345
КОНКУРС«ПОДВИЖНОЕ В ПОДВИЖНОМ»Премию 6000 руб. за решение задачи «Море студеное» получит наш читатель Василий КАТРИЧ из Красногорска Московской области.Мы начали с девиза капитана Немо неслучайно. Наслаждаясь мощным движением автомобиля, вообразите, сколько деталей работают, взаимодействуют, посвоему живут в это время. Конечно, это вы поворачиваете руль, жмете на педали, переключаете передачи, но процессы, происходящие внутри двигателя, узлов трансмиссии, в амортизаторах, подшипниках и т. д., задуманы, запрограммированы их создателями-инженерами. Помните, в романах Жюля Верна один из обязательных персонажей – это инженер. В самом высоком смысле этого слова. Последнее смело можем отнести ик авторам большинства полученных нами писем. Обратимся к ним. Некоторые напомнили нам о том, что автомобиль – это не только кузов и мотор. Чтобы ездил быстро и хорошо держал дорогу, ему не обойтись без эластичной связи между колесами и кузовом – иначе говоря, без подвески. И чем хуже дорога, тем более развитая нужна подвеска, – только такая достаточно хорошо может сглаживать толчки, передающиеся от неровностей покрытия на кузов. Возможности подвески, конечно, не безграничны. На наших «трассах» всегда найдутся колдобины, на которых удары, хотя и смягченные резиновыми буферами-ограничителями, просто неизбежны. Между тем бывают ситуации, когда реальный ход подвески (например, на сжатие) существенно меньше положенного. Так, если автомобиль перегружен – ситуация достаточно обыденная для нашего бытия, – то и запас хода подвески на сжатие уменьшен. Но нередки и такие ситуации, когда нормальной работе подвески мешают посторонние факторы – например, грязь, лед. Впрочем, кузов эластично связан не только с колесами, а еще ис двигателем и агрегатами трансмиссии. Вот это уже «особая песня»: мягкие опоры понадобились для того, чтобы вибрации работающей силовой установки не передавались на кузов, руль, педали – иначе не только ездить противно, но и на поломки можно нарваться! Но решив эту задачу, конструкторы сталкиваются сдругой: тяжеленный двигатель, подвешенный эластично, на неровностях дороги подпрыгивает, перемещается относительно кузова – нельзя допустить, чтобы этот «молот» лупил по кузову. Один механизатор из Ростовской области описал это так: «Часто создает проблемы защита картера, – сюда набивается грязь с соломкой, мотор ее утрамбовывает, подсушивает – и зазоры почти исчезают. Теперь после любого подскока мотор обрушивается, считай, на кузов! А убрать чернозем, армированный соломой, очень трудно». У чернозема, который так любят дачники, есть еще одно примечательное свойство – потрясающая липкость. Он «наматывается» на колеса, налипает всюду – варках, на балке заднего моста инад ним, поверх глушителя и других деталей выпускной системы, на рычагах и штангах подвески. Врезультате этого при всяком сильном толчке автомобиля можно услышать глухой, но сильный стук – ведь спрессованная грязь плотная, а поверхность соприкосновения большая, это вам не резиновый отбойник. Спасибо читателям, напомнившим о скором приходе зимы с ее проблемами. Да, зимой происходят похожие вещи – но уже из-за намерзания льда. Поэтому тут своя специфика. Горячие детали, понятно, не обмерзают. Авот, например, арки колес часто представляют собой плачевное зрелище, причем очистить их ото льда немногим проще, чем от присохшего чернозема. То, что это «истинное мученье», звучит во многих ответах. На этом бы и завершить наш обзор, но в целом ряде писем отмечено, что при грубой буксировке по бездорожью от «Жигулей» зачастую отрывают детали выпускной системы, их крепления – то или это начинает болтаться, бить по кузову… Ребята,мы же неспроста оговорилиусловие: при осмотре машинынеисправностей здесь не было. Иначе можно долго фантазировать. Письмо нашего призера – из числа наиболее обстоятельных, срекомендацией очистить от грязи днище над задним мостом и картер редуктора, пространство под крыльями, над карданнымвалом и т. д. Работа неприятная, но необходимая. Поздравляем Василия Катрича с победой вэтом туре.Рисунок Сергея СавиловаЗАДАЧА ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯЗАГАДКА МАСТЕРАСчитается, что в «классике» загадкам уже не место. Но попала ко мне недавно потрепанная «семерка» – владелец почти рыдает: в горячем состоянии довольно часто прямо на ходу глохнет. Остынет минуту-другую – заводится! Перепробовал все… Мы тоже перепробовали многое. Проверили так и этак зажигание, попробовали даже бесконтактное. Убедились в исправной подаче топлива в карбюратор («Озон»), заменили электромагнитный клапан, свечи. Результат? Да все то же! И только сняв верхнюю крышку карбюратора (да и тут – не с ходу), вдруг поняли причину. Ну что, знатоки? Напряжем фантазию?Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 ноября 2005 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Тел. (095) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные (обязательно дату и место рождения), контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.За рулем 10/2005 345