152
153
СПОРТодинокий волк/ОРУЖИЕ ПОБЕДЫМОТОР ВПЕРЕДИ - ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ!Т КТ / АНДРЕЙ СИДОРОВ ЕС ФТ / АВТОРА И ГЕОРГИЯ САДКОВА ООг*»-"» -*.:/_52ПРЕДЫСТОРИЯ Она началась за несколько месяцев до старта «Дакара-2002», когда устроители самого престижного ралли-рейда нанесли главным претендентам на медали - КамАЗу и «Татре» - коварный удар. Их среднемоторные прототипы, уже несколько лет никого не подпускавшие к пьедесталу, решили слегка «придушить». Что ж, прием известен еще со времен покорения дикого Запада, когда пойманному мустангу жестокие ковбои проволокой стягивали ноздри, оставляя для дыхания лишь две малые щелки. Пускай до поры бегает на воле, а надо будет - поймаем: без воздуха далеко не ускачет. Нечто похожее задумали проделать ис машинами - им предписали перенести двигатели вперед, под кабину, как на обычных фузовиках. Предписали, несмофя на действующую омологапию, позволяющую этим машинам участвовать в этапах Кубка мира по ралли-рейдам, несмофя даже на то, что «Дакар» из-за этого теряет свой кубковый статус. Что ж, возможно, с точки зрения организаторов,этооправдано. Не секрет, что ведущие мировые производители фузовиков, поняв, что «ловить» на_ К ^^г Ладш?rV г^"НKAMAZwww.kamaz-mastercomЩимЯнаИехМ«Дакаре» при живых КамАЗе и «Татре» им нечего, стали разбегаться, фозя оставить гонку без инфиги. Первой подняла перчатку «Тафа» и начала в срочном порядке перестраивать свои боевые единицы. КамАЗ поначалу пороть горячку не стал - за оставшееся время подготовить автомобиль, отвечающий новым требованиям, провести полный цикл испытаний и довести машину до «золотой» кондиции чертовски сложно. Но что же, отдать лавры без боя? И кто тогда «отомстит» вечному сопернику «Татре» за прошлогоднее поражение? А до старта оставалось всего... ТРИ МЕСЯЦА Это только непосвященному кажется, что перенести двигатель на полтора мефа вперед - пара пустяков. На самом деле спроектировать новый автомобиль не намного сложнее. Но глаза боятся - руки делают. О том, как был устроен КамАЗ49252, не знавший себе равных во многих ралли-рейдах, мы подробно рассказали в ЗР, 2000, № 5. И вот теперь инженерам и механикам команды пришлось перекраивать собственное детище, вгоняя его в прокрустово ложе новых требований. А они предписывали разместить двигатель над передним мостом так, чтобы от его оси до плоскости картера маховика было не более мефа. Перенос мотора потянул за собой серьезные переделки, во многом зафонувшие конструкцию всего автомобиля. Так благоприятная прежде разве- РЕЗУЛЬТАТ Созданный в столь короткий срок автомобиль даже не успели проверить как следует. Удалось лишь два раза выехать на полигон (и дважды вернуться на буксире). На окончательные доводочные работы оставалось менее двух недель, поэтому настоящее знакомство с новым КамАЗом происходило уже на фассе гонки. Ее первую половину ехали, конечно, быстро, но осторожно, прислушиваясь-принюхиваясь, и лишь где-то с середины иногда «отвинчивали» как следует. Впрочем, особой нужды в этом уже не было временной запас позволил попусту не рисковать. Как мы знаем, итог выступления получился вполне достойным. Серебряный призер «Дакара-2002» «Татра» Перенос двигателя вперед повлек за собой финишировала спустя четыре с лишсущественные переделки переднего моста и Втиснуть 17-литровый дизель под кабину ним часа после КамАЗа. Конечно, огподвески. оказалось не так-то проста шлось пожертвовать. Из былых 400 мм местить двигатель и обеспечить к нему ромную роль в столь убедительной поосталось только 300, что, конечно же, не доступ, ее не только приподняли, но и беде сыфали мастерство, слаженность пошло на пользу гоночным качествам. сконструировали механизм надежной и воля экипажа: гонщика Владимира фиксации и опрокидывания. СерийЧагина, штурмана и бессменного наЗАМЕНЫ И РЕШЕНИЯ ные крепления не