336
337
338
КЛУБПРОВЕРЕНО НА СЕБЕЧИСТО. КОНКРЕТНОПрав был наш президент, когда предложил давать медаль тем, кто отважился открыть свое дело в малом бизнесе. Надо обладать врожденным финансовым чутьем, смекалкой, иметь деньги, рассчитывать на везение, чтобы однажды рискнуть и заняться тем, чему тебя не учили ни дома, ни в школе, ни в институте. Шесть лет назад олимпийские чемпионы по фехтованию Ильгар Мамедов и Александр Ширшов зачехлили оружие, спрятали свои золотые медали и занялись бизнесом – открыли автомойку. Идея лежала на поверхности: погода у нас в любое время года неустойчивая, а поддерживать транспортное средство в чистоте хотя бы неделю, не прибегая к ведру с водой, практически невозможно. Так что «помоечный» бизнес, казалось, просто обречен на успех. Александр и Ильгар свой «помывочный пункт» назвали «Граф Бенкендорф». Почему – теперь уже не важно. Просто звучало красиво… За шесть лет «малые бизнесмены» Мамедов и Ширшов испытали на своей собственной шее немало; кое-что из их рассказов в свое время услышал и автор этих строк. Вот и родилась идея – самому попробовать, каков он – «автомоечный бизнес»?Максим Приходько. Фото:АндрейМорозовШЕСТОЙ МОЙЩИК…С утра облачаюсь в комбинезон и «сланцы» – униформу всех мойщиков страны в летний период. Я – шестой в бригаде из пяти человек, которые моют автомобили. Бригадир смены – Коля. Его малая родина, как и всех остальных(кроме меня, понятное дело), – Молдова. Так как свой «комбез» я купил только вчера, а остальные носят уже с год, мой «цивильный вид», по идее, должен внушать уважение клиентам. И потом я ношу очки, и за такую «интеллигентную деталь» в моем облике бригадир решает назначить меня на ответственную должность – вежливо интересоваться у клиентов, «как будем мыться», и потом брать у них деньги за работу. Кроме того, Коля дает мне понять, что на Аурику, единственную женщину в бригаде, «разевать рот» не стоит, ибо она – его «дама сердца». А также проводит небольшой ликбез по правилам и приемам мойки. Собственно, что я такого не знаю из того, как надо мыть машину? Я же свою на даче мою, однако Коля с легким певучим акцентом все равно поучает меня,336 За рулем 10/2005 ПРОВЕРЕНО НА СЕБЕМои товарищи по оружию в полном составе, затаив дыхание, наблюдают за тем, как я работаю, попутно робко выдавая ценные советы: – Пену набрасывай сверху вниз, не разбрызгивай зазря. – Не лей на стену, экономнее. – Ровнее, ровнее. Да яи так стараюсь! Лишь одна Аурика не дает мне советов, за что ей отдельное спасибо. Владелец «Шкоды» несколько удивлен тем, что вокруг его автомобиля собралась такая толпа. «Мастер-класс» – объясняет ему хозяин мойки. Станция рассчитана на четыре машины. После «Шкоды» через мои руки прошли: старенький «Мерседес-200» и новый S-класса, две «девятки», мини-вэн «КИА-Карнавал», несколько разнообразных «фольксвагенов», затем опять угольно-черный представительский «мерс», «пятерка» БМВ и много чего еще. За время моей рабочей смены клиенты обращались ко мне по-разному: «Ребята»(!), «Кузов – коврики и все», «мужчина», «мужик» и«чтоб все было чики-пики, ага?». Ближе к вечеру одна «бизнес-вумен» на «Матизе» нарекла меня «хлопчиком», каким-то чудом, видимо, узрев мои украинские корни (рефлекторно втягиваю живот и расправляю плечи). Хозяева машин внимательно следят за процессом помывки, наемные «водилы» коротко излагают указания, как мыть, и спешат вкафе, которое находится тут же. Большинство, отдавая мне деньги за работу, требовали чек для отчетности, из чего делаю вывод, что они такие же наемные, как и я. В общем, за свой первый неполный рабочий день (14 машин на личном счету!) я намыл на 560 «рэ», благородно отказавшись от денег. Работа – по 12 часов, день через день. Вроде бы не так плохо, и в конце рабочего дня можно получить «живые» деньги, но свои, россияне, на эту работу не идут. Разве что молодые ребята во время каникул. Сыро, наверное, и вредно для здоровья (только кто тот вред изучал?), да и непрестижно – вот и приходится нанимать молдаван, трудолюбивых, непривередливых. Если честно – согласных на любую работу. А что бы мы без них (а также узбеков, таджиков, киргизов и т.