240
241
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИЧЕМУ УЧАТ В НЕМЕЦКИХ АВТОШКОЛАХПОДТВЕРДИТЕ ПРАВА! Недавно я отметил скромный юбилей - 25 лет за рулем. Хорошо помню свои водительские «университеты» в автошколе ДОСААФ: наматываю круги по площадке в Лужниках, а на заднем сиденье «Жигулей» мой инструктор... режется в карты со своим приятелем. Так продолжалось неделю. Потом немного поездили по городу. А по вечерам я брал уроки у своих друзей. Затем были «компьютерный тест» (с помощью картонных карточек) в ГАИ на Варшавке и практический экзамен. Его я сдал, скорее, вопреки, чем благодаря. В итоге заветные права получили все мои «однокурсники» - кто заслуженно, а кто за определенную мзду. С тех пор немало воды утекло. Многолетняя езда по московским улицам, как мне казалось, сделала из меня аса Однако в Германии. куда я переселился, пришлось не только укротить свои шоферские амбиции, но и отчасти забыть прежний опыт. как я держал водительские экзамены. на родине мало что в этом смысле изменилось. Разве что появились новые пластиковые права, внешне напоминающие европейские. Кстати, на этот счет не стоит заблуждаться: хоть они и выглядят современно, доверия к ним от этого ничуть не больше. По российским «корочкам» порой трудно даже взять машину напрокат. Видимо, здорово наши здесь «почудили». Еще несколько лет назад российские права можно было просто обменять на немецкие. (Кстати, такая практика существует в Бельгии и Франции, правда, при одном условии... наличии вида на жительство). Затем с ними разрешили ездить только в течение года. Теперь - шесть месяцев, после чего вы не имеете права сесть за руль, иначе рискуете навсегда лишиться возможности водить автомобиль в Германии. Если вы на три года затянули подтверждение российских прав, придется начинать с нуля. А это стоит немало. В среднем полный курс обучения вместе с экзаменами может обойтись более чем в 1,5 тысячи евро! Обо всем этом вам сообщат в специальной службе городской администрации, которая занимается водительскими удостоверениями для новичков и заверением иностранных прав. Сюда я пришел со справками от окулиста, об окончании курсовАЛЕКСЕЙ ГЛУХОВСКИЙ. ФОТО: DVRпо оказанию первой неотложной помощи и двумя фотографиями. На них, по совету фотографа, я приветливо улыбался. От нарколога и психиатра справок не потребовалось. Все это было сдано чиновнику вместе с российскими правами и договором с одной из автошкол, которая бралась за мое переобучение. На то, чтобы заверить российские документы, уходит минимум две недели. У меня это заняло месяц: мне объяснили, что столько времени заняли запрос в Россию и подтверждение легальности моих «бумаг». Теперь можно было договариваться с автошколой о сроках теоретического экзамена.СЧИТАЙТЕСЬ ДРУГ С ДРУГОМВ любой автошколе за 30 евро продают экзаменационные билеты на многих языках - немецком, турецком, итальянском, английском, французском, португальском, польском, греческом, румынском, испанском и русском. Всего 59 билетов по 30 вопросов в каждом. Время подготовки не ограничено - как только почувствуешь себя уверенно, можешь записаться на предварительное тестирование На каждый вопрос - варианты ответа, как иу нас. Вот несколько примеров, весьма характерных для немецкой ментальности.ПРОВЕРКА НА ФАЛЬШИВОСТЬНадо отдать должное терпению немецких властей. Полиция долго мирилась с тем, как ездят наши соотечественники (а их приехало в ФРГ за последние 10-12 лет более двух миллионов) - не обращая внимания на знаки и нарушая все писаные правила. С тех пор 240 За рулем 11/2004Как можно узнать хорошего водителя? 1. Он использует любую возможность для обгона, чтобы оторваться от других и показать свое превосходство, даже если его манера вождения сопряжена с риском. 2. Он ведет себя дружелюбно, едет спокойно и не настаивает на том, чтобы показать свое превосходство. 3. Он движется очень быстро, чтобы доказать свое умение. Участие в дорожном движении требует считаться друг с другом и постоянной осторожности. Что это для вас означает? 1. Принимать в расчет ошибочные действия других. 2. В любом случае настаивать на своем праве преимущественного проезда. 3. Двигаться предусмотрительно. По отношению к каким участникам дорожного движения вы должны держаться особенно осторожно? 1. По отношению к пешеходам-инвалидам, пешеходам, нуждающимся в помощи, и пожилым. 2. По отношению к детям. 