70
71
72
ТЕХНИКА.1ОГОНЬ, ВОДА И ЗИЛ-4333ВСЕ НА ПОЖАР: ОТ ЛЕГКОЙ КАВАЛЕРИИТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ И ФИРМЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИС19.30. Москва, Измайлово. Четвертый караул |26-й противопожарной части Восточного I административного округа заступает на суточное дежурство. В карауле два пожарных звена, диспетчер и два АЦ-2,5-40 на шасси ЗИЛ-433362. Радиус района охраны I примерно 5 км.толетие назад пожарные долго не желали расставаться с холеными лошадьми и пересаживаться на самобеглые насосы и линейки. Кстати, некоторые автомобили того времени представляли собой одноосный121.00. Половина дежурства I позади. Ни одного вызова, I даже «ложняка» - эффект [журналистского [присутствия? Но диспетчер I Ира Гордиенко не отходит [от пульта. Предчувствие I основано на опыте I серьезная работа обычно • начинается вечером. 21 41 Сглазили! На Щелковском шоссе Iв подъезде задымление. | За секунды, которые ребята | тратят на спуск со второго [этажа и надевание «боевок» | (рабочих костюмов), ЗИЛ, [взревев, уже выскочил I из гаража. 121 42. Ехать по Москве непросто, даже вечером. I Почему-то многим водителям не приходит Iв голову, что пытающийся обогнать их или I проскочить перекресток красный ЗИЛ спешит Iспасать людей, может быть, наших близких...несущие на борту огнетушащие вещества. Современные цистерны вмещают в среднем 2-4 тонны воды и 150—400 литров пенообразователя. Кстати, двух тонн воды при работе насоса на полную мощность хватает лишь на несколько минут. В тесных городах с узенькими переулками и низкими дворовыми арками не обойтись без компактных автомобилей. В Москве, например, работают несколько АЦ-0,830/2 на шасси «Бычка» ЗИА-530104. Емкость цистерны всего 800 л, зато проще маневрировать в центре города. На противоположном полюсе боевые противопожарные слоны - аэро| дромные трех-, четырехосВ ные автомобили. Они несут около 1000 л пены и 8—10 тыс. л. воды (американский гигант «Эмерженси-Уан Титан» -16 тысяч!). Мощные насосы рассчитаны на то, чтобы быстро загасить 70-100 тонн горящего авиационного топлива. На аэродромах, химичеI ских заводах, для борьбы с огнем на нефтяных и газо_ вых скважинах нужны маI шины газоводяного (насос Ч | И подает воду в смеси с углеI кислотой) и порошкового тушения. В музеях, архи-По 52-метровой лестнице «ИВЕКО-Магирус DLK 52 Варио СС» пожарные поднимаются в спасательной люльке, где размещены дублирующий пульт управления лестницей и (по заказу) стационарный лафетный ствол. Полноприводная 347-сильная Латра-815» с подъемником ППК-35 производства завода «Пожтехника» из Торжка. Насос подает 110 л пены в секунду на высоту до 35 метров.моторный передок - прообраз седельного тягача, прикрепленный к телеге с пожарными приспособлениями... Сегодня семья противопожарных (на профессиональном языке - именно так) автомобилей огромна. Основными пожарные называют машины, /ПРОФЕССИЯкДО БОЕВЫХ СЛОНОВ121.43. Рация в машине работает почти I непрерывна Любую задержку фиксируют | диспетчер и оперативный дежурный округа: I он на штабной «Газели» выезжает на каждый | серьезный пожар.вах и прочих учреждениях с особо ценным имуществом, а также на электростанциях автомобили газового тушения душат пламя углекислотой. Основные машины часто действуют в паре со специальными. Их ряд начинают штабные автомобили (обычно на базе микроавтобусов и фургонов). На борту, помимо нескольких пассажирских мест и средств связи, комплекты слесарного и шанцевого инструмента, другое спасательное оборудование. К штабным близки по классу автомобили быстрого реагирования. Юркие и шустрые, они первыми прибывают к месту трагедии. Кроме спасательного оборудования и носилок, иногда небольшой лестницы, в фургоне - насос и комплект пожарных рукавов, чтобы подавать воду «со стороны». Пожарные лестницы, выдвигающиеся на 30 м, давно никого не удивляют - иные способны поднять расчет более чем на 50 м, то есть примерно на 17-й этаж. Действиями «ИВЕКО-Магирус DLK 52 Варио СС», который стоит на вооружении противопожарной службы Москвы, руководит компьютер. Он следит за подъемом 52-метровой лестницы, учитывая силу ветра, чтобы угол наклона лестницы и скорость подъема были безопасными, и установкой опор. Хитрая конструкция