188
189
190
192
194
ВТОРЫЕ РУКИФУРГОНЫ КАТЕГОРИИ «В»«иностранцев» – от давно любимых «фольксвагенов» и «мерседесов» до покоривших комфортом и надежностью «японцев» и еще недавно экзотических «французов» и «итальянцев». Но за цену нового «Транспортера» или «Вито» можно прикупить три-четыре «газели», поэтому новые иномарки покупают понемногу, в основном крупные компании. Другое дело – подержанные авто: здесь за 10–12тыс. долларов найдете вполне достойного «гастарбайтера». Немало заманчивых предложений ив интервале 4–6тысяч, но тут без значительных вложений не обойтись. Сэкономить можно на экстерьере «лошадки», но никак не на ее здоровье.КОРМИЛЬЦЫАнатолий СуховДавно прошли те времена, когда тумбочку из магазина везли в трясучей трехтонке, а для переезда на дачу ловили свободную «скорую». Нынче принято считать и время, и деньги, поэтому развозные автомобильчики оказались востребованы по всей России – как частниками (в основном грузчиками и торговцами), так и бизнесом – для доставки товаров, почты или сервисных бригад. Для «ма-лышей» и водителя подобрать проще – до 3,5тонны полной массы автомобиля вполне достаточно прав категории «В».СВОЯ РУБАШКАНа смену ветеранам – ижевским «каблучкам» и ульяновским «буханкам» пришли отечественные ВИСы, «оды» и «газели». Даже крошку «Оку» умудрились приспособить к перевозке грузов (ЗР, 2005, №8, с.142)! Немало на рынке«Мерседес-Спринтер», пришедший на смену Т1, выдержан в русле традиций, хотя мелких и средних отказов стало заметно больше. Зато стоимость обслуживания осталась высокой.188 За рулем 10/2005 ФУРГОНЫ КАТЕГОРИИ «В»С запчастями для иномарок больших проблем нет (исключение – редкие «японцы» вроде «Исудзу», «корейцы» и немногочисленные у нас «американцы»). Узкое место – сервис. В крупных городах найти специалистов с оборудованием еще можно, а в глубинке «заветным словом» много не наработаешь: то съемник нужен, то сканер фирменный, то меток на корпусе ТНВД не видно… Словом, кесарю – кесарево.ДОЛГОЖИТЕЛИДесять лет на конвейере – для коммерческого автомобиля обычное дело. Эксплуатируют же их куда дольше, особенно полноценные фургоны, а не легковесы вроде «Кангу», «Кэдди» или «Берлинго». Так, на рынке до сих пор встречаются «мерседесы» МВ100 и Т1, «фольксвагены» LT1. Цены на них редко превышают 5тыс. долларов, кузова – ржавые и латаные, хотя форму держат. Многие «спринтеры» и Т1 использовали в качестве инкассаторских броневичков, а потом снимали защиту и выставляли на продажу. Это – худший вариант: съемная броня, как правило, не разгружает, а, наоборот, нагружает лонжероны и петли, поэтому кузов здесь сильно расшатан. Не в лучшем состоянии и двигатель, вынужденный все время ходить под броней. Выдают такие машины «лишние» отверстия в панелях кузова, просевшие двери, остатки креплений под радиостанцию. Неплохой вариант – бывшая «скорая помощь» на базе «Мерседеса-Т1» (такие появились в середине 90-х). Но кто знает, как эти автомобили обслуживали? Трансмиссия, подвеска и даже кузов – не самая затратная часть грузовичков. Основное внимание – двигателю.