60
61
62
63
64
66
68
70
ТЕХНИКАПРЕДСТАВЛЯЕМ КОНСТРУКЦИЮ: ВАЗ-111860За рулем 11/2004 ПРЕДСТАВЛЯЕМ КОНСТРУКЦИЮ: ВАЗ-1118HlvlnDI»СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, СЕРГЕЙ МИШИН. ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВОна рождалась в непростое для промышленности, да и всей страны время. Ее путь к серийному производству был очень неблизким. Мы и верили и не верили, что она все-таки встанет на конвейер. Встала! В ноябре выпускают первые серийные «калины». Наконец-то мы можем говорить уже не о проектах и прототипах. Однако автомобили из так называемой установочной партии отправят не в магазины, а в распоряжение тех, кто завершает опытно-конструкторские работы над «Калиной». Покупателям же придется подождать до начала 2005 года. Но это ик лучшему - в продажу не попадет ни одной сырой машины. Начнем с главного: ВАЗ-1118 отнюдь не модификация выпускаемых моделей и даже не глубоко модернизированная версия. Это - действительно новый автомобиль. ПО ПУТИ К ЯГОДНЫМ МЕСТАМ Все началось более 10 лет назад. «Калины» тогда не было, а был почти забытый ныне «Автомобильный Всероссийский Альянс» (АВВА) и разрабатываемый для него вазовский проект 1116. Компактный хэтчбек европейского класса В, который планировали оснащать 1,4-литровым мотором. Анализируя импортные аналоги и тенденции мирового автомобилестроения, специалисты ВАЗа поняли, что численность машин В-класса будет расти. Многие черты машин ближайшего будущего они угадали верно. В частности, что компактные автомобили станут просторнее, шире и выше. Таким и начали проектировать хэтчбек ВАЗ1119 - уже после того, как планам «Автомобильного альянса» не суждено было воплотиться в жизнь. Помимо него в семейство, получившее имя «Калина», вошли седан 1118 и универсал 1120. Последний получился особенно высоким, как многие современные зарубежные компактные мини-вэны (и здесь угадали!). Но по технологическим причинам эту модификацию пришлось отложить. Вместо нее стали проектировать обычный универсал ВАЗ-1117, но индекс 1120 в будущем еще пригодится...За рулем 11/2004 61 ТЕХНИКАПРЕДСТАВЛЯЕМ КОНСТРУКЦИЮ: ВАЗ-1118ЧТО - КОГДА?Товарная продукция начнется с седана «бюджетной» версии 11183 с восьмиклапанным мотором (см. таблицу). Примерно с середины года добавится и более скоростная - 11186. Ее отличают 16-клапанный мотор, 14-дюймовые колеса и передние тормоза увеличенной размерности. Те же градации заложены ив другие модели «Калины». В конце 2005 года появится пятидверный хэтчбек 1119 с оригинальными вертикальными задними фонарями. Эта модель адресована водителям со спортивной жилкой. Она первой и примерит более мощный 1.8-литровый мотор, как только тот окажется на конвейере. Да и экспорт планируют начать именно с хэтчбека - спрос на седаны такого класса за рубежом невелик. Модельный ряд завершит универсал 1117. Его появление запланировано на вторую половину 2006 года, хотя не исключено. что первые партии начнут собирать в ОПП - так освоение машины пойдет быстрее, да и появится она раньше.Двигатель ВАЗ-21114 объемом 1,6 л удовлетворяет нормам Евро III.I ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙВАЗ 21114 Расположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см 3 Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н м при об/мин ВАЗ 11183 ВАЗ 21124 ВАЗ 21124 ВАЗ 11193 ВАЗ-11187859,5/81 5200 120 3000866/90 5560 144 3500Р4 161596 65,5/89 5000 131 37001673/99 5400 139 32001675/102 5600 147 330081690 66/90 5100 152 3500Над посадкой и ходами педалей конструкторы работали особенно тщательно. И не зря: автомобиль получился действительно прост) рным и удобным.В этом году на конвейер встает седан ВАЗ-1118. Маркетологи считают, что именно такой кузов вызовет повышенный интерес. О нем и будем говорить в первую очередь.