210
211
СВОИМИ СИЛАМИ /СЕРВИСНЕОПРОВЕРЖИМЫЕ УЛИКИОНИ НУЖНЫ МАСТЕРУ, ЧТОБЫ «ВЫЙТИ» НА НЕИСПРАВНОСТЬТЕКСТ / ЕВГЕНИИ БОРИСЕНКОВ ФТ / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН ООЗадача этого участка - не только отловить дефект, но и установить его причину. Поэтому копать приходится глубоко, не то что на приемке. Да и тестируют там в основном механику (амортизаторы, подвеску, тормоза и т. д.). Здесь чаще имеют дело с электроникой. Важная часть - система управления двигателем. Ее мозг, процессор, прекрасно владеет языком цифр, но совершенно не говорит по-русски. Поэтому прежде популярным средством общения была лампочка-индикатор. По количеству вспышек определяли код той или иной неисправности. Нынче «мозги» поумнели и думают не только о двигателе, но и об охране, подушках безопасности, АБС, готимат-контроле и т.д., поэтому считать вспышки стало долго и утомительно. Выручил сканер. Устройство это ничего не меряет, оно по сути - электронный переводчик. Через него процессор доносит до мастера содержание электронной памяти. Для лучшего взаимопонимания в нее могут быть зашиты эталонные параметры, справочные величины. Еще сканер способен напрямую считать информацию от различных датчиков (температуры, положения коленвала, дроссельной заслонки и т. д.) и таким образом уличить «бездельника». Но и это не все. Связь сканера спроцессором двусторонняя. А значит, с пульта можно «поиграть» с исполнительными устройствами и убедиться в их работоспособности. А если надо - даже изменить некоторые настройки. Выставить, например, содержание СО или обороты холостого хода. Сканеры бывают портативные и стационарные. Разница, в основном, в удобстве пользования. Некоторые, кстати, превозносят «независимые» исполнения за возможность диагностики автомобиля в движении. Но в этом нет никакой необходимости! Достаточно просто пустить двигатель. (Очевидно, что без вытяжки отработавших газов здесь не обойтись.) Найти общий язык с машинами разных фирм позволяют сменные картриджи. И еще требуется много разных кабелей: ведь диагностический разъем у каждой марки свой. Существенно расширяет информационное поле союз с персональным или специальным компьютером. Сканер, мотартестер и осциллограф в одном лице.К сожалению, сканер не всесилен. Ведь схожие неисправности порой случаются по совершенно разным причинам. К примеру, избыточным уровнем кислорода в выхлопе двигатель может быть обязан неисправному датчику, оборванному проводу, негерметичному уплотнению и т. д. А отказ, скажем, датчика положения коленвала в память процессора вообще не записывается! Пробел восполняет другое оборудование. Ближайший напарник сканера - мотартестер. Часто прибор один в двух лицах. Превращение происходит при подключении соответствующего картриджа. С тестером можно проводить целые исследования. Чего стоит мощностной баланс! Фокус в том, что прибор измеряет падение оборотов при последовательном отключении цилиндров двигателя. Вся работа идет в автоматическом режиме по строгому графику. Ведь цилиндрам надо создать одинаковые стартоМультиметр - самостоятельная <4юевая» единицаВВвввШzoo; | лСканер - незаменимый посредник. Компрессометры отличаются пределами измерения-~а стробоскопы - вариантами исполнения. ляторных батарей. Этот прибор способен оценить батарею на всех режимах: показывает пусковой ток, напряжение, степень зарядки. А еще определяет соответствие источника тока мировым стандартам (DIN, IEC, SAE) в процентах при предполагаемой температуре 18°С. Самый узкоспециализированный прибор тестер утечек. Чувствительная мембрана на конце щупа улавливает колебания воздуха, вызванные истечением струи. Удаленность от искомой течи определяется по звуку, издаваемому тестером. Чем ближе - тем громче. Так же в «подсобниках» ходят компрессометры и вакуумметры. Как ни странно, участок жив не единой диагностикой. Многие работы по ремонту и последующей настройке требуют почти постоянного инструментального присмотра. Не катить же автомобиль в другой цех и обратно для замены неисправной свечи! Приходится поработать не только головой, но и руками. Это особенно актуально для системы питания. Скажем, давление в рампе по показаниям тестера нормальное. Значит, следы ведут к форсункам. Промыть или менять? Для ответа их надо поставить на стенд и проверить герметичность, производительность, форму распыла. Здесь же, в комплекте-ультразвуковая ванна для промывки. Впрочем, помыть систему можно прямо на месте, под капотом. А делается это так. От рампы отключают подающий топливопровод и заменяют его другим - от специального бачка, наполненного моющим сольвентом. Давление в нем создают сжатым воздухом. На этом топливе двигатель работает 30-М) минут на оборотах несколько выше холостого хода. В большинстве случаев процедура приносит неплохие результаты. Оценивают их с помощью всетогоже мотортвстера.вые условия (начальные обороты, температура, временные интервалы и прочее). Очевидно, что чем сильнее перепад, тем лучше. Результат можно получить в абсолютных величинах или в процентах. Динамическую компрессию вычисляют по нагрузке на стартер при прокрутке мотора. Низкое потребление тока на такте сжатия укажет слабое звено. Не гнушается мотартестер и параметрами попроще - оборотами двигателя, углом опережения зажигания и замкнутого состояния контактов, напряжением в бортовой сети и другими. Для наблюдения за быстротекущими электрическими процессами незаменим осциллограф (осциллоскоп.) Характерный пример разряд на свече. Такая картинка - кладезь информации для специалиста. Одновременно прибор способен принять от двух до восьми сигналов. Большинство производителей считают, что вполне достаточно четырех. Трудно переоценить диагностические способности четырехкомпонентного газоанализатора. Здесь он такой же, как на приемке (ЗР, 2002, № 2, с. 180) и выполняет ту же работу. Остальная оснастка предназначена в основном для решения локальных задач. Мультиметр измерит сопротивление, напряжение (в том числе высокое!), обороты, угол замкнутого состояния контактов и прочее. Но если имеешь дело с машиной устаревшей модели без электроники, типа нашей «шестерки», то мотартестер зачастую роскошь. А вот мультиметр - самостоятельная боевая единица. Стробоскоп - дока по части углов опережения зажигания. Принцип работы у всех один отличается лишь исполнение. Взамен древней нагрузочной вилки в нашем сервисе пользуются тестером аккумуНа разных автомобилях свои диагностическиетребует соответствующей квалификации. С ее помощью дозаправка, замена или очистка старого хладагента с добавлением смазки занимает считанные минуты. Найти на такой участок специалиста с улицы - редкая удача, а подготовить своего непросто. Ведь соискателю, кроме тяги к знаниям и трудолюбия, нужно иметь чутье. Даже талант. Железный ящик, пусть и набитый электроникой, можно обмануть. Профессионала - нет. 1»1 Тестер аккумуляторных батарей.Установка для обслуживания кондиционеров.