249
ПРОВЕРЕНО РАСХОДОМЕР45Датчик расхода топлива под капотом ВАЗ-2107.Таков средний расход за всю поездку.Два вывода внизу на схеме (см. рис.1) обычно не задействованы. У некоторыхМК их вообще нет. Иногда фирмы используют их для оценки других параметров – например, температуры за бортом и т.п. Итак, подходящий компьютер у нас есть. Но чтобы он вычислял то, что мы от него ждем, ему нужна информация. Прежде всего, от ДСА – датчика скорости автомобиля (поз. 1 на фото2). Какой купить? Помните о двух важных деталях. Первая: вам нужен ДСА, соответствующий марке автомобиля. Сколько оборотов, например, должен сделать вал спидометра на один километр пути? Для легковых автомобилей ВАЗ это 1000 оборотов, а ГАЗ, АЗЛК и др. – 760 оборотов. На оборотной стороне ДСА это указано. В России других стандартов нет. Но это – лишь формальный, механический расчет. Реальная скорость задается не только оборотами колеса, но и размером шины, ктому жевсякая шина по мере пробега изнашивается. Апоказания спидометра (особенно обычного механического) в той или иной степени «врут» в зависимости от тарировки его пружинки. Нас же интересует, соответствует ли купленный ДСА спидометру. Если в этом нет уверенности (например, для незнакомой иномарки), лучше проверить правильность выбора напрямую: покрутим спидометр вручную. Это займет несколько минут, зато результат наиболее достоверен. Второе требование самое элементарное: датчик скорости (фото3) должен надежно крепиться к коробке передач и иметь выход под тросик привода спидометра. Другой важный информатор для МК – датчик расхода топлива (поз. 2 на фото2). Этот чувствительный прибор нужно врезать в топливную магистраль между бензонасосом и карбюратором (фото4). Если карбюратор имеет штуцер слива лишнего топлива в бак («об-ратку»), как, например, «Солекс», заглушите его, а слив обеспечьте, как показано на рис.2. Конструкция ДРТ это предусматривает. Для автомобилей без «обратки» используем схему с тройником. (Фрагмент такой схемы для вазовской «классики» показан внизу рис. 2.) Конечно, нужно доработать и электрическую схему, купив соединительные колодки и провода, ориентируясь по схеме на рис. 2. Весь комплект узлов и деталей обойдется в 1600–1800 руб. Расход топлива контролируется с очень высокой точностью, до долей миллилитра – МК же его «округляет» ивыдает на дисплей сточностью 0,1л, чего большинству автомобилистов вполне достаточно (фото5). Показания не зависят от уровня топлива или его колебаний в бензобаке. Как всегда, при подобных доработках автомобиля владелец – сам себе дизайнер. Где икак разместить компьютер в салоне? Ответить с ходу непросто. Решая данную задачу, впоследнем вы сами убедитесь. Иногда идут на жертвы. Так, мы отказались от штатных часов на «консоли» ВАЗ-2107 – они есть в компьютере. Конкретные решения – за самим автовладельцем. Не претендуя на лавры первооткрывателей, отметим, что в прошлом году мы оснастили, как выше описано, компьютерами автомобили ВАЗ-2107, 2108 и «Москвич-2141». Два компьютера ШТАТ и один Gamma отлично работают, радуя автовладельцев.ВАЗ-2110 ОТОПИТЕЛЬКОСИЧКАГеннадий НепряжинПромозглым утром начала осени водителю «десятки» захотелось тепла.Включил отопитель, а тот, минуту-две пошелестев, неожиданно смолк. Встал электродвигатель! На ходу – еще полбеды: хотя и слабо, теплый воздух из отопителя в салон все же попадал, авот впробках воцарялась в машине Арктика. Кузов как-никак железный, теплым мехом не обит… Пару раз электродвигатель все же включился, но жужжал неуверенно – это навело на мысль, что скорей всего дефект скрывается вщеточном узле. Действительно, беглая проверка наружной цепи ничего не дала – пришлось демонтировать электродвигатель свентилятором. На «десятке» это не самая простая работа, но описана уже не раз – возвращаться к ней не будем (см. фото). Дальнейшее очень просто. Отверткой немного приподняли дроссель, щетка освобо-дилась, и мотор заработал как положено. Осталось все собрать – морока, конечно… Но и менять мотор не легче! К тому же новый, из магазина, мотор в свете последних технологических достижений – настоящий кот в мешВот он, электродвигатель в сборе с «беличьим колесом» вентилятора. Подключенный напрямую к аккумулятору, он неожиданно заработал! Правда, вращался неровно – то быстрей, то медленней. Это чаще всего указывает на проблемы со щетками. Щеточный узел закреплен двумя винтами – сейчас вывинтим…ке: кто знает, долго ли протянет? А родной мы проверили: обмотка вряд ли подведет, щетки тоже. Выходит, не только в сэкономленных деньгах счастье. Уверенность в машине – великая вещь!Ба… Да вот же он – дефект! Видите: одна щетка подвижная – пружина ее выталкивает. А у другой «косичку» защемило дросселем (очевидно, при сборке на заводе), что ограничило ход щетки. Пока его хватало, электродвигатель работал. Когда щетка, изнашиваясь, стала короче, контакт с коллектором нарушился.За рулем 10/2005 249