80
81
82
84
86
87
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: NISSAN PATROLПОСЛЕДНИЙ ВОИНасковое осенью итальянское солнце все чаще закрывают тучи, накрапывает дождь. Мы на обновленном «Ниссане-Патруль» карабкаемся в гору. Все дальше внизу остаются волны Средиземного моря, все ближе не остывший после извержения 2002 года кратер Этны. Асфальт наконец-то закончился. Каменистые дороги с уступами и промоинами, обильно посыпанные вулканической породой, очень подходящи для оценки достоинств одного из последних настоящих вседорожников - с мостами в передней и задней подвеске и полным арсеналом повышения проходимости. Даже имея привычку ездить на полноприводной технике, с удовольствием отмечаю, как спокойно «Патруль» перешагивает через булыжники, а вскоре, окончательно поверив машине, вовсе перестаю убавлять газ. Кажется, единственное, что ограничивает скоростьАЛЕКСАНДР БУДКИН. ФОТО АВТОРАЛпроезда колдобин - физическая выносливость водителя и пассажиров. Дождь усиливается - пора обратиться к специальным возможностям машины: заблокировать межколесный дифференциал заднего моста, отключить задний стабилизатор поперечной устойчивости (жестко подключаемый нижний ряд трансмиссии уже задействован). Хотя привычного в слякотную погоду, такого родного месива под колесами нет, на скользких участках ощутима подмога спецсредств. Когда добавляешь газ, чтобы забраться на очередной бугорок, машина выполняет команду с энергичным ускорением. Да и реже отзывается пробуксовкой колес на небольшой перебор тяги.Как ни странно, в таких условиях особенно хорош «автомат». Там, где желание ехать помедленнее требует от машины с механической коробкой обязательного перехода на пониженный ряд, гидротрансформатор часто допускает движение на верхнем. Нечто похожее отметил, когда мы с «Ниссаном» крутили по «тещиным языкам» на асфальте. «Автомат» сглаживает недостаток тяги наддувного двигателя на оборотах ниже 2000. ТРАДИЦИИ ИЛИ МОДА Стоит произнести «Сицилия» - в ответ услышишь про итальянскую мафию. Между тем этот остров отнюдь не поле бандитских разборок, а весьма привле-Чем меньше остается в мире полноценных вседорожников, тем популярнее они будут у знающих людей. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. NISSAN PATROLкательное место, например, для автомобильных презентаций. Протяженные серпантины позволяют очень скоро срастись с малознакомой машиной, каменистые горные тропы помогают оценить вездеходные способности, а темпераментные (но не наглые) местные водители быстро задают и вам творческий настрой. Объем изменений «Ниссана-Патруль» не столь велик, чтобы говорить о смене поколения, но рестайлинг проведен полноценный. Конструкторы затронули все основные детали кузова, кроме крыши, хотя на глаз новизны кажется меньше. Наиболее заметны светотехника, бамперы, решетка радиатора, капот. Добавили мощности и момента 3-литровому дизелю с наддувом. Интерьер тоже не обошли вниманием. Изменена форма передних кресел: улучшилась боковая поддержка - в таком автомобиле она придется весьма кстати. Стала двухцветной панель приборов, появились варианты отделки не только темной или бежевой кожей, но и алькантарой. Да и вообще, материалы в салоне стали дороже и на вид, и на ощупь.квввввИнтерьер заметно изменился. Европейскому заказчику предлагают навигационную систему, а нам - нишу для мелких вещей на ее месте или дополнительный бокс под «двухэтажную» магнитолу (2 DIN). Кроме этого появилась новая комбинация приборов, изменилось расположение некоторых кнопок.Такая трехпозиционная кнопка есть в автомобиле с автоматической коробкой передач. Первое положение «Hold» - для зимы, чтобы машина трогалась со второй передачи, третье «Power» - для динамичной езды или движения по бездорожью (коробка позже переходит на следующую передачу). Режим «А/Т» - адаптивный, выбирает подходящую программу управления «автоматом» - динамичную или экономичную.В наиболее полной комплектации на руль вынесено управление магнитолой, а сама баранка украшена вставками из дерева.Слева под дефлекторами самая российская кнопка - включение режима особо холодных климатических условий.Одна из любопытных «примочек» - отключение заднего стабилизатора поперечной устойчивости. Это способствует лучшему сцеплению задних колес с фунтом (песком, снегом и др.) при скрещивании мостов.