80
81
82
83
ТЕХНИКА | /НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, АНАТОЛИЙ ФОМИНАВТОНОМНОЕ ПЛАВАНИЕ«ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС» ПОПЫТАЛСЯ СОЗДАТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВОвления X-Drive, который может «расти» прямо из центрального разъема или из подлокотника кресла. Соответственно, и водителя легко разместить слева, справа или по центру (если он в салоне один) - как окажется удобнее при действующей организации движения и компоновке салона. Все управление - по проводам, механических связей нет (эту схему разработала шведская фирма SKF). Электроника позволяет многое из того, что сегодня кажется невозможным. Скажем, смена программы управления приведет к заметному изменению ходовых качеств автомобиля и его реакции на действия водителя - есть возможность индивидуального подхода или «тюнинга» без больших затрат. На заре автомобилизации шасси и кузов делали разные фирмы, более того, покупатель мог выбирать между независимыми кузовщиками. Концепция «Отономи» возвращает реалии вековой давности: здесь раздолье для специализированных фирм и фирмочек. Кузов для «Отономи» - дело вторичное, его можно сменить в считанные минуты: все системы автомобиля связываются через единственный разъем по центру шасси. Сюда подходят не только провода, но и патрубки систем отопления и кондиционирования. Главное скрыто в шасси, толщина которого всего 6 дюймов (152 мм): батарея топливных элементов, резервуар для хранения водорода (жидкого или в виде гидрида металла) и зоны деформации на случай аварии. За характерный внешний вид конструкцию прозвали «скейтбордом». Поскольку внутри «скейтборда» нет тяг или приводов, его размеры легко варьировать, создавая шасси как для компактных городских машин, так и вместительных фургонов. Мощность удастся изменять в весьма широких пределах, добавляя или убавляя ячейки топливных элементов. А применяя разные размеры и типы колес и шин, можно создавать модели как для хороших дорог, так и для проселков - полный привод есть уже в «базовой» конфигурации. Другие плюсы «Отономи» - минимум движущихся частей и полное отсутствие механизмов с возвратно-поступаПередняя зона деформации Центральный стыковочный разъем Система управления (центральный компьютер, климатическая установка, электросистема)иржевая лихорадка, взлетевшие в считанные дни цены на топливо, очереди на заправках, поставленные на прикол до лучших времен машины, запреты на езду по выходным и неторопливые велосипедисты на идеальных автобанах. Это не кошмарный сон или фильм - так уже было в Европе начала семидесятых и восьмидесятых... Хотя с начала триумфального шествия автомобиля по миру прошло более 100 лет, до сих пор лишь 12% населения Земли имеет собственное авто. Остальные 88% пользуются общественным транспортом. Смогут ли они когда-нибудь получить индивидуальное средство передвижения? Чем будут «питаться» завтрашние автомобили? Вопрос, кажется, уже решен: топливо будущего - водород, реально возобновляемый источник энергии. Но его не будут сжигать в камерах сгорания традиционных двигателей, а используют в топливных элементах, где идет обратный электролизу процесс. При соединении водорода с кислородом воздуха возникает ток, который приводит электродвигатель. До сих пор подобные экспериментальные конструкции изготавливали на шасси обычных автомобилей. А теперь... Концепт-кар «Дженерал моторе» «Отономи» опрокидывает догмы конструкции. Ничего похожего на привычные двигатель и трансмиссию. Полный привод реализуется без дифференциалов, полуосей и карданных валов - в каждом колесе электромотор. Управление также без механических устройств. Ведь если задуматься, механические связи сегодня лишь мешают автоматике делать свое дело. Системы стабилизации, например, вообще могут работать только при электронном управлении дроссельной заслонкой. Помехи автоматике - это еще полдела, механические связи педалей и рулевого механизма определяют место и посадку водителя, диктуя строгие требования к кузову. Создатели «Отономи» набрались смелости вовсе отказаться от педалей, рулевой