М АЛЕНЬКАЯ , НО... Б ОЛЬШАЯУниверсал появится еще на год позже, но испытать всю троицу мы смогли ужеДизайнер Евгений Лобанов (ныне - глава дизайн-центра ВАЗа) старался сделать форму кузова неагрессивной, мягкой, а облик машины - дружелюбным. Не исключено, что стилистика покажется кому-то не слишком оригинальной. Но для массового автомобиля это не такой уж недостаток.А для тех, кому по душе более спортивный стиль, в комплектации «Люкс» позже появится так называемый аэродинамический пакет. Накладные детали кузова улучшат и аэродинамику. У седана в комплектациях «стандарт» и «норма» Сх - 0,4, у люксового - 0,36. Кстати, само название «Калина» родилось еще на ранней стадии работы дизайнеров. Они, видимо, посчитали, что машине с плавными, мягкими линиями кузова подойдет природное, «экологически чистое» имя. Логично. Кстати, специально для «Калины» планируют внедрить краски «манго», «киви»,62За рулем 11/2004 ПРЕДСТАВЛЯЕМ КОНСТРУКЦИЮ: ВАЗ-1118СЛОВО КОНСТРУКТОРУ:ВЛАДИМИР КОВТУН, начальник отдела общей компоновкисилового агрегата, других узлов. На ВАЗе разработали также расчетные программы для концептуального поиска и оптимизации посадки водителя и пассажиров, кинематических расчетов подвесок и траектории хода педалей. В процессе создания «Калины» выросло целое поколение специалистов, которое, перенимая опыт старших и одновременно используя современные методы, способно самостоятельно вести новые проекты. Это уже подтверждается работой над перспективными моделями. В общем, «Калина» - автомобиль для нас и для всего завода очень важный, во многом даже эпохальный.В «Калине» нам удалось реализовать многое из задуманного, автомобиль, считаю, удался. Очень важно, что в процессе работы сложилась команда единомышленников, освоены новые методики проектирования. Мы впервые в довольно большом объеме использовали компьютерную графику сначала для кузова, далее для компоновки,силовой каркас кузова с элементами усилениякатушка переднего ремня безопасности с устройством предварительного натяжения надувные подушки безопасностипоперечина панели приборов электромеханический усилитель рулевого управлениябессливная топливная рампадатчик фазфильтр системы вентиляции салона датчик неровной дороги брус безопасности двери" верхняя опора стойки передней подвески раздельного типа коническая пружина передней подвески каталитический нейтрализатор гидронатяжитель ремня привода генератораОснование кузова - днище, пороги, лонжероны - изготовлено из оцинкованной стали. Помимо прочной «клетки безопасно сти», брусьев в дверях, конструкторы предусмотрели две подушки. Правда, это атрибут будущих дорогих комплектаций.За рулем 11/200463 ТЕХНИКАПРЕДСТАВЛЯЕМ КОНСТРУКЦИЮ: ВАЗ-1118СКОЛЬКО ВАМ КОМФОРТА?Каждая модель будет выпускаться в трех вариантах исполнения. Самый скромный «стандарт»: цельноформованная обивка дверей без тканевых вставок, ручная регулировка наружных зеркал, комбинация приборов со встроенными часами. Но тут же. в базовой комплектации - электроусилитель руля, фильтр системы вентиляции и отопления. разрезное заднее сиденье (1/3 и 2/3). «Норма» - золотая середина, узнаваема по термоизолирующим стеклам и окраске металлик. Обивки дверей с тканевыми вставками (из твида), в передних дверях - электростеклоподьемники. а у замков - злектроблокировка. управлять ею. а также иммобилайзером. можно кнопочками на ключе. Внешние отличия «люкса» - легкосплавные диски колес и противотуманные фары, задний спойлер и щитки-обтекатели перед колесами. В комбинации приборов бортовой компьютер, наружные зеркала с электрорегулировкой и подогревом, на потолке возле зеркала - футляр для очков. Но главное - подушки безопасности для водителя и переднего пассажира. Для обшивки сидений и дверных вставок использован более дорогой материал. Задние пассажиры также смогут пользоваться электростеклоподьемниками. а благодаря подголовникам чувствовать себя более защищенными.