В недорогом варианте регулировки кресла механические, а богато оснащенный «Патруль» имеет сервоприводы. В обоих случаях меняется высота передней и задней частей подушки. За рулем 11/2004 81 ТЕХНИКАПРЕЗЕНТАЦИЯ: NISSAN PATROLОбновленному автомобилю - обновленный мотор. Популярному у российских покупателей 3-литровому турбодизелю прибавили мощности - 2 л. с. и крутящего момента - 26 Н-м. Кстати, довольно редкий в России случай, когда машины лучше продаются именно с дизелем: машина с бензиновым мотором дороговата и неэкономична. Двигатель образца 2000 года.Г400 !Малая секция удобна, когда в багажник нужно бросить одну-две сумки. Если груза много - открываете вторую створку.Солидно урча турбодизелями, «патрули» карабкаются на гору: тысяча метров над уровнем моря, полторы, две... Наверху становится заметен более насыщенный выхлоп при перегазовке, но на приемистости высота не сказывается.Пьер Луан (Pierre Loing), генеральный менеджер «Ниссан Европа» по стратегическому планированию Предлагая свои автомобили на крупнейших мировых рынках, «Ниссан», конечно, учитывает их 82 За рулем 11/2004специфику. Более того: машины, продаваемые в США, Европе и Японии, воплощают разную философию, поскольку характер их эксплуатации также весьма различается. Для Японии типичны небольшие пробеги: здесь автомобиль, красующийся перед домом, прежде всего символ статуса его владельца. США - страна протяженных магистралей, дешевого топлива и невысоких скоростей. Сфера деятельности нашего отделения - Европа выдвигает самые противоречивые требования: ежедневные разъезды в тесных, густонаселенных городах сочетаются с многочасовыми поездками по автострадам, причем скорость порой не ограничена. В развитие европейской модельной программы направляется около 700 млн. долларов, что позволит вывести на рынки в 2005-2006 году шесть новых моделей. Некоторые показаны на Парижском автосалоне. Для Старого Света характерно требование все большей универсальности, утилитарностиавтомобиля при сохранении компактных размеров. Таков показанный в Париже концепткар «Тон»: по сути, это прообраз одной из машин семейства, которое сменит «Алмеру» в 2006 году. Мы постарались сочетать в нем многофункциональность со спортивными нотками в поведении на дороге, чтобы заинтересовать прежде всего молодые семьи. В популярном классе SUV дебютирует «Пасфайндер», продажи которого начнутся весной 2005-го, Полноприводный универсал с турбодизелем нового поколения освоят в Барселоне вместо хорошо потрудившегося «Террано II». Кстати, «Пасфайндер» стал шестой по счету моделью со всеми ведущими в программе «Ниссана». Он займет место между «Х-Трейл» и «Мурано», который мы также официально выводим на европейский рынок. Ну а звание «настоящего вседорожника» будет и дальше нести обновленный «Патруль». ТЕХНИКАПРЕЗЕНТАЦИЯ. NISSAN PATROLДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯNISSAN PATROL I Общие данные Размеры, мм длина ширина высота база 4525 1940 1840 2400 5,1 5095 1940 1855 2970 6,1 5145 1940 1855 2970 6,1 2460 10.8 190 АИ-95 95 3fla,3,0d 5«e.3rjd 5 да.48 п«Ниссан-Патруль» сзади.- один из последних вседорожниРадиус поворота, м Снаряженная масса 2300/2260 2495/2465 (МКП/АКП), кг Время разгона 0-100 км/ч, с 14,8/15,6 15,2/16,3 Макс скорость, 160 км/ч 160 Топливо ДД 95 95 запас топлива, л Расход топлива, л/100 км (EU 99/100): загородный цикл 8,8/9.1 8,8/9,1 городской цикл 14,3/13,9 14,3/13,9 • Кров Количество дверей Число мест Объем багажника (VDA), л • Двигатель 35 308 55 или 7 668 или 18314,3 25,0 57 183 бензиновый Р6 24 4759 180/245 4800 400 3600ков с «неубиваемой» подвеской: мостами спереди иНовые противотуманные фары немного утоплены в бампер. Так в них реже будут попадать мелкие камни, летящие из-под колес.