выдерживали - тончальника команды Семена Якубова и Полуавтоматическая коробка перекий металл рвался, как бумага, поэтомеханика Сергея Савостина, но отдадач немецкой фирмы ZF уступила мему шарниры и замки вывели на каркас дим должное и создателям «оружия сто обычной механике - 16-ступенча- безопасности, установив вместо торси- победы» - команде «КамАЗ-мастер» и той, полностью синхронизированной, онов гидроцилиндр с ручным насовсем заводчанам. Это их машина и их сом. Впрочем, благодаря исключипобеда, созданная за 166 дней 2 часа сблокированной с «раздаткой». Коробка эта, хоть и весьма надежная тельной надежности мотора, пользо12 минут и 58 секунд до финиша на (тоже ZF), рассчитана на передачу ваться им в гонке почти не пришлось. «Дакаре-2002». Прежнему огромному радиатору в крутящего момента на входном валу А где же те, ради кого и были затеядо 220кгс-м, а двигатель КамАЗа разновой машине места не оставалось. ны столь неожиданные изменения в вивает все 280. Слабое место ее - шесОренбургский факторный вроде бы требованиях к фузовикам последнего терня блокировки планетарной переподходил по размерам, но был слиш«Дакара»? Да там, за горизонтом, сидачи демультипликатора. Чтобы обеском тяжел. И здесь предстояла оэрьез- дят или плутают в песках, подумывая, печить должную прочность, пришлось ная работа. Решение получилось весьа не запретить ли в «Дакаре-2003» уча- ^JJ] заменить ее на самодельную из высома оригинальным - соты от фузового стие фузовиков, к примеру, сине-бе- •* с «Мерседеса», но скомпонованные в лого цвета. колегированной стали. 1»| _совка, делившая массу полноприводника между осями поровну, изменилась в сторону утяжеления передка и стала 58x42%. Потяжелевший, он потребовал усиления рессор и амортизаторов - гидропневматических стоек. Клапаны в них, прежде работавшие безотказно, стали гнуться, а сами стойки по компоновочным соображениям пришлось существенно дорабатывать. Нависающий над редуктором моста картер двигателя надо было изготовить заново, сместив масляный колодец вбок, к самому краю. Но и этого оказалось мало - с прожатыми рессорами редуктор все равно бился о двигатель. Мост развернули на 90°, расположив редуктор горизонтально. Корпус его, разумеется, пришлось делать заново. Вынужденная мера - упразднение реактивной штанги переднего моста: для нее уже не оставалось места. Однако закручивание моста частично компенсировано увеличением количества листов в передних рессорах. Ходом передней подвески тоже при-Шестерня-то гонку выдержала, но в середине «Дакара» вдруг стала вылетать седьмая передача. Немцы по электронной почте тут же прислали подробнейшую (семь страниц!) инструкцию по устранению поломки. Связались с КамАЗом, где осталась такая же коробка. Ответ озадачил - на устранение дефекта уходит почти четыре часа и то, если КП демонтирована и доступна со всех сторон. В условиях гонки это, конечно же, нереально - пришлось искать более приемлемое решение. И его нашли! К рычагу КП привязали прочную веревку, пропустили за спинками сидений и, вручив свободный конец механику экипажа Сергею Савостину, назначили его ответственным за седьмую передачу. Так и ехали оставшуюся половину фассы, понемногу увеличивая офыв от сидящей на хвосте «Тафы» Лопрайза. При среднемоторной компоновке кабина автомобиля не откидывалась не было нужды. Теперь же, чтобы раз-два слоя и объединенные снизу общим бачком. В результате охлаждение двигателя против прежнего даже улучшилось. Радиаторы охлаждения наддувного воздуха теперь размещены по бортам. Воздухоприток - через шахты под кабиной и дефлекторы за ней. Обдувают их четыре мощных электровентилятора, снижая температуру воздуха с 90-100 до 60-70°С. И последняя существенная переделка - карданный вал заднего моста. Чтобы дотянуться до него от ушедших вперед двигателя и коробки, вал сделали двойным, с промежуточной опорой.