16
17
18
19
20
ТЕХНИКАТ КТ / СЕРГЕЙ БАТЬЯНОВ, ГЛАВНЫЙ ЕС КОНСТРУКТОР ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ОАО «ГАЗ»/ИЗ ПЕРВОИСТОЧНИКАВавгусте 1998 года на Московском мотор-шоу ГАЗ впервые представил три «концепта»: переднеприводный ГАЗ-3103, полноприводный 3104 и 3111 классической компоновки. Это стало итогом поисковых работ трех предыдущих лет: внутренняя дискуссия на ГАЗе окончилась в пользу «классики». Решающим фактором стала меньшая себестоимость модели, сохранившей технологическую общность с заднеприводной «Волгой» ГАЗ-3110. При этом «одиннадцатая» вовсе не должна сменить массовую «десятку» - скорее, дополнить ее по части представительских функций. Изначально автомобиль позиционировался как более престижный и дорогой, аналогичный скорее модели 3102. Показанный четыре года назад ГАЗ-3111 был автомоби лем-макетом, «шоу-каром» с кузовом из углепластика на шасси модели 3110. Но уже тогда на ГАЗе испытывали первые прототипы: в мае 1998 года изготовили «мулы» (так их называют во всем мире) - носители агрегатов с кузовами ГАЗ-3110, но полностью новым шасси. В 1999-м тестовые программы начали выполнять опытные машины с полноценными оригинальными кузовами. На этой стадии ГАЗ впервые привлек зарубежные инжиниринговые компании: в изготовлении «шоу-кара» участвовала американская «Венче индастриз»; проверочные и оптимизационные расчеты кузова прово-«В0ЛГ0ВСКАЯ» ШКОЛАМОДЕЛЬ ГАЗ-3111 ПРЕДСТАВЛЯЮТ ЕЕ СОЗДАТЕЛИдили совместно с американской фирмой ЕТА. Завершая исторический экскурс, отвечу на обидный упрек: дескать, «одиннадцатая» - та же «Волга» в измененном обличье. Да, общность с ГАЗ-3110 сохранили трансмиссия и зависимая задняя подвеска - при том, что в них внесены существенные изменения. Однако по совокупности других решений «Волга» ГАЗ-3111 - полностью новый автомобиль. КУЗОВ Одной из главных задач было увеличить салон. Нам это удалось: по сравнению с ГАЗ-3110 его полезная длина выросла более чем на 100 мм, и большая часть досталась задним пассажирам, в полном соответствии с «пре- 130«МЕРСЕДЕС» Е-КЛАССА: СТУПЕНЬКОЙ ВЫШЕ\ПЛ БЕЗОПАСНОСТЬ I / *± БОЛЬШИМ И МАЛЕНЬКИМЖТЮНИНГ ДЛЯ НОВОГО УАЗАстижным» назначением машины. Прибавка длины позволила не только создать психологический комфорт, но и значительно улучшить эргономические параметры для водителя и пассажиров крупного телосложения. Свою лепту внесли рулевая колонка (см. ниже) и сиденье водителя с шестью регулировками. Существенно увеличилась площадь дверных проемов - сзади они стали шире на 104 мм, что очень важно для удобного входа и выхода рослых людей. Поскольку двери имеют больший «размах», при открывании их можно зафиксировать ив промежуточных положениях. Разумеется, кузов разработан с учетом перспективных требований по пассивной безопасности, в том числе по смещенному фронтальному и боковому ударам (Правила ЕЭК ООН R94, R95 и методика EuroNCAP). Жесткость, прочность и долговечность кузова - на уровне зарубежных анало-ДВИГАТЕЛЬ Основа «одиннадцатого» семейства - ГАЗ-ЗШЗ с двигателем ЗМЗ-4052. Этот бензиновый впрысковый двигатель из современной заволжской гаммы отличается от самого популярного в ней мотора ЗМЗ-4062 рабочим объемом: 2,5 л вместо 2,3. Прирост объема достигнут увеличением диаметра поршня с 92 до 95,5 мм. Одна из особенностей двигателя - отсутствие масляного краника: смазка подается в радиатор охлаждения, когда открывается специальный термоклапан. Можно заказать автомобиль ис более экономичным двигателем ЗМЗ4062, однако динамика у него будет скромнее. Предполагается оснащать ГАЗ-3111 и иными моторами. Сейчас проходят испытания машины с четырехцилиндровым дизелем ГАЗ-560. Вообще, автомобилю такого класса просто необходим мощный двигатель - увы, пока ни ГАЗу, ни Заволжскому моторному похвастать нечем. Впрочем, нижегородская фирма «Техносер- ТЕХНИКАЛонжероны кузова имеют специально рассчитанные элементы «управляемой» деформации. То есть характер деформации и энергопоглощения при ударах - фронтальном и сзади - определенным образом «запрограммированы». вис» предлагает для новой «Волги» шестицилиндровый бензиновый мотор и автоматическую коробку передач «Тойота» (адаптацию этого силового агрегата мы проводили совместно). А вообще моторный отсек спланирован так, что на универсальный подрамник между широко разнесенными лонжеронами подмоторной рамы можно устанавливать и бензиновые, и дизельные двигатели рабочим объемом до 4,5 л. Новая «Волга» сертифицирована по нормам Евро II (хотя первые партии выпущены без нейтрализаторов). ТРАНСМИССИЯ Для ГАЗ-3111 выполнен новый гидИГОРЬ БЕЗРОДНЫХ, ГЛАВНЫЙ ДИЗАЙНЕР-СТИЛИСТ ОАО «ГАЗ» ропривод сцепления с пружинным Первый