дизельный с наддувом Р4 16 2953 118/160 3600 380(354 для АКП) 2000 Р4 16 2953 118/160 3600 380(354 для АКП) 2000Как и раньше, автомобиль предлагает достаточно места и спереди, и сзади, имеет не только складывающиеся по частям, но и сдвигающиеся вперед задние сиденья (кроме трехдверной модификации). Кстати, объем багажника более 600 литров. За это отдельное спасибо еще одному традиционному для вседорожника решению - запаске на пятой двери. А ведь иной раз огромному колесу находят место под полом - ясно за счет чего. Верность «Патруля» традициям заслуживает отдельного упоминания. Где еще в официальных материалах встретишь раздел, посвященный не новинкам, а, наоборот, тому, чего менять не стали из принципиальных соображений! «Ниссан» - один из последних приверженцев классических вседорожных канонов, по которым обязательны мощная рама и длинноходные зависимые подвески. Такое сочетание предопределяет худшую управляемость на шоссе, чем у обратившихся в новую веру конкурентов. Зато «классика» дает им фору на бездорожье. Добавим к этому еще несколько приятных цифр: дорожный просвет - 220 мм, углы въезда и съезда - 37 и 31°, глубина преодолеваемого брода - 0,7 м, масса буксируемого трейлера - до 3,5 тонны. Обычно маркетологи, комментируя повальное тяготение современных вседорожников к асфальту, ссылаются на вкусы потребителей. На этом фоне весьма любопытна статистика повторных покупок «патрулей». Среди владельцев трехдверных версий приверженность модели достигает 43% - это очень много! Те, кто познал вкус полно84 За рулем 11/2004ценных вседорожных качеств, не согласны жертвовать прочностью автомобиля и энергоемкостью его подвески ради лучшей управляемости - все-таки не спортивный болид. Д ЛЯ НАС, Л ЮБИМЫХ На российский рынок автомобиль будут поставлять с ноября этого года в двух вариантах комплектации - Luxury и Elegance (цены пока не объявлены). Первый вариант предлагает традиционный набор электроприводов (кроме руля и кресел) и подогревов, 17-дюймовые колеса из легкого сплава, фронтальные подушки, ABS, датчик парковки, магнитолу с CD-чейнджером. Второй, дополнительно, кожаный салон, боковые подушки, электрический люк в крыше, управление магнитолой на руле и др. С 3-литровым турбодизелем будут доступны трех- и пятидверные машины с пятиступенчатой механической коробкой передач или четырехступенчатым «автоматом». Длиннобазные по желанию покупателя оснастят откидными сиденьями еще для двоих. Предусмотрена комплектация 4,8литровым бензиновым мотором (рядная «шестерка»), но только для пятидверных машин в семиместном исполнении, исключительно с пятиступенчатым «автоматом» и в богатой комплектации Elegance. Не исключено, что цены на обновленный «Патруль» окажутся немного выше, чем у предшественника. Но вряд ли это смутит тех, кто приценивался к машине: ведь и автомобиля прибавилось. пРасположение. число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см 3 Мощность. кВт/л с. при об/мин Крутящий момент. Н м при об/мин й Трансмиссия Привод Коробка передач • Ходовая часть Подвеска спереди сзади Рулевое управление Тормоза: Размер шинна задние колеса с жестким подключением передник М5илиА4 М5 или А4 А5зависимая пружинная, трехрычажная зависимая пружинная, пятирычажная типа винт-шариковая гайка с усилителем и ABS. дисковые вентилируемые 275/65R17Трансформируя салон, вы сами определяете, отдать предпочтение задним пассажирам или грузу. Хотите - сдвиньте сиденья вперед, хотите - сложите целиком или по частям. На правахрекламы«НАЧАЛО» НАЧИНАЕТ И ВЫИГРЫВАЕТЮРИИ БУЦКИИ, кандидат технических наукМногие автомобилисты охотно пользуются запчастями, выпущенными производственным объединением «Начало». Они так и говорят продавцам: «Дайте мне «камазовские» колодки фирмы «Начало». Впрочем, не только колодки: могут спросить шаровые опоры, диск сцепления, крыло для «Жигулей» и так далее. Ох уж эта инерция мышления! Ну почему если из Набережных Челнов, то обязательно «камазовские»? Говорить так — значит грешить против истины. При всем уважении к автогиганту, выпускающему популярные грузовики, отметим: не «КамАЗом» единым жив авторынок. Есть в городе Яр Чаллы (именно так по-татарски звучит название Набережные Челны) и другие солидные предприятия — если мерить не только масштабами производства, но и ответственностью перед потребителем. К числу таковых относится и ПО «Начало» — самостоятельное предприятие, располагающее собственной производственной базой. Надежность и качество выпускаемых изделий гарантируется самой компанией: ее репутацией на рынке, добрым именем и ничем (и никем!) другим. Хотя, если разобраться, «вышли мы все из «КамАЗа». Даже автор этих строк, будучи студентом Московского автомеханического института, уложил многие десятки кубометров кирпича