д.) делали…Коля и Аурика проводят для меня мастеркласс.«Шкода-Фелиция» – моя первая машина, вымытая под руководством бригадира Коли.Бесконтактная мойка. Исполняет редактор отдела автомобильной жизни.ибо на мойку заезжают такие машины, стоимость которых равняется трехгодовой выручке любого молдавского винодельческого совхоза.«КУЗОВ, КОВРИКИ И ПОБЫСТРЕЕ!»Неподалеку от нас аэропорт, так что в клиентах недостатка нет. А вот и первый мой, так сказать, «тренажер». – Смотри, это «Фелиция», самый раз тебе на ней поучиться, – с легким покровительственным оттенком объясняет мне Коля. – Сначала обдашь ее пеной, потом ждешь четыре минуты, потом смываешь, потом сушишь, потом деньги с клиента, понял? – Понял, чего не понять… – Тогда приступай!ВЫСШАЯ АРИФМЕТИКАОттрубив шесть часов на мойке рядовым, пытаюсь представить себя на месте хозяина, для чего пересаживаюсь в кресло менеджера «Графа Бенкендорфа». Как КЛУБПРОВЕРЕНО НА СЕБЕсоставит 150–200 машин за 24 часа. Но это бойкое место надо найти, «пробить», вложить немалые средства в рекламу, привлечь постоянных клиентов скидками… Тогда, может, и дело пойдет. Опять же, если исправно платить налоги в казну и время от времени благосклонно принимать разных там проверяющих. И всегда надеяться на удачу…ЗА ПОБЕДУ НАД…Была такая рубрика во многих газетах на заре перестройки: «Если бы директором был я». Журналисты смело брались решать любые задачи, вникали в проблемы заводов, колхозов и других трудовых коллективов, вынося на суд общественности «негатив» и бичуя пороки переходного периода. За время моей трудовой вахты я вспомнил вместе с Колей слова из песен Иона Суручану и согласился с тем, что молдавские вина – «это наше все». Я пообещал подарить бригадиру свежий журнал, а еще один отдать Аурике, так, на память. Я сделал, пусть и кратковременно, наш мир чище (что касается его автомобильной составляющей). И понял, почему практически никогда (исключение – лишь затяжной проливной дождь) невозможно найти автомойку без солидной очереди или предварительной (!) записи. Слишком много пока надо проявить усилий, слишком много сжечь нервных клеток, чтобы основать и запустить сегодня даже самый маленький, но «чистый» бизнес. Так что та медаль, президентская, основателям «Графа Бенкендорфа» не нужна. Уних уже есть свои золотые медали – олимпийские. Что надо – так это нормальные, цивилизованные условия для ведения их пусть и малого, но собственного дела. И чтобы они не менялись с приходом каждого нового местного чиновника…На правах рекламы«Кузов-коврики» – и я заработал очередные 200 рублей!мне объяснили хозяева, сегодня, чтобы открыть свою мойку в Москве, надо иметь для начала 200 тысяч долларов. Это минимум. 200 баксов стоит 1 квадратный метр площади помещения «под ключ», каковых на четыре моечных места (меньше резона нет) надо иметь около 100 «квадратов». Пять тысяч у.е. (это только официально!) уйдет на многочисленные согласования и разрешения. Надо посетить СЭС (вам же нужен слив для воды) и договориться с местными пожарными плюс непредвиденные расходы на «оптимизацию» прохождения пакета документов по всем инстанциям. Дабы избежать конфликтов с милицией, за каждого «Колю» из Молдавии надо внести по 17 тысяч (но уже рублей!) за регистрацию, медсправку, разрешение на работу и все остальное. Его заработок– 20% с каждой машины; это тоже учитывается. Недешево обойдется и матчасть. Это раньше она состояла из старого ведра да губки, а теперь… Каждый аппарат для мойки под давлением стоит где-то тысячу евро. Стандартная 25-литровая канистра пены – это еще 2000 рублей. Добавляем сюда шампунь, губкитряпки, шланги, автохимию, оплату счетов за свет и воду, униформу или сапоги. Набегает в сумме – ого-го! А что имеем в графе «доходы»? Самый простой и быстрый вариант «кузов-коврики» стоит 200 рублей за легковушку, 300 за мини-вэн или джип. Можно заказать и химчистку, и прочие излишества. Это для мойки – дополнительный источник доходов. Если станция работает в круглосуточном режиме и расположена на бойком месте, оборот338 За рулем 10/2005