позволяет закрепиться даже на косогоре или подвести «лапу» под припарко-Пожарная лестница 30-х на шасси ЗИС-6. ванный автомобиль. Пожарные не бегают 50-метровку вверх - нынешние лестницы, по сути, подъемники со спасательными люльками-«лифтами». Лестницы много длиннее 50 м делать сложно и нецелесообразно. Уложить такую на шасси нелегко, тем более работать на огромной высоте, особенно при сильном ветре. Удобнее коленчатые подъемники, высота подъема которых превышает порой 70 (!) метров. На такой машине, как правило, стоит насос, подающий воду или пену к лафетному стволу на конце стрелы. Газодымозащитные звенья ездят на автомобилях с электрическими дымоотсосами, прожекторами и мачтами для них, комплектом изолирующих противогазов. Шланги (по-профессиональному рукава) стандартного автомобиля позволяют работать на удалении 200 метров от машины; на обширных пожарах выручают машины с двухкилометровыми рукавами. А если воды потребуется очень много? Специальные передвижные насосные станции подадут ПО л/с по рукавам увеличенного диаметра (150 мм вместо стандартной величины 51 мм). Обычно пожарные автомобили базируются на серийных шасси. Лишь немногие (как правило, американские) специализированные фирмы создаютг*121.45. Установка гидранта и развертывание | линии пожарных рукавов отработаны I до автоматизма. «Здание 16-этажное, блочное, | жилое. Внешних признаков нет», - докладывает [начальник караула Алексей и со старшим | пожарным отправляется в подъезд.121.48. Эфир вновь ожил: «Дым из-под железной | двери квартиры. Возможна внутри люди. |Проникаем через балкон...» «Скорая» I и коленчатый подъемник, всегда выезжающий | к высотным зданиям, уже в пути. 21.50. Конец рукава, | который ребята несли с собой наверх «в скатке», сброшен к машине, линия соединена, вода пошла. 122.06. Пожар локализован и ликвидирован. [Людей в квартире нет. Причины возгорания [будут выяснять специалисты, а расчет Алексея I свою работу закончил.«Скания-Р94 GB 4x2» с двигателем 228 кВт/ 310 л.с. и шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Легкая кавалерия пожарных - «ФИАТ-Скудо EL 2.0 JTD» с 94-сильным турбодизелем.122.15. К счастью, ни «скорая», ни подъемник [ не понадобились, да и нам пора в часть. 122.50. Оба звена «дома» и готовы к работе. [в среднем часть получает шесть тревожных [сигналов в сутки. Рекорд - 28 (I) вызовов [за 24 часа. Эффект нашего присутствия [сработал: в это дежурство у караула был [единственный выезд... Всегда бы так! [РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ГЛАВНОЕ (УПРАВЛЕНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ |МЧС РОССИИ, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Г. МОСКВЫ, [ А ТАКЖЕ 26-Ю ЧАСТЬ ВОСТОЧНОГО ОКРУГА | м осквы ЗА помошьВ ПОДГОТОВКЕ 1мАТЕРИАЛА.для аэродромных гигантов собственные шасси, используя покупные узлы и агрегаты. Многие пожарные машины полноприводные. В первую очередь те, что предназначены для борьбы с огнем в лесу. Но и иным тяжелым автомобилям все ведущие не помешают. Главное требование пожарных всего мира - надежность и прочность автомобиля. В отличие от большинства грузовиков, такая машина не ездит порожняком, так что подвеска, двигатель и другие узлы всегда работают с полной отдачей. На больших цистернах подвеску делают более жесткой, чтобы во время движения вода не раскачивала автомобиль. Аэродромный АА-15/60 на шасси МЗКТ-790912 полной массой 41 600 кг везет 14 т воды, 1 т пенообразователя и 100 кг углекислоты.Моторы должны не только резво тянуть многотонные машины, но и приводить мощные насосы, подъемные механизмы. Не редкость 300-350-сильные двигатели. А голландская фирма «Кроненбург», строя огромную машину для аэропорта Мюнхена, выбрала 1000-сильный V12 марки МАН. У пожарных повышенные требования к сцеплению: через него и коробку отбора мощности усилие передается на насосы и подъемники. Очень важно, чтобы пневматическая тормозная система долго держала давление: расчет должен выехать через 45 с после сигнала тревоги - ждать, пока компрессор нагонит воздух в ресиверы, просто некогда. Множество специализированных фирм всего мира строят противопожарные автомобили. Дело это выгодное, ответственное и престижное, как и сама работа алых машин - спасать наши жизни. I*t -*