294
295
296
ПУТЕШЕСТВИЕСЕРГЕИ ЛАРИОНОВпттйчт^кшшШ*дешевле полного бака бензина. За три недели поездки по Европе не было проблем с пополнением запаса газа - в Москву мы возвратились с остатками столичного бензина в баке. ОТ ЗАПРАВКИ ДО ЗАПРАВКИ Стартовали в6 утра в направлении Бреста и преодолели 960 км за 11 часов. Часть дороги по Белоруссии платная. Принимается любая валюта, кроме... белорусских рублей. Интересно, знает ли батька о том, что белорусскими деньгами нельзя оплатить проезд по дороге, которая досталась ему бесплатно от СССР? При этом каждого россиянина по возвращении домой заставляют платить $20 за транзитный проезд. В Бресте можно заправиться бензином за любую валюту, есть несколько газовых заправочных станций для автомобилей (АГЗС). Рекомендую здесь же и переночевать, чтобы рано утром оказаться в Польше и проскочить Варшаву. Отмечу: на пограничном переходе «Варшавский мост» нас удивило отсутствие очереди - все процедуры заняли 15 минут. Мы-то ожидали иного. Переезд в 750 км по Польше несколько утомителен: дорога из Бреста во Франкфурт-на-Одере узкая и проходит через многие населенные пункты, подчас не лишенные пробок. Зато в каждом из них и АЗС, и АГЗС, а обилиеВотпуск наша семья уже много лет ездит только на машине. Как правило, в Крым. Но в этом году мы нарушили традицию, решив посмотреть Париж! Маршрут по Европе включал Белоруссию, Польшу, Германию, Нидерланды. Бельгию, Францию и Украину. А главный вывод, который мы сделали в ходе поездки, - вояж по дальнему зарубежью на автомобилях, оснащенных газовым оборудованием, обходится не дороже, чем отдых в Крыму или на Черноморском побережье Кавказа. Последние десять лет я эксплуатирую автомобили только на газе. Вот и нынешний «Опель-Астра 1,6» выпуска 1999 года кормлю им. Не секрет, что заправка 50-литрового баллона в 2,5 раза 294 За рулем 11/2004 к1Вход в метро подобен подземному переходу: пышных вестибюлей здесь нет. В столице Франции дама-регулировщик не редкость.Знаменитые парижские клошары. как правило, ночуют под мостами. Зигзаг французского дизайна - здание Центра Помпиду с наружными коммуникациями.1'1 jit* *v——. V;II 1 ;1ШЧ1 : ш£мишвг555в|«see. . 3 14 1тгП s^lfld|Т|| J • I JЯ MlflM MI11l<lfbfru *м-ИшШш\Всегда считал немцев законопослушными. Но потряс мотоциклист, который сначала энергично обошел нас слева, затем отстал, затем снова пристроился слева (и это на скорости 130!), снял руки с руля, достал из кармана жвачку, сунул ее в рот, показал нам жестом, что мы классные ребята, и моментально скрылся за горизонтом. Жена, которая вела машиСтоимость топлива в 2Q04 году (цены в евро за литр)Страна Белоруссия Польша Германия Нидерланды Бельгия Франция•Ьг '"--^К 1m• Гуказателей лишает возможности потеряться в стране, где русский язык вполне понимают. Кстати, только на местных АГЗС (по сравнению с остальной Европой) не требуется переходник для заправки машины. Причем лучше всего покупать газ на фирменных станциях. Цена на любое топливо у частников ниже, но там порой не обходится без казусов. Так, хозяин одной заправки умудрился накачать в 50-литровый баллон (с отсечкой при 47 л) 51 литр газа по счетчику и готов был продолжать, но остановился, узнав, какова предельная емкость. Фирменные АГЗС не позволяют себе столь навязчивого «сервиса». Оплата - в местной валюте, но на каждой станции есть меняльная контора, куда сходит сам заправщик. Очередей, сами понимаете, никаких. Пограничный переход через Одер чистая формальность. В Германии дороги сплошь скоростные, и до Голландии долетели за 6 часов. Практически все это время машину вела жена, быстро освоившись с особенностями поведения на европейской автомагистрали. Здесь почти нет автомобильных развязок, подобных российским перекресткам: чтобы выехать на нужную дорогу, необходимо загодя перестроиться на нужную полосу согласно дорожным указателям. Остановки на автомагистралях запрещены, поэтому в экипаже просто необходим штурман с атласом и шпаргалкой из Интернета.