140
141
i 5>тт •. -'!•• •••1''IPВ ||МАРОККО HE ТАК ДАЛЕКОАФРИКА БЛИЖЕ, ЧЕМ МЫ ДУМАЕМпримерно как в Москве, а вот овощи и ля большинства соотечественнифрукты - в несколько раз дешевле. ков Африка - далекий, почти скаПриятно удивили цены в ресторанах: зочный континент, знакомый, в полный обед на двоих - не дороже $10, основном, по «Доктору Айболиту» и а со спиртным - $15-20. В кафе на набе«Клубу кинопутешественников». «А режной цены раза в два выше, чем в гопочему бы сказку не сделать былью?» роде; качество обслуживания везде от- как-то подумали мы с товарищем в личное, а люди дружелюбны. Алкопреддверии летнего отпуска. Выяснигольные напитки продают только в спели, что двухнедельный тур в Марокко циализированных магазинах, располостоит $660: виза (для получения достаженных обычно на окраинах (работаточно заполнить анкету), авиабилеты, ют до 19 часов). Бутылка хорошего матрансфер из аэропорта и номер в рокканского вина, сделанного по французской технологии, обойдется в $3-5. трехзвездочной гостинице. Пятичасовой перелет Москва - АгаЧерез три дня, загорев и накупавдир на самолете «Аэрофлота» прошел шись, решили: пора знакомиться со в предвкушении встречи с Африкой за страной. Выяснилось, что без кредитизучением довольно устаревшего и не ной карточки и залога напрокат дают очень полного путеводителя «Ле Пти только «ФИАТ-Уно» или «Палио», коФюте». Агадир - большой курортный торые выпускают в Марокко по лигород с развитой инфраструктурой, цензии. Стоимость аренды везде одиоднако исторических достопримечанаковая - $200 в неделю без ограничетельностей здесь нет. Основное его бония пробега. Мы арендовали почти гатство - великолепные многокилоновый «Палио», адаптированный для метровые пляжи на Атлантическом нелегких местных условий - с увелипобережье. Погода благоприятствоваченным дорожным просветом, мощла - в сентябре температура воздуха ной защитой моторного отсека и простабильно держится на отметке стым карбюраторным мотором 1,2 л. +25...27°С, а вода здесь круглый год В первый же день отправились за около +20°С. Не устояв против ласко170 км в Эс-Сувейру. Очень красивая вого океана и жаркого солнца, останодорога проложена по берегу Атлантивились здесь на несколько дней. ческого океана. Попытавшись сделать Основные продукты стоят в Марокко эффектный снимок на фоне волн, заТЕКСТ. «ОТО / СЕРГЕЙ ДЬЯКОНОВ, МОСКВА/ПУТЕШЕСТВИЕДстряли в песке - откапывались целый час. Эс-Сувейра известна с VTJJ века до нашей эры, когда финикийцы основали порт в нескольких километрах от современного города. Позднее здесь отметились карфагеняне, римляне, берберы. В XV-XVI вв. на побережье Марокко господствовали португальцы - с тех времен прекрасно сохранилась морская крепость. В этом городе кажется, что время остановилось. Пляжи здесь даже лучше, чем в Агадире, но отелей мало, а стоимость проживания в них вдвое выше. Дорожное движение в Марокко имеет некоторые особенности. Например, здесь не действует правило «правой руки», поэтому надо быть особенно внимательным на перекрестках. Нужно осторожно ездить ночью по второстепенным дорогам, поскольку местные жители имеют привычку бросать телеги, велосипеды и прочие транспортные средства прямо посреди проезжей части. Обгоняют марокканцы тоже весьма своеобразно: сначала вплотную прижимаются сзади, потом обязательно сигналят, слепят дальним светом фар и только затем совершают маневр. Превышать в городе разрешенные 60 км/ч не стоит - пешеходы переходят дорогу, где и когда им вздумается, не глядя на проезжающие машины. За городом скорость ограничена 90 км/ч, однако радаров у полиции нет, а хорошие дороги позволяют ехать со скоростью 100-120 км/ч. На следующий день мы поехали в Тафраут - природный памятник в