«Фольксваген-Транспортер Т4» – одна из самых популярных «рабочих лошадок». Задняя подвеска практически неубиваемая, а вот передней придется периодически заниматься – нагрузка на нее немаленькая. Зато вместо пружин – почти вечные торсионы, ими же можно и осанку подправить. Фургон – один из самых удачных в классе: хочешь – вози груз, хочешь – живи. Есть два варианта по длине базы и по высоте. Рестайлинг 1997 года облагородил салон, тогда же под капотом прописались новые дизели TDi и бензиновый VR6 с цепным приводом ГРМ (последний для утилитарного грузовичка практически не используют). Из старых двигателей конструкторы оставили два – бензиновый 2,5 ли дизельный 2,4 л. Помимо переднеприводных было выпущено немало полноприводных версий.Заднеприводный «Мерседес-Т1» – фантастически живучий автомобиль. Уже десять лет его не выпускают, но он сохранился даже на российском рынке, несмотря на недешевый сервис. Заметная часть таких автомобилей получила приставку «спец»: Т1 работал и инкассатором, и каретой скорой помощи. Первая цифра модели означает полную массу (2 – 2,8 т, 3 – 3,5 т, 4 – 4,6 т), две последние – округленную мощность двигателя в десятках л.с. В каждой серии – три варианта базы и высоты крыши.ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ ПРОЩЕ ДИЗЕЛЬБольше половины развозных фургонов на рынке – дизельные. При интенсивной эксплуатации выгода налицо: расходы на топливо в1,5–2 раза ниже. Но внеплановый ремонт способен проделать большую дыру в бюджете. Пожилые машины лучше брать с простыми «атмосферниками» – как, например, 2,5л на «Форде-Транзит», 2,4л на «Фольксвагене-Т4» или 1,9 л на «Дукато», «Боксере» или «Джампере». До «капиталки» они служат минимум 300– 400тыс. км. Дизели «Спринтера» и «Вито» при прочих равных заметно дороже в обслуживании и ремонте, да и местаЗа рулем 10/2005 189 ВТОРЫЕ РУКИФУРГОНЫ КАТЕГОРИИ «В»«Форд-Транзит» предлагают с тремя типами двигателей: дизельным 2,5 л мощностью 70–76 л.с., турбодизельным того же объема 85–100 л.с. и бензиновым 2,0 л, 115 л.с.; первых на рынке больше всего. В индексе модели зашифрована грузоподъемность: FT80 берет на борт 750 кг, FT100 – чуть меньше тонны, FT150 – полторы, а FT230 – 2,3 тонны (но его полная масса уже превышает 3500 кг). Для всех, кроме FT230, можно выбрать один из двух вариантов базы с любым из трех вариантов высоты крыши. После 1998 года появились переднеприводные фургоны полной массой до 2,5 т. Переднеприводный «Вито» в 1996 году сменил «Мерседес» серии 100. Сегодня «вито», несмотря на меньшую грузоподъемность, стоят не дешевле «спринтеров».под капотом там маловато. Тесно и двигателю «Тойоты-Хай Эйс», а нормочас – дорогой. А вот «Форд-Транзит» или «Фольксваген-Т4» легко обслужить самому – все точки легко доступны. Новые дизели с системой «коммон рейл» (CDi у«Мерседеса», HDi у «Пежо») примерно на 20% экономичнее ветеранов, зато неразборные форсунки с электронным управлением намного дороже обычных. Анадежность всей системы, как и прежде, определяется качеством топлива.190 За рулем 10/2005 На правах рекламыФУРГОНЫ КАТЕГОРИИ «В»«ИВЕКО-Дейли» выпускали только с дизельными двигателями – атмосферным, 2,5 л, 76 или 82 л.с. и с турбонаддувом, 2,8 л, 103 или 122 л.с. Зато вариантов базы целых три, а высоты крыши – четыре. Встречаются и полноприводные версии. Несомненное достоинство «Дейли» – рамное шасси. Цены на запчасти ниже, чем у«Мерседеса», но выше, чем у «Фольксвагена». И надежность – на высоте.