Панель приборов вместе со своей поперечиной, воздуховодами и пассажирской подушкой безопасности (на версиях, где она предусмотрена) на конвейере будут ставить единым модулем. Это обеспечит точность сборки.Комплектация «люкс» предусматривает встроенные противотуманки...У панели приборов вполне современный вид. Многочисленные решетки вентиляции вселяют уверенность, что стеклам запотевание не грозит..а «супер-люкс» - и кожаный салон. 64 За рулем 11/2004«дюшес» и т. п. Насколько покупателям, предпочитающим нынче скучные оттенки серого, придется по вкусу этот фруктовый сад, покажет время. Но то, что 50% деталей кузова сделано из оцинкованной стали, порадует всех. Выражение «внутри больше, чем снаружи» в автомобильной журналистике давно стало штампом. И тем не менее «Калина» такова. ВАЗ-1118 короче «десятки» на 225 мм, но база меньше всего на 22 мм. Новый седан уже ВАЗ-2110 на 4 мм, но на целых 80 мм выше. Благодаря типичной для машинтакого класса вертикальной посадке автомобиль заметно просторней. В общем, «Калина» далеко не так мала, как кажется на первый взгляд. ОТ МОТОРА ДОКОЛЕС Конечно, создавая новый автомобиль, конструкторы ориентировались на возможности производства и отталкивались от существующих моделей. Однако степень унификации ВАЗ-2110 и ВАЗ-1118 невелика (значительно ниже, чем между семействами «самар» и «десяток»). Напротив, «Калина» ста- ТЕХНИКАПРЕДСТАВЛЯЕМ КОНСТРУКЦИЮ: ВАЗ-1118НА ДОРОГЕНедавно довелось опробовать разные «калины», предоставленные заводом на тест в рамках МИМС 2004. 16-клапанный мотор 1.6 лс новыми калибровками - это совсем не «двенадцатый», который оживает лишь после трех тысяч оборотов. •Калину» отличает, по нашим ощущениям. • паровозная» тяга с самых низов-. На четвертой передаче можно начинать уверенный, без провалов и рывков, разгон с 40. а то ис 30 км/ч. Но и «верхи» хороши. что позволяет легко выкручивать мотор для динамичного обгона. Хэтчбек 11196 - просто пушка! Более четкое управление и отзывчивый руль - не плод воображения: здесь стоит настоящая «калиновая» рейка - 3.1 оборота от упора до упора. Не зря заводчане предназначают модель водителям спортивного темперамента и планируют большую часть автомобилей оснащать наиболее мощными моторами. А люди с более скромными запросами выберут версию 11193 с мотором меньшей мощности. Универсалом 11176. от которого мы ждали «вагонных» реакций, управлять оказалось приятнее, чем седаном. И дело не в настройках подвески - просто на этой машине стоит та же рейка, что на хзтчбеке. Потому универсал охотнее исполняет команды водителя на извилистой дороге. Вообще управление этим маленьким «вагончиком» доставило удовольствие. Жаль, что первое время «калины» будут оснащаться рулевым механизмом с обычной. а не укороченной рейкой. Кому-то придется до поры умерить свой пыл. довольствуясь другими достоинствами нового автомобиля.«Калина» с честью выдержала не только виртуальные, но и реальные крэш-тесты.Рулевое управление с электроусилителем, конические пружины передней подвески, 9-дюймовый усилитель тормозов - отличительные черты «Калины».