$m"Уважаемому Александру Николаевичу Бунину - моему лучшему шоферу, безупречно прошедшему со мной все дороги Великой Отечественной войны" - такую надпись сделал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков на подаренной водителю книге мемуаров "Воспоминания и размышления". Выход в свет книги самого шофера - своего рода выполнение наказа маршала, который, вручая подарок, сказал: "Вам нужно писать, вам есть о чем вспомнить". Шофер ответил, что он не писатель. Но бывалому человеку, награжденному за битву под Москвой орденом Красной Звезды и получившему из рук маршала на Курской дуге дорогую солдатскую медаль "За отвагу", было что вспомнить и рассказать. С 1941 по 1948 год А. Н. Бучин возил маршала Жукова. Сам он потомственный автомобилист. Отец, Николай Борисович, шоферКНИЖНАЯ ПОЛКАА.Н. Бучинs=-i!170000 WZ0BGОГ е7 всеросМ АРШАЛ ЖУКОВ ГЛАЗАМИ ШОФЕРА =У установилсийский рекорд скорости. В отца пошли и сыновья. Сергей был чемпионом и рекордсменом страны по мотогонкам, а Александр Бучин 61 год назад, в 1934-м, сдал экзамен и получил профессию шофера и тоже был известным мотогонщиком. Всего три года назад, в 75 лет, он ушел на пенсию, проработав почти сорок лет сначала на междугородных автобусных, затем в международных автомобильных перевозках. Но самая памятная веха в жизни шофера - Великая Отечественная война, семь лет работы рядом с Г. К. Жуковым. Конечно, в книге на первом плане - маршал, его фронтовые будни и заботы, порой малоизвестные факты кипучей и насыщенной событиями жизни. Но и сам шофер не остается в тени. Не забыть ему тот день, когда он впервые повез на фронт тогда еще генерала армии Г. К. Жукова. "Сажусь за руль ГАЗ-61, рядом Жуков, на заднем сиденье чекист Бедов с адъютантом. Только выехали со двора избы, где ночевал Жуков, как машина встала, - вспоминает конфуз водитель. - Широкая деревенская улица, солнышко светит, а автомобиль ни с места. Я взял ключ, поднял капот, отвернул бензопровод, продул насосом, закончил операцию и мотор затарахтел. Поехали. В машине никто не проронил и слова. Так началась моя служба у Г. К. Жукова". Да и не до разговоров тогда было: время тревожное, враг стоял у стен Москвы. Жуков круглосуточно был на ногах. "Мне, молодому парню, было легче, пишет Бучин. - Нет-нет, да и прикорну за рулем в ожидании Георгия Константиновича. Вот опять он появляется - "поехали", и снова по избитой дороге в другую часть". В октябре 1941 года вез шофер маршала по калужским дорогам. Недалеко родная деревня Стрелковка, в которой родился Жуков и где жила его мать и родственники. Но дела не позволили ему заехать на родину. Вспомнил по дороге о речке Протве, в которой мальчишкой рыбу ловил, о давних годах. С калужской земли началась большая биография полководца. В Георгии Константиновиче не было ничего показного. Он был человеком открытым, широкой души и, как каждый русский, любил ездить "с ветерком". Но - только по делу, он терпеть не мог лихости. Если нужно было "нажать", Жуков давил ногой на мою ногу на акселераторе, а снизить скорость - говорил по-кавалерийски: "Короче!" Когда решалась судьба страны, Жуков работал днем и ночью. Как замечает А. Бучин: "Мне казалось, что Георгий Константинович вообще не спит. И мы все время в дороге". А фронтовые пути-дороги были полны неожиданностей и опасностей. "Как-то во время обстрела откололся руль, как-то на полу машины нашел Жуков осколок мины и посоветовал сохранить "сувенир". "Георгий Константинович всегда впереди сидел, - вспоминает Бучин. - Это уже в Берлине церемонии начались. По этикету ведь ему положено было на заднем сиденье находиться. В поездках был неразговорчив. Оружия не носил. Я, правда, всегда имелпри себе наган и финский нож. Ездили много. Меня в мои 24 года всегда называл по имени-отчеству. Ездили и по ночам, при свете луны (фары не включали). Приходилось и через минные поля пробираться, и под бомбежки не раз попадали. За годы войны были автомобили разных марок: и "Бюик", и "Паккард", и "Хорьх", и "Мерседес". Только самой ценной машиной на войне был наш, отечественный ГАЗ-61 с откидным верхом. Машина без отопления, так что надевали рукавицы, валенки - и в путь, на передовую, в войска, как говорил маршал. На фронтовых дорогах едешь на третьей скорости, а опасность спешит на четвертой. Война есть война. Иногда Георгий Константинович подвергался опасности из-за желания увидеть все собственными глазами. Едем в ясную погоду, на дороге - громадная воронка. "Стой!" - командует Жуков. Открыл дверь, встал на подножку, из-под низко надвинутого козырька смотрит на немецкие пикировщики, бомбящие совсем рядом. У меня, честно говоря, мурашки пошли по коже, а если немец немного, совсем немного довернет, что тогда? Жуков внимательно смотрит, молча что-то соображает. Сел. Хлопнул дверью: "Поехали!" Нам он не объяснял, зачем и почему останавливались. Конечно, Георгий Константинович был храбрейшим из храбрецов. Обладал каким-то спокойным мужеством". Вот такими эпизодами запоминается книга. На разных фронтах довелось быть шоферу рядом с маршалом, и об этом повествуют главы "Харьков-Киев-Карпаты", "На Берлин". В памятном 1945 году провел Бучин машину вдоль строя советских, американских, английских и французских воинов на параде союзных войск. Бучин доставил маршала и на Парад Победы на Красной площади. Опала маршала коснулась и его водителя: немало ему пришлось перетерпеть унижений и обид. Но не сдался солдат-ветеран жизненным невзгодам. Как отмечает в предисловии профессор Н. Яковлев, активно участвовавший в создании книги: "Александр Николаевич - хрестоматийный пример того, как прекрасен человек, проживший чистую, честную жизнь". Фотографии, порой неизвестные, дополняют рассказ о жизни маршала и шофера, органически вплетаются в ткань книги, ставшей еще одним памятником народному полководцу - Маршалу Победы. А. САФОНОВ1ьЗА РУЛЕМ 5/9579