глазами владельцаСЕМЬ ЛЕТ НА "ВОЛГЕ"В предыдущем номере журнала К. ОГУРЦОВ из поселка Сенной Саратовской области рассказал о переднем мосте, рулевом управлении и трансмиссии. Сегодня - окончание рассказа о "Волге". Сцепление. Однажды по незнанию нарушил заводскую регулировку лапок корзины, после чего мне не удалось заставить этот механизм работать нормально. Много раз регулировал лапки, даже на снятом двигателе, закернил их как следует, но через 1,5-2 тысячи километров снова появлялось знакомое позвякивание снизу на холостых оборотах двигателя и вибрация при троганье с места. Почему нарушается регулировка непонятно. Гайки лапок при повторном регулировании были на месте, и отворачивать их приходилось с заметным усилием! Так и езжу, и пару раз за сезон регулирую. Кстати, и на новых машинах встречается подобный дефект. Вообще, система нажима тремя лапками мне кажется еще довоенным изобретением, на других машинах ее давно нет. Двигатель. Вскоре после покупки разобрал его, обработал коленвал, заменил цилиндро-поршневую группу, сальники. После сборки потаскали грузовиком на буксире для холодной обкатки и запустили. Святые угодники! Изо всех щелей текло масло, давление слабое и, кроме того, куда-то исчезла потихоньку вода из радиатора. Поиски причины привели, наконец, к прокладке головки цилиндров, которую я вовремя не заменил. При этом масло лишь слегка пенилось, чему я особого значения не придавал. Заменил прокладку, подтянул уплотнения. Мотор стал работать нормально. Однако через 50 тысяч застучал. Вообще, двигатель при всейего простоте и ремонтопригодности хорошо отремонтировать может только профессионал-моторист. Я же, в конечном итоге, загубил два коленвала, комплект цилиндропоршневой группы, и только с третьего раза двигатель заработал как положено. Виной этому - большие погрешности размеров запасных частей и конструктивные особенности двигателя. Коленвал на заводе балансируют вместе с маховиком и сцеплением, поэтому при разборке нужно отметить взаимное положение деталей, чтобы при сборке затем все поставить на прежнее место. Надо использовать вкладыши только от ГАЗ-24 и ни в коем случае не брать от ГАЗ-21, которые по размеру одинаковы, но выполнены из другого сплава. То же относится к поршневым кольцам (от ГАЗ-24 более тонкие, высотой 2 мм) и поршням. На снятом коленвале следует поставить шатуны на свои шейки, предварительно смазав моторным маслом, затянуть гайки и проверить, нет ли люфтов, легко ли вращается шатун со вкладышами вокруг шейки коленвала. Если шатун болтается на шейке или не проворачивается от руки, то необходимо попробовать другую пару вкладышей либо другой шатун. Приходилось даже ставить межремонтные вкладыши (полнее на 0,05 мм). Зазор между шейкой коленвала и вкладышами должен быть 0,01-0,04 для шатунных и 0,036-0,07 для коренных, лучше, конечно, ближе к меньшему пределу. Кроме того, имеет смысл подогнать шестерни маслонасоса. Для этого нужно отвернуть его крышку, отшлифовать ее до исчезновения следов трения шестерен и подогнать обе шестерни, добиваясь опять же плотного, без люфтов, вращения и отсутствия заедания. Теперь остановлюсь на особенностях регулировки двигателя. Довольно капризна система подвода разрежения к вакуум-корректору: каналы в карбюраторе часто засоряются, нарушается герметичность штуцеров. В результате - потеря мощности и рост без того не очень скромного "аппетита" мотора. Признаком отказа вакуум-корректора является то, что распределитель зажигания приходится поворачивать по часовой стрелке почти до упора, а при отсоединении шланга на работающем двигателе обороты не изменяются. Этому сопутствует сильная детонация на малых оборотах и отсутствие на средних и больших. Намучившись с такой конструкцией, я купил резиновый шланг этой же системы от "жигулей", просверлил отверстие прямо во впускном коллекторе, нарезал резьбу и ввернул штуцер, к которому и подсоединил шлангом вакуум-корректор. Сразу заметно возросла приемистость двигателя, снизился расход топлива. Чтобы повысить устойчивость работы двигателя и его мощность, уменьшить расход топлива, целесообразно установить бесконтактную систему зажигания от ГАЗ24-10. Журнал не раз писал, какие деталитребуются для этого, и приводил порядок коммутации. Контактный же распределитель, даже с небольшой наработкой, дает довольно большой разброс момента зажигания, что хорошо показывает стробоскоп. А мотор такого большого литража на любые отклонения в регулировках сразу реагирует заметным ростом расхода топлива. Тормоза. Однажды мне попались манжеты не в форме колец, а имеющие в профиле сечение двутавровой балки, но такого же размера по ширине и диаметру. Поставил для пробы на один цилиндр, затем поменял на всех колесах и вот уже второй год горя не знаю. А то как зима, так начинают течь цилиндры по очереди. Колеса. Купив однажды комплект покрышек 205/70R, установил их на автомобиль и вот уже пятый год езжу и не нарадуюсь. Покрышки прошли около 45 тысяч километров - износ практически не заметен. Уверен, узкие шины (185-14) давно были бы на свалке. Правда, регулярно проверяю развал и схождение колес, люфты в шарнирах подвески. При установке широких шин необходимо поменять поворотные кулаки (от ГАЗ-24-10), иначе они при поворотах станут задевать за стойки подвески. Рекомендуют также поменять диски колес, но я езжу на старых. В багажник часто проникала пыль, а в салон - отработавшие газы. Долго я подгонял уплотнители, регулировал замок багажника, но результат не удовлетворял. Тогда недолго думая в ясный солнечный день я залез в багажник (благо места хватает) и закрылся в нем. Отметил места, где проходил свет сквозь щели, подогнул, где можно, держатель уплотнителя, добился полной темноты. А салон изолировал от багажника, приклеив на антикор большой лист полиэтиленовой пленки за задним сиденьем. В итоге перестала проникать пыль в багажник, влага в нем зимой не конденсируется - несколько стало теплее в салоне. В целом же, поездив на "Волге", ни на "Жигули", ни тем более на другой наш автомобиль не пересяду никогда. При всех недостатках ее основные достоинства - крепкие кузов и подвеска, большой ресурс, вместимость - явно перевешивают чашу весов в сравнении с "жигулями", которые, как известно, более экономичны (в среднем на 2 литра на 100 км). Я не видел ни одной "Волги" с оторванным передним колесом, скрипящей крышей, лопнувшими стойками передних дверей, - а это сплошь и рядом случается с "жигулями" в возрасте более 10 лет ис пробегом более 200 тысяч. А уж как "Волга" эксплуатировалась в качестве такси в застойные времена, известно всем. Вот, пожалуй, и все, о чем хотел написать. Буду рад, если мой опыт окажется кому-то полезен или просто интересен, как и мне всегда интересен чужой опыт, представленный на страницах журнала, который моя семья выписывает уже не один год единственный из всей печатной продукции. Из материалов, присланных на конкурс "Журналист".ЗА РУЛЕМ 5/95 69