нет донором для машин «десятого» семейства и тех, что придут вслед за ними. Базовый двигатель - ВАЗ-21114 объемом 1,6 л, 8-клапанный создан из 1,5литрового «десяточного» и имеет увеличенный ход поршня (подробнее о его конструкции - в одном из ближайших номеров ЗР). Мотор, с которым поедут первые машины, удовлетворяет требованиям Евро 111, а в перспективе уложится ив Евро IV. Правда, пока российское законодательство не требует соблюдать современные экологические европейские нормы, часть машин пойдет к дилерам с двигателями Евро И. Следующий шаг - «Калина» с мотором ВАЗ-21124 - 90-сильным, 16-клапанным. Его, как и 114-й, покупатели увидят и под капотами «десяток». А в более дальней перспективе - двига66 За рулем 11/2004тель ВАЗ-21124 увеличенной почти до 100 сил мощности и новые 1,6-литровые моторы с регулируемым впускным трактом - ВАЗ-11183 и ВАЗ-11193. Последний еще ис регулировкой фаз. Проектируя «Калину», конструкторы постарались максимально расширить моторный отсек. Не исключено, что в будущем до 50% «калин» будут оснащать двигателем ВАЗ-11187. Это модернизированная, с регулируемым впуском, версия мотора объемом 1,7 л, который сейчас ставят на «Ниву». Диски сцепления на «Калине» оригинальные, обеспечивающие, по отзывам испытателей, мягкое ив то же время четкое включение. Если смежники осилят их производство в достаточныхg££u»2АГЛ/ЧНовые задние фонари на седане, хзтчбеке и универсале смотрятся стильно. ТЕХНИКАПРЕДСТАВЛЯЕМ КОНСТРУКЦИЮ: ВАЗ-1118 1 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯВАЗ-11173 ВАЗ 11183 • Общие данные Размеры, мм: длина ширина высота база Радиус поворота, м Полная масса, кг Время разгона 0-100 км/ч. с Максимальная скорость, км/ч Топливо запас топлива, л Расход топлива", л/100 км: загородный цикл городской цикл • Кузов Количество дверей Число мест Объем багажника (VDA), л 4040 4040 1676 1500 2470 3850 ВАЗ 111965.21575 12,9 1525 13.0 1515 11,5165165АИ-95 501806.5 9,8 универсал седан хэтчбек54 5400ВАЗ-211145350235Заднее сиденье на всех моделях складывается как целиком, так и по частям - 1/3 или 2/3.• Двигатель 1 Трансмиссия Привод Коробка передач • Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулев. управление Тормоза: передние задние Размер шинна передние колеса М5независимая пружинная, типа «Мак-Ферсон» упругая поперечная балка реечное с эл усилителемДиагональный ремень для третьего пассажира сзади.Дополнительные крепления в багажнике мелочь, а приятно.дисковые вентилируемые барабанные 175/70SR13, 175/65HR14,185/60HR14 ' С двигателем BA3-211Uколичествах, новые детали перекочуют и на «десятки». В модернизированной для «Калины» «десятой» коробке передач применены многоконусные синхронизаторы, призванные облегчить переключение и сделать агрегат надежней. Есть и еще одно важное новшество - электромагнитная блокировка задней передачи. В передней подвеске от ВАЗ-2110 лишь нижние рычаги и растяжки. Амортизаторные стойки - с конически-ми пружинами. Балка задней подвески - «десятая», с небольшими проставками, поскольку колея «Калины» расширена: 1410 мм против 1380 у ВАЗ-2110. Делать новую балку посчитали нецелесообразным, что найдет понимание у ремонтников. Задняя подвеска «Калины» - со стабилизатором, абсолютно необходимым высокому автомобилю. Этот элемент, возможно, тоже пропишется на машинах «десятого» семейства. По сравнению с ними плавность хо-да и управляемость «Калины» улучшились, говорят заводские испытатели. В рулевом управлении от предыдущей модели - лишь картер, все остальное оригинальное. Конечно, самое главное новшество - электроусилитель. Качество и характеристики, утверждают, доведены. А поскольку поставщиков этого важного узла несколько, ВАЗ сможет выбирать лучших. В тормозной системе 9-дюймовый (вместо «десятого» 8-дюймового) вакуНа правах рекламыАккумуляторы "MEDALПобедитель по результатам испытаний «За рулем», № 9, стр. 120,2002 г. jf-IJzJj'J Я! занные раз. DELPHI (США) реализованы вэтом аккумуляторе. Мощность, надежность - е му нет равных по этимпараметрам . Настоящая гарантия - 3 года.'