на строительстве этого автозавода. Поэтому местоимение «мы» в данном случае не метафора, а самая что ни на есть реальность. Да, «КамАЗ» строила вся страна. Работать на новом автогиганте пригласили лучших из лучших. Отделы и цеха возглавили конструкторы и технологи, накопившие бесценный опыт на крупнейших наших автозаводах. Основатели и нынешние руководители ПО «Начало» — тоже из их числа. Как родилось «Начало» — предприятие, о котором мы рассказываем? Помните ли вы 1989 год, читатель? С одной стороны — перестройка, море надежд; с другой — начавшийся кризис производства, первые ростки инфляции... Именно тогда наметилисьтревожные тенденции, которые через несколько лет привели к тотальной «переквалификации» инженеров в челночников. Руководство прессово-рамного завода «КамАЗа» хорошо знало, что главное богатство его предприятия, да и отрасли в целом, сосредоточено в квалифицированных кадрах. А потому разрешило своим сотрудникам организовывать профильные производственные кооперативы. Так появилась фирма «Начало». Успешно работая на заводскую программу, она практически сразу приступила к выпуску запасных частей для «жигулей». Прошел всего год или полтора, и «Начало» оказалось в числе немногих кооперативов, которые не только выжили, но и стали обеспечивать сотрудников стабильной зарплатой — ведь на заводе ее к тому времени не выплачивали по несколько месяцев. Итак, год 1989... А сегодня — 2004. Посчитали? Предприятие в эти дни отмечает не просто день рождения — пятнадцатилетний юбилей. Для его руководителей и сотрудников означенные годы пронеслись стремительно. Так всегда бывает, если работаешь не покладая рук. Хотите прожить этот отрезок времени в воспоминаниях героев нашего рассказа — так же динамично и напористо, как было на самом деле? Привязываться будем не к датам — к событиям. Так интереснее. А теперь представьте... Объемы основного производства падают — заказов нет, государству не до промышленности. «Начало» продолжает выпускать запчасти к самым популярным в стране легковушкам. Качество изделий — лицо предприятия, дело чести. Принимается решение о создании собственной производственной базы за пределами завода — независимость открывала большие возможности. Берется в аренду территория 600 кв. метров, на которой развертывается выпуск панели передка ВАЗ-2101, подмоторной балки, сайлент-блоков, тормозных колодок. Встает вопрос: а не обзавестись ли собственным штамповочным оборудованием, чтобы сократить расходы на смежников? Сказано — сделано. Дополнительно берутся в аренду пустующие земли, на которых возводится прессовый корпус. Приобретаются прессы и прочее кузнечно-штамповочное оборудование и оснастка — все «б/у», но не беда: в кратчайшие сроки это хозяйство доводится до ума. Позже парк дополняется новыми прессами, автоматами для холодной высадки, электроэрозионными, координатно-шлифовальными и металлорежущими станками, в том числе ис ЧПУ. Показательна динамика производства кузовных деталей, требующих точного и дорогого инструментария — штампов. Сначала выпускали панели для «копеек», потом освоили другие детали для «классики». Вскоре запустили и двери к ВАЗ-2109, прочие детали к «самарам», а два года назад взялись и за «десятое семейство» - капот, рамка радиатора, крылья... Расширяется география поставок продукции. Не только в России, включая самые удаленные ее уголки, но ив странах СНГ и Балтии запчасти с маркой «Начало» знают, ценят, ждут. Растет ассортимент продукции и объемы производства, а вот доля руч- ного труда стремительно снижается. Увеличивается энерговооруженность и производительность. Главный секрет, равно как и стержень успеха, в следующем: получаемая прибыль не транжирится на приобретение недвижимости за рубежом и роскошных автомобилей, а непрерывно инвестируется в производство. Именно благодаря такой продуманной политике предприятие уверенно выдержало пятнадцатилетний марафон, Пережив все перипетии новейшей российской истории — как политические, так и экономические, — ПО «Начало» превратилось в отлаженный какцированы в соответствии с требованиями Госстандарта России. Всего же в ассортименте насчитывается ни много ни мало — 123 позиции. А какова программа выпуска? Правильный вопрос, без этих цифр объять и оценить «началовские» масштабы невозможно. Вот