Газ0,23Диз. топливо 0.35АИ-950,51,0-1,1 1.15-1,25 1.22-1.35 1.1-1,15 1,05-1,120.40.45 0,37 0,37 0,540,90,95 0,95 0.95 0.94За рулем 11/2004 295 АВТОКЛУБПУТЕШЕСТВИЕну, просто ахнула... Вместе с тем, стоит лишь включить указатель поворота, как сразу уступают полосу для перестроения, а скоростной режим в населенных пунктах соблюдается безукоризненно. К сведению туристов: в Германии газовые заправки подчас находятся в стороне от магистралей, но в Голландии и Бельгии газ везде и близко. На заправке попросите переходник (здесь он именуется адаптером). Его можно и купить за 25-30 евро. Правда, на некоторых заправках, выдавая адаптер, просили в залог права - нормальная практика, потом документы исправно возвращают. ИНОГДА ПЕШКОМ ИНТЕРЕСНЕЕ Остановки для отдыха лучше делать в небольших городках. Там приемлемые цены в кемпинге (от 15 до 30 евро с человека), супермаркеты радуют ассортиментом и ценами (не выше московских) . Плюс бесплатная парковка. День отдыха в голландском Энсхеде - и выезжаем в Париж. Дорога до Парижа в 750 км не утомила, но штурману пришлось поработать и 296 За рулем 11/2004накануне, и в пути до границы с Францией, пока не выехали на магистраль А1. При пересечении границы Бельгии и Франции - своеобразный памятник свободе передвижения: заброшенные турникеты автоперехода. Ни пограничников, ни таможни нет уже несколько лет. Основные дороги во Франции платные, 250 км до Парижа обошлись нам в 11 евро. В Париже были три дня, останавливались в пригороде Сюрезен. Первый день посвятили автомобильной экскурсии по городу, в дальнейшем пользовались городским транспортом. Билет на все виды транспорта - 1 евро. При покупке магнитных билетов в метро можно получить карту Парижа со схемой движения. Английский в объеме кандидатского минимума вполне позволяет объясниться с улыбчивыми парижанами. Метрополитен спланирован иначе, нежели московский: станций больше, перегоны короче, но подвижной состав современней, поэтому в любую точку города попадаешь быстро. Очень полезна автомобильная карта Парижа, где немало улиц с односторонним движением.В центре города мест для бесплатной парковки не найти, но остановиться на 10-15 минут, включив аварийку, можно, хотя это и не слишком этично. По незнакомому городу интереснее передвигаться пешком, и наш «Опель» получил пару дней отдыха. Общественный транспорт работает четко, и даже поселившись в пригороде, сложностей с поездками в центр не испытывали. По прибытии в Париж посчитали затраты на дорогу: 70 евро (топливо) плюс 18 евро (платные дороги). Итого 88 евро, или по рублю за километр. За 18 дней пребывания в Европе, помимо Парижа, посетили Амстердам, Гаагу, ряд городов в Германии, в сумме накатали более 7 тыс. км. Так что удалось получить более-менее достоверные данные по расходу топлива. При скорости до 100 км расход газа составил 7,5 л/100 км, при 120-130 км/ч - 8,5 л. Традиционно в отчете о путешествии указывают общие затраты. Наши составили около 500 евро плюс 200 за визы и страховки. Значительная часть этих денег - «сэкономленные» благодаря использованию газа. •