МЩкли*Есть только те, кто нас предпочитает, и те, кто нас еще не злеет.ООО «ШанСтя Москва www.batteries.ru [email protected](095)737-7541,68 За рулем 11/2004737-7542,941-9206,941-9207 ТЕХНИКАПРЕДСТАВЛЯЕМ КОНСТРУКЦИЮ: ВАЗ-1118ПО СТРАНИЦАМ БИОГРАФИИ«За рулем» следил за «Калиной» с момента рождения прототипов. Первая публикация, еще не с фотографией, а с рисунком будущего автомобиля появилась в апрельском номере 1998 года. Затем мы подробно рассказывали об эволюции первых образцов, прототипах с различными кузовами. Наконец, мы смогли опробовать предсерийный ВАЗ-1118 в деле, поездив по сухим дорогам юга и заснеженным средней полосы (ЗР, 2004, № 2). А зимой даже сравнили опытную «Калину» с несколькими импортными одноклассниками (ЗР, 2004, № 4). Предсерийный образец ВАЗ-1118вместе с другими отечественными автомобилями участвовал в пробеге Москва - Владивосток (ЗР, 2004, № 7, 8). Скоро возьмемся и за серийный автомобиль...торов еще есть. В частности, нужно подтянуть «Калину» к тем требованиям по безопасности при наезде на пешехода, которые скоро введут в Европе. Впрочем, тут компанию ей составляют и многие нынешние иномарки. Инженеры совместно с дизайнерами уже решают эту проблему, так что рестайлинга ждать относительно недолго. НА СТАРТЕ Из «роскоши» в «Калине» пока будут лишь передние электростеклоподъемники. Позднее появятся уже упомянутые ABS и подушки безопасности, кондиционер. Место для него предусмотрели еще на стадии проектирования. Чтобы сделать систему вентиляции эффективной, но тихой, вентилятор расположили над правой колесной аркой. С «печкой», расположенной посередине под панелью приборов, его соединяет длинный воздуховод, куда нетрудно «врезать» кондиционер. Несомненно, «Калина» для Волжского автозавода - модель этапная. Если отвлечься от вседорожников, она - третий после ВАЗ-2101 и ВАЗ-2108 действительно новый, а не в той или иной степени модернизированный автомобиль. «Копейка» вошла в жизнь без проблем, установив новые для страны стандарты качества, комфорта, надежности. Путь «самар» к сердцам покупателей был не столь гладким, хотя со временем основные детские болезни удалось изжить. Задачи произвести переворот, как некогда было с ВАЗ-2101, перед ВАЗ1118, конечно, не ставят. Но очень хочется, чтобы вкус даже самых первых «калин» не вызывал у покупателей горчинки. пСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙТакой мы увидели «Калину» несколько лет назад. Несмотря на мелкие изменения, об щий стиль сохранен.умный усилитель, заимствованный у «Нивы» ВАЗ-2123. Предусмотрена ABS, но не в базовом оборудовании. На «калины» с 8-клапанными моторами, как и на аналогичные «десятки», будут ставить 13-дюймовые колеса, на более мощные 16-клапанные машины 14-дюймовые. П РИНИМАЯ УДАР НА СЕБЯ Разумеется, автомобиль очень серьезно прорабатывали с точки зрения безопасности. Хотя здесь приходилось порой догонять - ведь европейские требования постоянно ужесточают. Конечно, кузов «Калины» имеет прочную клетку безопасности и предохранительные брусья в дверях. Боковой удар смягчат обивки дверей, заполненные специальным сотовым материалом. В базовой комплектации - ремни с преднатяжителями, причем сзади все три - полноценные, трехточечные. Подушки появятся позднее. Без них на крэш-тестах по методике EuroNCAP ВАЗ-1118 заработал три звезды. Кстати, первые удары прототипы «Калины» проходили «живьем». Потом появилась возможность бить автомо70 За рулем 11/2004биль виртуально. Инженеры с гордостью показывают графики, где теоретическая кривая замедления почти совпадает с теми, что получили при реальных крэш-тестах. Справедливости ради отметим, что поводы для головной боли у конструкКакой тип кузова вы бы предпочли?