колонки и приборного щитка. Их заменяет пульт упра-БЗамки крепления кузоваТеплообменники Батарея топливных элементовЗадняя зона деформации На правахрекламыТВОИ ШТУРМАН В МОРЕ АВТОКОСМЕТИКИтельным движением. Это залог долговечности: расчетный ресурс такого шасси - 20 лет против 6-12 у современных легковых автомобилей. «Отономи» пригодится ив качестве... передвижного источника энергии: ему по силам давать электричество и тепло небольшому дому в течение нескольких дней. При этом источник энергии способен сам добраться до ближайшей заправочной станции. При всей своей авангардности «Отономи» вполне может превратиться в предсерийный прототип уже через 10 лет. Ведь исследовать топливные элементы «Дженерал моторе» начал еще в 1964году,а первый автомобиль с ними был построен в 1968-м. В августе 2001 года компания представила батарею элементов третьего поколения, она способна выходить на рабочий режим за три минуты и давать 1,75 кВт мощности с литра собственного объема. Сегодня над совершенствованием топливных элементов работают около 300 специалистов компании в научных центрах Америки и Европы, а пробег автомобиля на одной заправке водородом перевалил за 350 км. Есть и более «приземленные» проекты топливных элементов, использующих углеводородные соединения и метанол. Вопрос в другом: смогут ли создатели «Отономи» довести свое детище до реального потребителя и какова будет к тому моменту цена на нефть? Ведь по-настоящему важна только она.ПОЛИРОЛЬ ДЛЯ ПЛАСТИКА:jmade in Germany- великолепно очищает изделия из пластика - освежает и насыщает цвет предотвращает старение деталей за счет интенсивного отражения ультрафиолета - обладает сильным антистатическим эффектом - придает деталям восхитительный блеск сияние которого не померкнет в течение месяца11 - приятные впечатления усилят стойкие натуральные ароматы: апельсина, яблока, мяты. персика ванили хвои и нового автомобиляПредставители в Москве: Москва "Косметиксавто" (095)745-1512 Москва ТД Смазочных материалов (095) 787-7158 Региональные представители: С.-Петербург (812) 560-4591 Ростов-на-Дону (8632) 51 -7674 Екатеринбург (3432) 45-6521 Красноярск (3912) 65-7664 Тюмень (3452) 24-9612 Казань (8432) 95-1111 Белгород (0722) 34-1347 Владимир (0922) 32-5551Эксклюзивный дистрибьютор в России,СНГ и Балтии ООО "Пинго Дистрибьютора" Тел./факс: (095) 1954888. 2317898. 2317899. E-mail: [email protected]_laflinafnil;В/200 ТЕХНИКА /НОВИНКИПришлось - и в этом суть открытия - «завернуть» каждую микропесчинку в обоНОВЫЙ ЛАК БУДЕТ БЛЕСТЕТЬ ВСЕГДА, БЛЕСТЕТЬ ВЕЗДЕ лочку из полисилоксана, котысячная доля микрона). Усторая стала связующим звевтоэмаль должна быть пех затеи оказался столь впеном между органической и блестящей, красивой, усчатляющим, что авторы изонеорганической составляютойчивой к внешним климаНеорганическая бретения получили премию щими нового лака. В блитическим и, по возможности, микрочастица от руководства концерна - жайшее время покрытие хулиганским воздействиям. должно пройти испытания в 25 000 евро. Последнее требование, увы, до сих пор реализовать не Вообше говоря, высокая климатической камере. Если В результате процессов гидролиза удавалось. Впрочем, трое сои конденсации силан образует твердость песчинок давно «песочная» краска покажет трудников фирмы «Дегусса» известна, не зря же пескост- столь же хорошие антикорсилоксановую оболочку. в Дюссельдорфе - Бьёрн Боруйкой удаляют любые отрозионные свойства, автоморуп, Роланд Эдельманн и песок. Не такой, конечно, ложения и покрытия. Идея билисты перестанут бояться Ярослав Монкевич - судя по как на пляже, и даже не табуквально лежала на поверхгвоздя завистливого соседа. всему, нашли-таки решение. кой, как в песочных часах, - ности. Однако добавка поА пока по новой технолоКак и все гениальное, речастицы окиси кремния рошка настолько повышала гии налаживается выпуск поцепт новой краски оказался должны быть не больше невязкость краски, что нанести крытий для паркета, пленки прост - к ней подмешали... скольких нанометров (1 нм - ее становилось невозможно. для оклейки мебели.И НИКАКИХ ГВОЗДЕЙ...