154
155
156
158
ГРУЗОВИКИСЕДЕЛЬНЫЙ ТЯГАЧ КАМАЗ-65228ТЯЖЕЛОВОЗНиколай Мордовцев. Фото:АлександрКульневВеликое дело – конкуренция! В борьбе за свою часть рыночного «пирога» на КамАЗе разработали полноприводный капотник, развозной грузовичок, собираются выпускать передвижные электростанции, колесные тракторы и даже бронетранспортеры! А теперь сделали полноприводные тягачи для автопоездов полноймассой до 120 тонн. Раньше такие неподъемные тралы таскали МАЗы с танковыми дизелями V12 или иномарки – «татры» и «фауны».ОРАНЖЕВЫЕ СЛОНЫНа площадке перед зданием НТЦ КамАЗа стояли два тягача. Трехосный КамАЗ65226 (6х6) и четырехосник КамАЗ-65228 (8х8) рядом с обычными камскимигрузовиками выглядят великанами. Разница в «росте» больше метра! Конечно, свою прибавку дали передние ведущие мосты, но уж очень высоко взгромоздились кабины. Не иначе, под ними прячутся какие-то огромные двигатели. И скорее всего, импортные. Так и есть, самый мощный мотор у тягача 8х8 – 600-сильная рядная «шес-терка». На хромированной клапанной крышке надписи CUMMINS и DOHC – тоесть два верхних распредвала, четыре клапана на цилиндр. Длина мотора такова, что радиаторы охлаждения и интеркулера пришлось вынести за кабину и оснастить электровентиляторами. Здесь же огромный, на зависть стритрейсерам вертикальный глушитель.154 За рулем 10/2005 СЕДЕЛЬНЫЙ ТЯГАЧ КАМАЗ-65228Кузов кажется инородным телом – 27 тонн балласта имитируют нагрузку на седло.Из-за океана везут и шестиступенчатую автоматическую коробку «Аллисон». Под кабиной трехосника нет ослепительного хрома – немецкие дизели «Дойц» обычно красят в темно-серый цвет. Моторы из Кельна известны в России еще по бамовским «магирусам». Хотя тех «воздушников» в Европе уже не найти, у нас их помнят. Ничего удиви-тельного, что альтернативой «американцу» КамАЗ выбрал «немца». Он ив мотоотсек вписался почти идеально – V8 при объеме 16 литров чуть меньше ЯМЗ238. Здесь радиатор уже на своем месте, только двухсекционный, а теплообменники интеркулера смонтированы позади кабины. В начале 2005 года КамАЗ с «Цанрадфабрик» созда-Хорошо видно, насколько подрос полноприводный тягач. За рулем 10/2005 155 ГРУЗОВИКИСЕДЕЛЬНЫЙ ТЯГАЧ КАМАЗ-65228ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодельКамАЗ-65226 КамАЗ-65228 (6х6)(8х8) Снаряженная масса, кг11 85014 850 Нагрузка на ССУ, кг21 50026 000 Полная масса автопоезда, кг97 000120 000 Максимальная скорость, км/ч8080 Тип двигателя, ТД,ТД расположение и V8Р6 число цилиндров Рабочий объем, л15,9н. д. Мощность, кВт/л. с.400/544448/600 при об/мин1900н. д. Крутящий момент, Н . м26372509 при об/мин1200–1400н. д. Коробка передачМ16А6 Главная передачадвойная, коническая и планетарные ступичные редукторы Подвесказависимая рессорная Тормозабарабанные с пневмоприводом и ABS Размер шин320R20Если со временем на КамАЗ-65228 появится второй стабилизатор поперечного крена, в этом будет и частичка нашего труда.Новая панель приборов из стеклопластика. КамАЗу пока не до модных дисплеев, сойдет и обычная «приборка».Радиаторы выносили за кабину еще на тягаче МАЗ-537.ли СП «ZF-Кама». Не удивительно, что на трехоснике тожестоит коробка передач ZF – правда, пока германскойсборки. И «раздатка» «Штайр» не новичок на КамАЗе – такая применялась на спортивных машинах. Конструктивно великаны объединены с самосвалом тяжелой серии КамАЗ-6520. От него, к примеру, задняя тележка – мосты со ступичными планетарными редукторами. Альтернатива отечественным – болгарские мосты «Мадара», которые ведутсвою родословную от «Шкоды», и более дорогие венгерские «Раба». Передние мосты тоже с планетарными редукторами, а ШРУСы со сдвоенными крестовинами. Рама унифицирована с тяжелыми самосвалами, но ее лонжероны высотой 270мм при толщине 7мм под такие нагрузки усилили вставками почти на всю длину. А как иначе? Первые машины заказывали газовики – перевозить по зимникам и бездорожью бульдозеры и экскаваторы, а там знают цену прочности.ПОДЪЕМ ПЕРЕВОРОТОМДля пробы я выбрал четырехосник – он самый мощный изагружен балластом в 27 тонн. Маршрут – по окраине города. На бездорожье, да еще с тралом, его выпускать рано – машина экспериментальная. Наверное, этим объясняется то, что в кабину даже не залезаешь, а, скорее, подтягиваешься, как на турнике, уцепившись за поручни. Расстояние между ступенями очень велико и нет подвесного «стремени».На дверях от стекла до пола новая цельноформованная обивка. Нет голого железа и на панели приборов – она из стеклопластика и смотрится вполне достойно. Крышка лючка предохранителей – на итальянских мебельных петлях, но замок наш – от почтового ящика. Да хоть от холодильника, лишь бы не скрипела и захлопывалась с первого раза. Рулевая колонка регулируемая по высоте и углу наклона, но пневмозажима нет. Пенополиуретановая баранка156 За рулем 10/2005 ГРУЗОВИКИСЕДЕЛЬНЫЙ ТЯГАЧ КАМАЗ-65228Заокеанская рядная «шестерка» работает впаре с «автоматом» «Аллисон».Под кабиной трехосника – V-образная «восьмерка» «Дойц».толстая, удобная. Сиденье могут поставить и на пневмоподвеске, нопока привычно скрипит старое. С новой, приподнятой крышей объема в кабине прибавилось, а есть и вовсе свысокой, где второй спальник похож на гамак. Конечно, Европу такой кабиной не покоришь, но наших водителей вполне устроит.Педали сцепления нет, а на тоннеле контроллер ГМП. Ставлю рычажок на «D», снимаю с ручника и плавно увеличиваю обороты. Машина разгоняется, почти не чувствуя нагрузки. Шума на удивление мало, но не только благодаря отличной шумоизоляции – тихо работает сам «американец».На спидометре «80» – это предельная скорость, хотя разогнать можно еще, ведь на тахометре всего 1700 оборотов. Под ногами путаются легковушки. Кажется, чуть замешкаешься – и раскатаешь «букашку» по асфальту. Впереди поворот, где фотограф просил проехать эффектно. Эффект оказался не-ожиданным: колеса задней тележки оторвались от асфальта. Если на более поздних модификациях КамАЗ-65228 вы когда-нибудь увидите два стабилизатора поперечной устойчивости на задней тележке – знайте, это наш вклад в совершенствование конструкции.На правах рекламы158 За рулем 10/2005