ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬПочему в двигателе "Жигулей" при зазоре 0,15 мм между кулачком распредвала и рычагом клапана во время работы происходит их соприкосновение? (Я видел следы на тыльной стороне кулачка.) Вы забываете о том, что двигатель при работе нагревается, причем его детали, выполненные из материалов с различными коэффициентами расширения, нагреваются неодинаково. Реальная картина зазоров сильно отличается от "послерегулировочной". При регулировке на холодном двигателе (с температурой 15-20°С) вы должны обеспечить зазор между рычагами и кулачками 0,15 мм (рис. а). Если регулировка выполняется на прогретом (но неработающем) двигателе при температуре около 80°С, зазор следует увеличить до 0,2 мм. Это объясняется тем, что если температура алюминиевой головки цилиндров и стальных клапанов одинакова, то последние расширяются несколько меньше, чем головка.Когда же двигатель работает, температура стержней клапанов намного выше, чем головки цилиндров, - и зазоры между кулачками распредвала и рычагами клапанов уменьшаются почти до нуля (рис. б). Это нужно помнить, особенно если вы в погоне за бесшумной работой двигателя несколько "зажимаете" клапаны, то есть делаете зазоры меньше нормы. Здесь появляется риск прогара клапанов, которые с повышением температуры начинают неплотно садиться в седла. Процесс идет по нарастающей: уменьшение зазора до нуля, затем ослабление контакта тарелки клапана с седлом, дальнейшее ухудшение ее охлаждения, дополнительный нагрев клапана - и так далее, до прогара. Этими же причинами объясняется, что вероятность повреждения клапанов из-за перегрева увеличивается и при повышении температуры двигателя (при плохой работе системы охлаждения, например). Если на тыльной стороне кулачков вы увидите блестящие следы контакта с рычагами, они должны вас насторожить: при правильной работе газораспределительного механизма следов практически не бывает. Очевидно, при регулировке необходимо несколько увеличить зазоры по отношению к тем, какие вы устанавливали. Общий принцип опытного механика таков: из двух зол выбирают меньшее. Лучше немного увеличенный шум, чем риск прогара клапанов.Чтобы поставить на "Жигули" газовую аппаратуру, мне пришлось снять штатный воздухозаборник, который ей мешает. Но появилось сомнение: не повредит ли это двигателю? Для правильной работы карбюратора и полноценного смесеобразования необходимо, чтобы температура воздуха, поступающего в диффузоры карбюратора, была около +30°С. Поэтому в холодное время в карбюратор, как правило, подают воздух из зоны выпускного коллектора, подогретый горячими деталями двигателя. Конструкция воздуховода рассчитана так, чтобы температура воздуха на любых режимах работы двигателя была близка к требуемой. В системах питания с автоматическим терморегулятором за этим следит термосиловой элемент: например, при температуре +20°С заслонка обязана полностью перекрывать патрубок холодного воздуха, а при температуре +30°С - патрубок подачи подогретого (от выпускного коллектора) воздуха. Если подобной автоматики нет, водитель сам следит за изменениями погодных условий и переключает терморегулятор. При падении средней температуры воздуха ниже +15°С регулятор переводят на подачу подогретого воздуха, при более высокой средней температуре - холодного. Несоблюдение этого требования отрицательно сказывается на работе карбюратора. Например, если в него поступает слишком холодный воздух, состав рабочей смеси из-за ухудшенного испарения бензина становится бедней. Иногда настолько, что двигатель ощутимо теряет мощность, плохо "тянет", автомобиль вяло разгоняется и т. д. Особенно четко это проявляется в системах питания современных автомобилей с их заведомо обедненной регулировкой. На работе карбюратора, отрегулированного "по старинке", то есть на обогащенную смесь, поступление холодного воздуха отражается, по крайней мере внешне, в меньшей степени. При пуске холодного двигателя подать в карбюратор теплый воздух неоткуда. Именно поэтому приходится дополнительно обогащать- смесь с помощью пускового устройства, летом в меньшей степени, зимой в большей. Поступление в карбюратор холодного воздуха может стать причиной остановки двигателя, так как воздух в диффузорах карбюратора дополнительно охлаждается, а содержащаяся в нем влага конденсируется и замерзает на стенках. "Обледенение" наиболее характерно для такой погоды, когда воздух перенасыщен влагой, например, туман или дождь со снегом при температуре около 0°С. Надеемся, из сказанного стало ясно, что просто снять воздухозаборник нельзя. Его можно переделать так, чтобы он выполнял свою роль в регулировании температуры воздуха.Зазоры в газораспределительном механизме двигателя "Жигулей": а холодный, неработающий двигатель; б - двигатель работает, температура нормальная; в - двигатель перегрет или зазор в приводе клапана меньше положенного (неплотное закрытие клапана); 1 - седло; 2 - клапан; 3 головка цилиндров; 4 - рычаг; 5 - кулачок; 6 - регулировочный болт.56З РЛМ 59 АУЕ /5