224
225
.ixffiегодня автомобили в Европе выполняют нормы от Евро II до Евро IV. но там не перестают думать, как еще больше снизить их вредные выбросы. Мы в штыки воспринимаем очередную попытку внедрить в стране нейтрализаторы - не хотим подорожания отечественных машин, но при этом ловко - на глаз! определяем расход масла у какого-нибудь рыдвана по цвету выхлопа и быстро отплевываемся после разъезда с попутным 1рузовиком - сажа в зубах застревает. ГРЕТЬ ИЛИ НЕ ГРЕТЬ Переубеждать заблуждающегося - занятие неблагодарное, особенно если стереотип внедрялся в подкорку годами. Карбюраторная эпоха приучила прогревать дви\'iАЛЕКСАНДР БУДКИН. ФОТО К< Эксперимент с замером токсичности на «Ниве» лишний раз подтвердил: д аже машина, в конструкциикоторой предусмотрен нейтрализатор, может оказаться вредной для водителя иокружаю ­ щих. Напомним (ЗР. 2003, № 6), что прогрев автомобиля без нейтрализатора под окнами жилого дома дает превышение ПДК в квартирах нескольких нижних этажей. Даже кратковременный прогрев двигателя в гараже сулит организму огромную дозу токсинов, особенно если машина без нейтрализатора. Но самое страшное - разрегулированный карбюратор. С таким получите серьезное отравление всего за несколько минут.гатель всегда и везде, подчас даже летом. Мы увлеченно объясняли друг другу - это необходимо, чтобы продлить жизнь железного коня. Между тем богатейший опыт свидетельствует о другом: износ мотора практически не зависит ни от продолжительности, ни вообще от самого факта прогрева. И если бы каждый холодный пуск впрямь соответствовал пяти горячим (так утверждала гаражная молва), долговечность двигателей.эксплуатируемых. скажем, в Омске и Краснодаре, тоже отличалась бы в три-пять раз. Но ведь этого нет! Причина, действительно заставляющая греть карбюраторный мотор зимой, связана с безопасностью дорожного движения. Пока холодный двигатель способен легко заглохнуть при выездеЙ'МСТВ" ^~» CO COi НС Oi 41RPMД^ol lo ВввйИзмерения, проведенные с двухлетней «Шевроле-Нивой», неприятно удивили: в ее выхлопе концентрация СО достигла 0,7%. Это означает, что за 65 тыс. км, пройденных на отечественном бензине, нейтрализатор полностью потерял работоспособность. Он обязательно будет заменен. на проезжую часть, а стекла индевеют от вашего дыхания, отправляться в путь нельзя. Но даже кратковременный прогрев может принести много вреда вам и окружающим, если действовать бездумно. Среди сотни вредных компонентов, вылетающих из выхлопной трубы, больше других известна окись углерода (СО). Предельно допустимая концентрация (ПДК) этого вещества для промышленных зон 20 мг/м 3 , для атмосферы города 5мг / м 3 . При одновременном присутствии в воздухе окислов азота обе цифры снижаются в полтора раза. Округленно - до 13 и3 мг/м 3 . А теперь с помощью приборов изучим окружающую нас среду. Допустим, водитель автомобиля без нейтрализатоr* " ^^j 3 5™Концентрация окиси углерода в гараже оказалась столь высока, что для замеров вместо прибора. предназначенного для атмосферных загрязнений, пришлось воспользоваться газоанализатором для выхлопных газов. Концентрация СО в гараже, где прогревают «Жигули», может достигать 0,5% по объему. У машин с нейтрализатором - нули. тошноты и головокружения, через 2-4 часа... Да, именно то, о чем вы подумали! КОМУ НУЖЕН НЕЙТРАЛИЗАТОР Итак, человек разумный никогда не станет прогревать машину в гараже («ракушке» и т. д.). В заботе о своем и чужом здоровье он, конечно, уедет от соседских окон, и если уж прогрев так необходим, сделает это где-нибудь в сторонке. И все-таки жить с машиной и не вдыхать ее выхлоп просто невозможно. Даже непродолжительные, но ежедневные воздушные ванны с примесью токсинов за несколько лет могут подарить целый букет заболеваний. Из чего следует: первый, кому более всего нужен нейтрализатор отработавших газов - это сам водитель. Далее вра отработавших газов начал прогревать двигатель (на этом режиме в выхлопе содержится наибольшее количество окиси углерода), а сам встал в 3-5 метрах от трубы. В безветренную погоду он будет дышать воздухом с концентрацией СО около 30-50 мг/м 3 . Это еще полбеды! Если такое происходит в узком коридоре между рядами гаражей или машина прижата к зданию, организм получает еще большую встряску - до 70 МГ/ м 3 . Ну а когда автомобиль внутри гаража, пусть ис широко раскрытыми воротами, содержание окиси углерода достигает 16001700 мг/м 3 . Читай, газовая камера! При грубой оценке это означает: через 2-5 минут - снижение точности зрительного восприятия, через 20 минуг - появлениесписке - родственники, соседи. И только где-то очень далеко, среди случайных прохожих, мелькнут государственные мужи, внедряющие у нас нейтрализаторы. Разговоры же о том, что «бесполезную» деталь лучше пробить ломом или заменить куском трубы - не просто вопиющая неграмотность, а, если хотите, дикость. Обрисовав пользу спасительного устройства, сделаем пару важных замечаний. Во-первых, нейтрализатор раньше или позже умирает. Мы в очередной раз в этом убедились, когда «на всякий случай» проверили СО у редакционного «Шевроле-Нива» - увы, судя по результатам, нейтрализатор уже не работает. Не случись такая проверка, водитель и но сей день полагал бы, что ему ничего не грозит, даже если он стоит рядом с работающей машиной. Во-вторых, не следует забывать, что на автомобилях по Евро II после запуска двигателя нейтрализатор еще довольно длительное время неэффективен. Машины с Евро III становятся «чистыми» намного быстрее, а с Евро IV - заботятся о здоровье окружающих сразу после поворота ключа зажигания. И все-таки, сколько бы Евро ни обеспечивал ваш автомобиль в теории, не стоит искушать судьбу, проверяя на практике, что будет,На правах рекламыmmtikuJwmWAflЦ^т\yjfJFA5)795 2120 * ; 746-1321 •пые енарки ермстики щитяые покрытии * ачтикорро шинные cpeik/пщnww. autotekan ги