полнорашерный макет ГАЗ-3111 мы привезли из Америки, где его выполсервоусилителем и оригинальным манили по нашему техзаданию всего за три месяца. Обычный срок в России -Л1есяцев логабаритным главным цилиндром. восемь. Именно спешка и погнала нас за океан: торопились к МИМС-98. Коробка передач повторяет конструкЧто бы ни судачили, дизайн «Волги» - полностью российская разработка (в США цию ГАЗ-3110, но оснащена дистанципо нашим электронным изображениям и математическим моделям лишь создали пластиковый демонстратор). Конструктивно «одиннадцатая» - небольшойонным приводом переключения, что шаг позволило удобнее расположить в саназад от появивгиихся чуть раньше машин 3103 и 3104. Этот легкий налет «ретлоне рычаг и защитить его от вибраро» мог навредить имиджу машины... и парировать мы ранили внешним видом! ций. Задание я понимал так: дизайн ГАЗ-3111 должен быть ярким (вплоть до сомниПоскольку положение двигателя и тельного), высокоэмоциональным - и при этом явно указывать на престижность колесная база изменились, карданная автомобиля. передача отличается от ГАЗ-3110; здесь Горьковский автозавод - один из старейших в лшре, а его машинам присущ опреприменена новая, более надежная деленный стиль (вспомним «Победу», ГАЗ-21, ГАЗ-51). Такое наследие надо непрепромежуточная опора. менно использовать... Посмотрите на «одиннадцатую»: есть что-то и от 60-х, и от 70-х годов, что-то очень самобытное, как лшсленица, и модное, как ретро- задних колес увеличилась, поКолея стиль... «Свои» черточки найдет в ней и 60-, и 20-летний человек. требовав, естественно, удлинить полуВ облике и интерьере новой «Волги» лш воплотили все наши идеи. (Правда, оси и «чулки» заднего моста. Введены чего нам это стоило! С фирлюй VDO торговались из-за оригинального шрифта для оригинальные приварные кронштейкомбинации приборов, ее цвета, металлических ободков, подсветки. Поначалуны для амортизаторов и стабилизатомногое казалось лишним; зато когда под занавес успешных переговоров я сказал, что еще ра поперечной устойчивости. Под бумы хотим пару бриллиантиков на спидометр и тахометр, дущую гамму двигателей разработаны партнеры поняли и рассмеялись первыми.) Гак что вопрос, главные передачи с передаточными счипшю ли я ГАЗ-3111 удачей, для меня риторический.числами 3,9 и 3,58. ПОДВЕСКА Передний «модуль» шасси вобрал в себя наибольшее количество новых решений. Они отрабатывались еше на передне- и полноприводньгх прототипах ГАЗ-3103 и 3104. Прежде всего, в отличие от «шкворневой» подвески ГАЗ-3110, для новой «Волги» разработана оригинальная поперечно-рычажная подвеска передних колес с поворотной стойкой на шаровых опорах. Нижние рычаги опираются на подрамник, а ось верхних закреплена на литом кронштейне: он служит также опорой пружины. Передняя подвеска Чтобы сделать узел компактным, увеличить пространство между лонжеронами в моторном отсеке, получить выгодную кинематику рычажной системы, шаровые опоры разнесены довольно далеко. Это благотворно сказалось и на их долговечности.Платформа ГАЗ-3111. Двигатель, сцепление и коробка передач составляют силовой агрегат на подрамнике. Для его подвески к кузову использованы энергоемкие резинометаллические опоры новой конструкции. Предусмотрена эластичная опора оригинального амортизатора, пропущенного внутри пружины и опирающегося вильчатым концом корпуса на нижний рычаг через массивный сайлент-блок. Главные отличия задней подвески от ГАЗ-3110 - применение стабилизатора поперечной устойчивости и иное, близкое к вертикальному, расположение амортизаторов. Эти меры улучшают устойчивость автомобиля, снижают продольные деформации рессор и колебания задней оси. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ТОРМОЗА Рулевой механизм реечного типа со встроенным гидроусилителем разработан и поставляется заводом «Автогидроусилитель» (Борисов, Белоруссия). Агрегат потребовал длительной тонкой настройки, прежде чем удалось найти оптимальные характеристики гидрораспределителя, силового цилиндра, насоса и обеспечить эффективную работу усилителя и требуемое изменение реакции на руле. ГАЗ-3111 - первый российский легковой автомобиль, в стандартное оснащение которого входит антиблокировочная система тормозов (АБС). При ее разработке мы обратились за помощью к фирме «Бош», которая и будет поставлять основные компоненты. В каждом колесном узле установлены зубчатые роторы и индуктивные дат-циклично. Тем самым обеспечивается максимальная эффективность торможения, сохраняется управляемость и курсовая устойчивость при торможении на покрытии с разными коэффициентами сцепления. ОБОРУДОВАНИЕ САЛОНА Помимо внешней выразительности, которая дала пищу для дискуссий, автомобиль подтверждает свой «статус» стильным интерьером и богатой стандартной комплектацией. Так, удобные замки российско-чешского СП «БраноРос» позволили сделать закрывание двери приятным на слух. Кроме того, центральная блокировка замков теперь базовое оснащение. К нему же относятся электростеклоподъемники и зеркала с электроприводом и подогревом. Особое внимание уделили подсветке салона - впервые на автомобиле ГАЗ применен «вежливый» свет: он выключается с задержкой после закрывания двери.