горах Антиатласа. Первую треть пути удалось преодолеть достаточно быстро. Широкое свободное шоссе позволяло держать 100-120 км/ч. В одном месте остановили полицейские и безуспешно пытались что-то объяснить сначала по-арабски, затем по-французски. В конце концов, махнули рукой: «Проезжайте». Через несколько километров широкая дорога превратилась в узкий горный серпантин со множеством крутых поворотов; пришлось снизить скорость до 20-30 км/ч (полицейские, думаем, просто хотели предупредить о сложном участке дороги). Вообще, на основных дорогах примерно через каждые 100 км установлены пикеты. Перед каждым из них знак «STOP», но машины с прокатными номерами интереса для полиции не представляют, поэтому достаточно снизить скорость до 5 км/ч - и полицейский жестом покажет, что можно проезжать. Горы в окрестности Тафраута - красивейший скалистый массив, окруженный пальмовыми оазисами. В Агадир возвращались более длинным путем, через Тизнит. Здесь ходят туристические автобусы, но дорога не столь красива, как на побережье. В один из дней съездили в Варзазат последний оплот цивилизации на юго-востоке Марокко. Дорога длиной 380 км проходит по живописному плоскогорью, гдегористыеучастки чередуются с пустынными. Встречаются селения берберов - это представители древнего, доарабского населения Марокко. Дорожное покрытие хорошее, но ширина шоссе не превышает 3,5-4 ми для разъезда со встречными приходилось съезжать на разбитую обочину. Впрочем, машины попадались не чаще, чем раз в полчаса. Короткие участки, занесенные песком, без проблем преодолевали с ходу. Из Варзазата можно совершить экскурсии до границы Сахары (160 км) или по дороге касбахов - древних берберских крепостей. Одна из таких крепостей находится в самом Варзазате. В сентябре здесь еще очень жарко - выше 40°С, поэтому, быстро осмотрев город, мы отправились в Марракеш древнюю столицу Марокко. Двухсоткилометровое шоссе Варзазат-Марракеш - самое высокогорное в Северной Африке. Горные пейзажи потрясающе красивы. Лучший вид на Атласские горы открывается с перевала Тишка (2260 м над уровнем моря). В Марракеш прибыли ближе к вечеру и до заката успели осмотреть руины дворца Эль-Бади XVI века, самого роскошного в те времена. Сам же город показался шумным и неуютным, поэтому собрались с силами и одолели еще 240 км до Касабланки. Прибыли туда к десяти вечера и остановились в роскошном отеле «Плаза» - всего-то $27 за двухместные апартаменты. Оставив машину на стоянке, отправились на прогулку по ночному городу. Ужин во французском ресторане, усталость, накопившаяся за 900 км, притупили внимание, и мы заблудились - пришлось обратиться к помощи таксиста. На следующий день при солнечном освещении нам предстал один из красивейших городов мира. Здесь нет двух одинаковых зданий, и хотя жители исповедуют ислам, архитектура и жизненный уклад сходны с южными европейскими городами. Например, мечеть Хасана П, вторая по величине в мире после мечети в Мекке, спроектирована французским архитектором Мишелем Пинсо, который никогда не был мусульманином. Современные торговые центры полны качественных товаров со всего мира по ценам много ниже европейских. Возвращались в Агадир по побережью. Катили не спеша, иногда останавливаясь искупаться и заезжая в разные интересные места. Например, в Аземур на живописном берегу реки Оум Рбиа или в Эль-Джадида, известный еще со времен финикийцев, - до настоящего времени здесь хорошо сохранились старинные португальские кварталы. Мыс Безуза - череда скалистых утесов, изрезанных волнами - одно из самых необычных мест на побережье. С мыса Сафи открывается панорама современного торгового порта и города Сафи - здесь тоже немало архитектурных достопримечательностей. 1*1