АПОСТЕЛИТЬ СОЛОМКИВЗЯЛСЯ «ФОРД», ЧТОБЫ УБЕРЕЧЬ ПЕШЕХОДОВ(ЗР, 2002, С овсем недавно мы писализащитить № 2), как собираются пешеходов от автомобиля; тем временем сделано еще несколько шагов по пути прогресса. Комплексную систему, включающую измененные бампер, фары и капот, встроили в серийный «Форд-Фокус» и успели испытать на манекене. Результаты обнадеживают. Умная электроника определяет вид столкновения: при ударе о железо или бетон команду получают внутрисалонные устройства, а если автомобильФокус удался - «Фокус» стал безопаснее.наехал на пешехода, сработает наружная защита. Форма переднего края бампера способствует неопасному распределению энергии. Кроме того, воздействие удара смягчит вставка в бампере, изготовленная из вспененного полимера. Иногда, правда, автомобиль бьет фарой, а ведь стекло из поролона не сделаешь, да и осколки могут сильно порезать ногу. В экспериментальном «Фокусе» мягким сделали... сам корпус прожектора - это позволяет стеклу уйти назад и остаться целым.Хитроумное механическое устройство сдвигает капот назад и одновременно приподнимает его у ветрового стекла, образуя зазор между сравнительно податливым металлом и жесткими узлами силового агрегата. Описанная система может скоро появиться не только на «Фокусе», но и на новой «Фиесте». Впрочем, с компактным автомобилем пришлось повозиться. Как ни старались разработчики, но замок капота стал камнем преткновения, и потому... от него решили вовсе отказаться. Как и от возможности открыть капот и заглянуть под него. В конце концов, чем «Фиеста» хуже «Ауди-А2»? Надо будет - на сервисе сумеют добраться до мотора, а водителю это ни к чему!То ли тормоза стали лучше, то ли пешеходы осторожнее, но кривые понемногу идут вниз. Тем не менее, число жертв еще очень велико. На правах рекламыДИШ1 СКЛАД АВТОЗАПЧАСТЕЙ ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ДИСТРИБЬЮТОР АМОРТИЗАТОРОВ BLSTEM НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИГАЗОВЫЕ И МАСЛЯНЫЕ АМОРТИЗАТОРЫ БИЛЬШТАЙНтшшшш^.БЕССМЕННЫЙ РУЛЕВОЙНЕУЖЕЛИ «МЕРСЕДЕС» СТРОИТ ПЫЛЕСОСЫ?а самом деле в «пристройке» перед бампером нет элетехники. Тут Н ментов уборочной безопасности расположены датчики систем управления и этого полностью автоматического «Актроса», курсирующего между складом и сборочным цехом завода в Ульме. Два таких «роботомобиля» перевозят на расстояние в 200 метров 120 тыс. тонн грузов за год, что требует при двухсменной работе до 10 тыс. однообразных рейсов. Только представьте себе, насколько утомительны они были бы для обычных водителей. По всему маршруту в дорожном покрытии размещены транспондеры - индуктивные элементы, сигнал от которых ловит приемник и обрабатывает бортовой компьютер. В результате точность позиционирования огромного автомобиля - плюс-минус 2 см, а к погрузочному дебаркадеру этот грузовик причаливает (задним ходом!) с погрешностью в1 см. На всякий случай «актросы» дополнительно оснащены видеокамерами, лазерными сканерами и даже примитивным датчиком упора. Если мягкая обшивка пристройки коснется чего-либо, автомобиль тут же остановится. Можно остановить его и сбоку, надавив на одну из красных кнопок-грибков. Автоматизировано не только передвижение: без участия человека контейнер загружается на складе поддонами с необходимыми деталями и потом так же самостоятельно разгружается в цеху. Разработкой автоматизированных систем управления на «Даймлер-Крайслере» заняты давно, так что создавать концепцию управления по проводам рулем, тормозами, трансмиссией заново не пришлось. А вот сеть транспондерных датчиков предложила фирма «Фокс» из Лерте. Воодушевленные успехом, авторы задумали расширить область применения системы, хотя бы для автоматизации процессов парковки тягачей с прицепами, а там, может, и до автобанов доберутся. 1»1ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ ЗНАК B1LSTEM QUALITY SYSTEM НА УПАКОВКЕ АМОРТИЗАТОРА ПОДТВЕРЖДАЕТ ОРИГИНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ТОВАРА И УКАЗЬВАЕТ НА ФАКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ГАРАНТИЕЙГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ (095) 7773465