308
КРОСС Борьба «бортеборт»_- непрйнвй&цй элемент заездов легкову uiei^je двйга.. теляшНбйЬ: ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО КРОССУ. ИТОГИ Багги-1600:1 В НИКОЛАЕВ (Наб Челны). 2. Ю. КУЗЬМИЧЕВ (Самара). 3. С. САДОВНИКОВ (Н.Тагил) Багти-4000: 1 Г СОЛОМЕНЦЕВ (Тольятти); 2 0. ЖАВОРОНКОВ (Нижнекамск). 3 И СОЛОМЕНЦЕВ (Тольятти) Легковые 1600. 1. А ИВАНОВ (Тольятти): 2. Д. МИННАХМЕТОВ (Казань). 3. С. ДОЛИН (Рязань) Легковые 3500 1Б КОТЕЛЛО (Тольятти). 2 Д МИННАХМЕТОВ (Казань): 3. Р. МИННИХАН0В (Казань). «Волга»: 1. В МАРТЫНОВ (Арзамас): 2. В. ТЮТИН (Н.Новгород). 3. А. ДЕМИДОВ (Н.Новгород).%Ж*БЕЗ КРИЗИСОВ И РЕФОРМСЕРГЕИ ЗИНОВЬЕВ. ФОТО: ЮРИИТЮРИННаряду с трековыми гонками, автокросс - самая «народная» дисциплина в России. И, пожалуй, наиболее консервативная. В отличие от ралли или кольцевых гонок, зачетные группы те же, что во времена развитого социализма, и трассы чуть ли не во всех краях и весях. По телевизору кросс увидишь редко. Зато он чрезвычайно доступен всем, кто любит смотреть гонки «живьем» или... участвовать в них. Расходы? Да, 400-500сильные монстры европейского Дивизиона 2 (4x4, 2 литра, турбонаддув) влетают в копеечку, оттого и немного их в руках российских пилотов. Каждый решает сам, как рациональнее тратить ресурс - в чемпионате России или,онскии титулбыть может, на первенстве Европы. Альтернатива - самобытные аппараты на базе отечественных машин. Выходит дешевле. Но тут одних денежных вложений недостаточно нужен еще незаурядный инженерный дар. Тольяттинец Борис Котелло, многократный чемпион страны, занимается как раз «самостроем». Награда - золотая медаль, добытая им в этомгодуза рулем уникальной полноприводной «десятки» с мотором «Опель». А в классе 1600-кубовых легковушек расходы слегка поднялись лишь однажды, в конце 90-х, когда на сцену вышла система впрыска. С тех пор никаких перемен, разве что «восьмерку» сняли с производства и новые кузова для боевых машин теперьу Котелло завоевать дедобывать сложнее. Но пока незаметно, что ВАЗ-2108 сдаст позиции другой модели. Как и лидер класса Алексей Иванов - захватив трон три года назад, тольяттинец уверенно его удерживает. После небольшого перерыва вернул себе титул в зачете багги-1600 опытный Валентин Николаев из Набережных Челнов. Этому отчасти способствовал уход сильной московской команды «Газпром Моторспорт» - кузницы молодых чемпионов. Багтийный автопарк «Газпрома» ныне распродан, разошелся по рукам. Одна из машин, год назад привезшая Романа Колесникова на подиум европейского чемпионата, стала примой Дивизиона багги-4000. На ней завоевал ти-тул Григорий Соломенцев, многие годы создававший машины сам и давно не добивавшийся такого успеха. Багги строят по принципу «твори, выдумывай, пробуй». Колеса и агрегаты крепятся к пространственной раме из труб. Дешевле не придумаешь, если не прибегать к помощи заграничных «ателье». К тому же в наших условиях «4000 кубических сантиметров рабочего объема» - сущая фикция. Двигатели багги классов «1600» и «4000», как правило, несут на себе эмблему ВАЗа, различаясь лишь степенью форсировки. Чемпионат России по кроссу никогда не пребывал в упадке и не требовал глобальных реформ. Этапы в Казани, Тольятти, Дмитрове и Курске прошли на ура. Если и есть кризис, то только «перенаселения» - фаворитов значительно больше, чем медалей. •308За рулем 11/2004