СРЕДНИЕ ЦЕНЫ НА РАЗВОЗНЫЕ ГРУЗОВИЧКИ В МОСКВЕАвтомобильОбъемЦена, (год выпуска)двигателя*$ «ФольксвагенТранспортер T4» (1992)Д 2,4 л6000 (1995)Д 2,4 л7500 (1998)ТД 2,5 л13 000 «Фольксваген LT-35» (1991)ТД 2,4 л6000 «Мерседес-Бенц Т1» мод. 210 (1989)Б 2,3 л4500 мод. 308D (1991)Д 2,3 л6300 «Мерседес-Бенц Спринтер» мод. 208D (1997)Д 2,3 л11 000 мод. 308D (1997)Д 2,3 л12 000 «Мерседес-Бенц 100» мод. 208D (1990)Д 2,3 л6000 «Мерседес-Бенц-Вито» (1996)Б 2,3 л; Д 2,3 л11 500 (2000)Д 2,2 л13 000 «Форд-Транзит» Д 2,5 л4000 (1991) Б 2,0 л4500 (1998)Д 2,5 л; Б 2,0 л «ИВЕКО-Дейли 35» (1997)Д 2,5 л8500 «Тойота-Хай Эйс» (1992)Д 2,4 л5000 (1997)Д 2,5 л9000 «ФИАТ-Дукато», «Пежо-Боксер» (1996)ТД 2,5 л; Б 2,0 л «Рено-Трафик» (1991)Д 2,1 л4000 (2000)Д 1,9 л10 000 «Рено-Кангу» (2000)Б 1,4 л; Д 1,9 л8000 «Ситроен-Берлинго» (2000)Б 1,4 л; ТД 1,9 л «Ниссан-Урван» (1992)Д 2,5 л3300КАК БЫ НЕ НАДОРВАТЬСЯКузовов в этом классе напридумано великое множество. Бывает, машина подходит по всем статьям, только сиденья переставить да перегородки перенести. Но помните, что при регистрации переделки могут создать проблемы, поэтому лучше сразу поискать нужную компоновку. И не забудьте проверить, что записано в техпаспорте! Задний привод на зимней дороге – не лучшее сочетание. Порожний автомобиль порой не способен выехать из пустяковой ямки. Тут «Вито» и «Транспортер» дадут фору «Спринтеру» и заднеприводному «Транзиту». Впрочем, у многих фургонов есть полноприводные версии. Вопреки распространенному мнению, нагрузки на детали трансмиссии там даже меньше, ведь крутящий момент распределяется по двум осям. Основную часть проблем вызывают неодинаковые по размеру или износу шины или «неродное» масло. Но помните, что в любом случае обслуживание пол-850080007700* Б – бензиновый, Д – дизельный, ТД – дизельный с турбокомпрессором.192 За рулем 10/2005 ВТОРЫЕ РУКИФУРГОНЫ КАТЕГОРИИ «В»ноприводников дороже за счет худшего доступа к агрегатам, да и многие запчасти – свои. Рамную «Газель» ценят за двужильность: «Рама трещит, но держится, только листы в рессору добавить». Грузят по 2–2,5тонны – что им инструкция! Подавляющее большинство легких иностранных фургонов – с несущим кузовом, на такие подвиги они не способны. Но есть исключение – «ИВЕКО-Дейли». Даже младшие его модификации – на прочной раме, потому перегруз выдерживают. Да и ресурс дизельных двигателей ИВЕКО несильно страдает от лишних центнеров: нередко мотор, пережив один автомобиль, успевал поработать на другом. Не забывайте и про шины – иностранцы предпочитают не сдвоенные колеса на задней оси, а одинарные. Вопервых, меньше неподрессоренная масса, во-вторых, больше места в фургоне, а в-третьих, не надо пробивать вторую колею. Но они должны быть специальные – увеличенной грузоподъемности. Часто их маркируют дополнительной буквой С – для коммерческого транспорта.На правах рекламы«Тойоту-Хай Эйс» при пробеге около 150 тыс. км нужно смотреть особенно тщательно – к этому сроку «подходит» подвеска. Дизельных и бензиновых двигателей на рынке примерно поровну,много полноприводных машин (наряду с заднеприводными). Грузоподъемность «Хай Эйс» всего около тонны, да и грузовой отсек не очень велик. Это скорее курьерский автомобиль, чем тяжеловоз.194 За рулем 10/2005