несколько цифр — на первый взгляд, суховатых, но зато весьма информативных. ПО «Начало» ежегодно выпускает 9 миллионов тормозных колодок, 800 тысяч дисков сцепления, 350 тысяч шаровых опор и более 1 миллиона деталей кузова и подвески. Понятно, что с неквалифицированными кадрами много не наработаешь. А если и наработаешь, то качества не получишь, Из 2000 тысяч работающих в ПО немало высококлассных специалистов. «Незаменимых нет» — формула ошибочная, и даже вредная. Есть незаменимые. Как удержать их на предприятии? Большой зарплатой? Безусловно, мы с вами не ханжи. Как, впрочем, и руководство компании: зарплата в ПО «Начало» выше, чем на крупнейших предприятиях Набережных Челнов. Социальным пакетом? И снова ответ положительный. Беспроцентные ссуды на учебу, материальная помощь, столовая со смешными ценами, круглосуточный служебный транспорт (работа трехсменная!), регулярные медицинские осмотры, спецодежда с индивидуальной подгонкой по фигуре... Да, такие заводы еще поискать надо. Вдумайтесь: успешную во всех смыслах компанию, частное предприятие, ежедневно доказывающее, что есть он, есть, «правильный» капитализм, создали... кто? Выпускники Гарварда? Монетаристы-рыночники? Нет, наши инженеры! Получившие образование и громадный опыт еще в советские времена. Над ними потешались советские сатирики: «как простой инженер...»; их укоряют нынешние западники: «отстали навсегда». Что сказать на это? Есть хорошая восточная поговорка: «собака лает, а караван идет». Все-таки инженеров у нас I выпускали класс- i ных. Но кто мог подумать, что оничасы производственный комплекс, обеспечивающий работой и стабильным заработком более 2000 человек. Взглянем на предприятие с высоты птичьего полета. На 13 гектарах раскинулись заводские корпуса. Прессовый и сборочно-сварочные цеха, окрасочный, инструментальный, цех химикотермической обработки... Полным ходом идет строительство второго прессового цеха, серьезно расширяется «термичка». Что же производят сегодня на этих, прямо скажем, немалых площадях? Тормозные колодки — для всех моделей ВАЗ, «Волги», «Газели», «Москвича», а также для «Дэу Нексии» и «Эсперо». Диски сцепления — для «Оки», всех заднеприводных моделей «жигулей», «нив», любых «самар», «десяток» и «волжанок». Кузовные детали — опять же для всего «вазовского» ряда; шаровые опоры — для «классики». Как мы уже писали, вскоре «началовцы» порадуют автолюбителей новинками: готовится выпуск крыльев и капотов для рестайлинговых моделей ВАЗ-21114иВАЗ-21115. Но и это еще не все: предприятие освоило производство рулевой трапеции для «классики» ВАЗ-2101-2107. Важно знать, что все изделия ПО «Начало» сертифиокажутся столь же классными менеджерами? Аналитиками, строящими прогнозы и живущими завтрашним днем? Судите сами: земля под дальнейшую застройку, производственные площади, оборудование, квалифицированные кадры — все у них сегодня есть. Потенциал, созданный за 15 лет упорного и плодотворного труда, позволяет несколько лет поработать без дальнейших инвестиций, почивая на лаврах. Но такой вариант в ПО «Начало» даже не обсуждается. Внедрение автоматических линий, освоение новых технологий, расширение ассортимента за счет продукции для строительства и ремонта зданий, производства мебели и прочих товаров народного потребления — вот о чем говорит сегодня руководство. Специально подготовленные со ­ трудники постоянно изучают инновационные проекты, ездят по выставкам, общаются с представителями крупного, среднего и мелкого бизнеса — как отечественного, так и зарубежного. «Держать руку на пульсе» — необходимое условие завтрашних успехов. Сами же «началовцы» не видят в своих достижениях ничего необычного и сверхъестественного. Они занимались и занимаются только тем, что умеют делать хорошо. А когда речь заходит о беспредельных ценах на электроэнергию, топливо, металл, руководители ПО «Начало» не жалуются, а всего лишь констатируют факт. Причем — с доброжелательной улыбкой, которая тоже составная часть фирменного стиля, образа жизни. Если перефразировать известную шахматную поговорку, получится чтото вроде каламбура: «Начало» начинает и выигрывает. Впрочем, тавтология лишь подчеркивает истинное положение вещей: действительно, выигрывает. Вот уже полтора десятка лет. И это только начало...