокий забор с металли70 ЗРЛМ 59 АУЕ /5Лимассол, Пафос, Ларнаку и столицу Кипра Никосию. На карте хайвеи обозначены черным цветом. Дороги между небольшими населенными пунктами нарисованы светлокрасным. По качеству, обилию знаков они не уступают хайвеям, но полос две и без разделительного забора. Подобных дорог больше всего. В глубине же острова дороги преимущественно фунтовые и на карте обозначены желтым цветом. Они очень аккуратно проложены по склонам гор и достаточно широкие, чтобы разминуться двум машинам. Кипрские дорожные службы тщательно следят за состоянием горных дорог. Скорость в населенных пунктах не более 60 километров в час. Городское движение имеет одну особенность: на основных улицах нет прямых перекрестков, только с круговым движением. Причем преимущество имеют те машины, которые движутся по кругу. Все развязки пронумерованы, что позволяет легко ориентироваться по карте. В городах удивляет отсутствие тротуаров. Их можно встретить только в турзонах плавно перетекающими под столики ресторанов. Киприоты объясняют это тем, что в основном все передвигаются на машинах. Отношения между водителями вежливые и предупредительные. Достаточно вытянуть из окна руку, как следующие за вами машины остановятся и будут терпеливо ждать окончания вашего маневра. Так же вежливо строятся отношения с частью населения, передвигающейся пешком. Возможно, благодаря такой дорожной атмосфере встречи с полицией очень редки. Трудно сказать, какими наставлениями и инструкциями руководствуются полицейские, но их методы работы кажутся экзотическими. Например, кипрская дорожная полиция за превышение скорости не ловит в неожиданных местах. За пару километров до поста, оснащенного радаром, выставляется табличка - информация о приближающемся контроле скорости. Считается, что в таком случае можно избежать резких торможений и, следовательно, аварий. -VКипрского полицейского невозможно соблазнить взяткой, но если уж попались с непристегнутым ремнем, извольте заплатить штраф в 300 долларов! Придется немало выложить ив случае грубейших, с точки зрения киприотов, нарушений ПДД: игнорирования прав пешеходов на переходе или аварии по вашей вине, особенно после выпивки. Отдых - занятие скучное. Без сомнения, на второй день пребывания на острове внимание покрасневшего от солнечных ожогов автолюбителя привлекут фирмы, предлагающие прокат автомобилей. В турзонах подобные конторы встречаются так же часто, как рестораны или магазины. Нужно сказать, что 99 процентов автомобильного парка на острове японского производства, в самой простой комплектации. Зато можно выбрать машину с кондиционером. Предлагаемые автомобили, как правило, в возрасте до двух лет, а на спидометре их - до 30 тысяч километров. Все прокатные фирмы в зависимости от престижности модели условно подразделяют автомобили на семь категорий: от А до G. Группу А, например, представляют "Сузуки-Альто" и "Дайхатсу-купе", группу В - "НиссанМикра" и "Сузуки-Свифт". С группы D начинаются машины с автоматической коробкой передач и очень популярные вседорожники "Сузуки-Витара", "Сузуки-Самурай" и Дайхатсу-Фероза". Замыкают список "Ниссан-Патруль" и "Мицубиси-Паджеро". С повышением группы возрастает и цена суточного проката автомобиля. Так, в разгар лета автомобиль группы А на период от двух до семи дней стоит 12 кипрских фунтов (1 фунт приблизительно 2 американских доллара). В группе В -13,5, С - 15, D-20, Е-25, F-28 и G-40 фунтов. С ноября по март цены на 20 процентов ниже, чем в сезон - с апреля по октябрь. Все машины укомплектованы магнитолой, картами городов, дорог, запасным колесом, баллонным ключом и домкратом. По[утешествияжеланию можно получить детское сиденье. Только бензина в баке редко бывает больше пяти литров. Правила проката автомобилей везде одинаковы: с 23 лет и по водительскому удостоверению национального или международного образца. Все машины застрахованы. В случае ДТП по вашей вине ущерб выплачивается до 100 фунтов, все остальное покрывается страховкой. Поскольку бензин за ваш счет, то первая поездка - на заправку. Бензоколонок много и принадлежат они известным компаниям: ВР, "Эссо", "Шелл", а также национальной "Петролина". На 10 фунтов наливают приблизительно 28 литров "95-го". Дизельное топливо обойдется в два раза дешевле. Для сравнения: бутылка популярного кипрского пива "Кео" емкостью 0,6 литра стоит 50 центов, а обед в закусочной "быстрого питания" на семью из трех человек - пять фунтов. К правому расположению руля привыкаешь быстро, труднее "почувствовать" левый борт машины. Однако страх задеть какой-нибудь столб проходит через 20 минут неторопливой езды. Определив по номерам, что машиной управляет турист, местные жители будут весьма снисходительны к неизбежным ошибкам на дороге. Пожалуй, единственное, что может вывести из себя благодушных островитян, это когда вы нарушите общее построение перед светофором, обогнав стоящие машины и вклинившись впереди них. И еще. Киприоты начинают заметно нервничать, если долго висеть "на хвосте". В этом случае они, бурно выражая протест, съезжают на обочину, пропуская на пару километров вперед занудного туриста. Кроме поездок на пляж, в магазины, наиболее интересные маршруты пролегают в столицу и по горам. Никосия встречает очень плотным транспортным потоком. Глазея на достопримечательности, в тесных улочках теряешься полностью. Выход один делай, как все. В конце концов найдется место для стоянки, а дальше можно и пешком. Город, он и на Кипре город. Но ничто не заменит путешествия по центру острова, в горных районах. При подъеме на высоту две тысячи метров ощущения напоминают полет в самолете. В районе города Трудос расположены знаменитые курорты, но не морские, а воздушные. Горная дорога требует внимания. Да и просто страшно: с одной стороны - скала, с другой - обрыв. При этом по ней носятся груженые трейлеры. Одно необходимое дополнение. Что бы ни случилось с вами или машиной, с любого ближайшего телефона звоните по номеру, указанному в рекламке прокатной фирмы - она приклеена к ветровому стеклу. Помощь придет незамедлительно. Д. ЖЕРНОВ Редакция благодарит туристическую фирму "Улисс-тур" за помощь в подготовке материала.ЗА РУЛЕМ 5/95 71Фото ИТАР-ТАСС