продольная регулировка регулировка по вертикалиДля ГАЗ-3111 разработано новое энергопоглощагащее рулевое колесо, а также рулевая колонка с бесступенчатой регулировкой длины и угла наклона.чики, передающие информацию о частоте вращения колес электронному блоку управления, интегрированному с гидроагрегатом. В случае блокирования любого из колес АБС сбросит давление в этом тормозном цилиндре, а затем снова восстановит его, работаяМНЕНИЕ ИСПЫТАТЕЛЯ ВЛАДИМИР ГАНИН, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ИСПЫТАНИЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ОАО «ГАЗ» Этот автомобиль сразу обращает на себя внимание. Недаром столько потруди лись над конструкцией, обликом кузова, интерьером. Отдавая должное всем улуч гиениям «Волги», отмечу: нам, испытателям, хотелось бы большего. Попросту говоря, ГАЗ-3111 выглядит лучше, чем едет! Современнол1у автомобилю нужна шир кая гамма двигателей, в том числе мощных, а значит, надежное управление. Потому не обойтись без независимой задней подвески, чтобы привести ездовые качест в соответствие с внешним видом. Тем не менее, «Волга» уже поехала. Уже - потому что повозились немало, особенно настраивая подвеску и рулевой механизм. По моему мнению, ГАЗ-3111 - удача завода. Ведь несколько десятилетий мы шли путем людернизации, а тут, как ни поверни - новая люделъ. «Побочный» эффект АБС - возможность легко выйти из заноса на скользкой дороге. Без этой системы интенсивное торможение только ухудшит ситуацию: АБС помогает водителю быстро вернуть автомобиль на курс.Пожалуй, самым эффектным элементом интерьера стала элегантная комбинация приборов. Она оснащена системой диагностирования; стоит нажать две мини-кнопки - и оживают все стрелочные приборы, включаются сигнализаторы, демонстрируя работоПередняя панель. На центральной консоли - крупспособность. Зрелище очень эффектные вращающиеся рукоятки отопительно-вентиное, особенно в сумерках. ляционной установки - для управления скоростью Конструкторы учли недостатки нывентилятора (три режима), краником отопителя нешней серийной модели. В отличие от (с моторедуктором дистанционного управления) ГАЗ-3110, на «11-й» все кнопки и клавии моторедукторами системы заслонок, перерасши подсвечены. Новый центральный пределяющих основные потоки теплого воздуха.переключатель света очень удобен. Он управляет теперь работой всей наружной светотехники, включая передние и задние противотуманные фонари. Как пример работы над ошибками, упомяну подрулевые переключатели. На первых машинах они оказались слишком далеко от руля - увы, предусмотренные конструкцией изогнутые рычажки были еще не готовы. На серийных ГАЗ3111 переключатели займут свое место.По сравнению с ГАЗ-3110 выкроили дополнительные 100 мм длины салона, на 20 мм увеличив колесную базу, изменив положение двигателя и моторного щита, отодвинув задние стойки... Салон на уровне локтей и плеч расширен на 40 мм. При этом габариты автомобиля практически не изменились! ПЕРСПЕКТИВЫКонструкторы вовсе не заканчивают работу, передавая автомобиль в производство. Вот и по ГАЗ-3111 существует перечень дел на ближайшее и отдаленное будущее. Современный автомобиль обязан иметь в стандартной комплектации подушки безопасности. В ближайшей перспективе кондиционер. Здесь, выражаясь языком производственников, есть «готовность поставки». На очереди коробка-«автомат»: будем адаптировать к «Волге» импортный агрегат. Скоро появятся опытные образцы с независимой задней подвеской. Она призвана улучшить управляемость «Волги» и сделать удобным размещение запасного колеса. Из электроники назову иммобилайзер и систему стабилизации ESP - не заниматься этим было бы просто странно, тем более уже имея готовую АБС. Наконец, со временем может появиться универсал - дизайнеры над ним уже работают. Впрочем, это дальняя перспектива... * * * Проект 3111 стал очень хорошей школой - мы много сотрудничали с иностранными фирмами, приобрели ценнейший опыт проектирования, постройки моделей, испытаний. Как бы ни сложилась судьба автомобиля, он уже стал вехой для завода. И его «кусочек» непременно будет в каждой будущей машине марки ГАЗ. 1»1