3. По отношению к велосипедистам. которые обращают на себя внимание неуверенной манерой езды. Попробуйте ответить сами (правильными могут быть несколько ответов). Подобных вопросов в билетах довольно много. Но основные все ЧЕМУ УЧАТ В НЕМЕЦКИХ АВТОШКОЛАХНа правах рекламыHebastoFeel the driveРазогрейже связаны непосредственно с безопасностью движения - правилами проезда перекрестков, скоростным режимом, дорожными знаками и др. На экзаменах вам дают билеты на русском: тридцать вопросов при максимум трех допускаемых неправильных ответах. Теоретический экзамен на иностранном языке стоит 48 евро! Если не сдали его с первого раза, можете повторять бесконечно (естественно, каждый раз за плату). Практический экзамен еще дороже - 90 евро.рых немало и новичков, и пожилых людей. Именно в этом разница между европейским и российским стилями езды. В последнем очень многие просто демонстрируют свое превосходство и видят в этом доблесть. Более того, отучиться от этого некоторым соотечественникам оказалось труднее, чем правильно держать руль. Чтобы подготовиться к сдаче экзамена по вождению, мне понадобилось 10 часовых уроков (30 евро за час) - это обязательный минимум для каждого претендента. Если недостаточно, будете тренироваться НАДО ЧАЩЕ ВЕРТЕТЬ дольше. Лишнего инструктор не ГОЛОВОЙ! возьмет, но и «полуфабрикат» на Один мой знакомый, переехавший в экзамен не выпустит. После первого Германию из Саратова, где он почти 20 лет работал инструктором вожже урока моя водительская спесь дения, сдавал практический экзаулетучилась. Инструктор нашел мен. пока у него не закончились 12 ошибок, которые мне предстояденьги. Он так и не смог управлять ло исправить: при поворотах и перемашиной обеими руками - все врестроении оглядываться по сторомя держал одной рычаг переключенам, а не только смотреть в зеркала; ния передач. Кроме того, не научилдержать руль обеими руками; обяся оглядываться и вертеть головой зательно притормаживать перед пепри перестроении из ряда в ряд и шеходным переходом (даже если поворотах, что считается здесь там никого нет); строго соблюдать серьезной ошибкой. Когда я поинскоростной режим и т. д. Этому яи тересовался, будет ли он еще пыпосвятил все остальные занятия. таться сдать экзамен, он совершенЗато когда после первой же попытно неожиданно ответил: «Знаешь, ки сдал экзамен и получил немецнадоели мне эти немцы. Все им не кие права, то испытал необычайно так. Обойдусь и без машины». приятное чувство. Наверное, от приПроблема, получается, в нас саобщения к европейской культуре... мих - нашей культуре, нашей менПотом возникла новая проблетальное™. Когда приступаешь к ма: если приезжаю в Москву, не практическим занятиям, то понимамогу заставить себя сесть за руль. ешь: тебя не просто учат крутить баКуда-то подевалась моя прежняя ранку, а в первую очередь формисамоуверенность. Я просто теряруют манеру вождения, где главная юсь в этом шумном и хаотичном составляющая - дружелюбие, взапотоке машин! Надо ли говорить, имная вежливость, предупредичто никаких сравнений с комфорттельность по отношению ко всем ной ездой по европейским дороучастникам движения, среди котогам даже не возникает... •Архангельск: (8182) 24-33-69 23-78-69. 23-74. Белгород-(0722) 34-42-77 31-50-54 Братск: (3953136-25-15 Волжский: (8443) 38-68-38 Вологда: (8172) 54-64-74 Воронеж: (0732) 20-40-40 79-72-56 79-77-86Екатеринбург: (343) 379-37-59, 379-37-60Иваново: (09321 29-26-50 42-49-46 Ижевск (3412)37-72-34.37-99-03 Иркутск: (3952) 267-267 22-65-08 Казань (8432)33-59-96 60-52-38 Киров: (8332) 37-33-43 Комсомольск-на-Амуре: (4217) 54-64-64 Красноярск: 13912) 67-24-78 Курган: (3522) 45-51-02 45-73-11 Липецк (0742) 40-99-75 Мегаон: (34663) 3-81-61 Мурманск: (8152) 45-49-86.37-69-43 Наб. Челны: (3552) 39-07-89. 39-07-85 Невинномысск (86554) 6-70-10 6-70-20 Нижневартовск: (3466)62-42-10 Н. Новгород: (S312) 19-93-06, 19-92-98 Новгород Великий (8162) 17-22-15,17-19-23 Новокузнецк: (3843) 36-78-12 36-78-13 Новосибирск: (3832) 20-54-87Нов Уренгой: (34949) 4-11-72 7-96-64 7-90-06 Норильск: (3919143-04-84 Ноябрьск: (34964) 5-90-80. 5-33-36 Омск (38121 56-03-02 56-29-03 Пермь: 13422) 45-23-05 Петрозаводск (8142) 79-70-30 "9-70-31 Псков: (8112) 46-75-09. 72-37-98 22-29-32 Ростов-на-Дону (8632) 34-37-84. 47-94- '6 Салехард (34922) 4-78-88. 4-70-11 Самара: (8462) 17-66-66 44-73-73 Санкт-Петербург: (812) 244-06-40 Саратов: (8452) 48-07-80 Смоленск. (0812) 62-41-41. 68-27-68 Ставрополь: 186521 95-67-51 Сургут: (3462) 33-95-02 Сыктывкар (8212) 24-99-95 24-99-97 Тольятти: (84821 73-19-93. 73-19-68 20-67-96 Томск: (3822) 65-07-93 Тюмень (3452) 45-10-27 33-70-87 Уфа: (3472) 28-59-38 748-748 31-56-12 Ухта (82147) 30-4-00. 33-9-55 Хабаровск (4212) 36-49-31. 36-07-46 Челябинск: (3512) 63-05-39. 63-11 -49 Южно-Сахалинск (4242> 55-22-39 Ярославль (0852)21-31-64 44-99-99Генеральный представитель в России, центральный сервис в Москве "Вебасто Рус": Алтайская ул. 19, стр. 1А, тел. (095) 777-02-47/48, факс 777-02-46 Филиалы* С.-Петербурга, Екатеринбурге, Н. Новгороде, НовосибирскеЗа рулем 11/2004 241