222
БЕЗОПАСНОСТЬТЕХОСМОТР Максим ПриходькоКАК ИЗБАВИТЬ ГИБДД ОТ ГТОзнают многие, а вот внимательно читали, видимо, единицы. А в нем, между прочим, не только прописан порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств, но также сказано, кто имеет право его проводить и как. Определено, что проверка технического состояния проводится в том числе на базе «привлекаемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Более того, отмечено, что число современных пунктов и станций самых разных форм собственности должно по России множится, и к 2007 году техосмотр уже целиком будет проходить на их базе. В жизни, однако, далеко не так. Во всяком случае, именно об этом шла речь на прошедшей недавно в Санкт-Петербурге конференции, где собрались те самые частные предприниматели, которых привлекают к «проверке техсостояния транспортных средств при техосмотре…» (уфф, выговорить невозможно – название конференции занимает четыре строки). Делегаты прибыли не только из Центральной России и Северо-Западного округа, но еще из Поволжья, Урала, Сибири и даже Приморья! Они говорили о том, что руководители ГИБДД активно противятся попыткам создать нормально действующую систему техосмотра .. – наподобие, скажем, немецкой TU V. Сегодня встране должно работать более трех тысяч станций техосмотра с диагностическими комплексами. Реально их – около полутора тысяч (вы еще спрашиваете, откуда очереди…), из которых 380 принадлежат ГИБДД, аостальные – частным компаниям. Но «главными» тут по закону остаются гаишники, а частников держат за «второй сорт» и всячески зажимают, хотя они ежемесячно отчисляют немалые средства в фонд развития базы «своих» подразделений ГИБДД (от 15% доходов до 51%). При этом каждый частник вынужден выживать в одиночку… Не берусь судить, насколько справедливы обиды бизнесменов от техосмотра; в конце концов, было бы совсем плохо, не занимались бы они этим делом. Но в любом случае нынешняя половинчатая система ущербна, выгодна тем, кто научился лишь торговать талончиками ик реальному техосмотру имеет косвенное отношение. В выступлениях участников конференции прозвучало немало интересных предложений. Кроме основного – избавить ГИБДД от избыточной и несвойственной ей функции (такого нет нигде в мире), частники предложили, объединившись, создать единую базу данных по проверке автотранспорта в стране. Пока что из данных ДОБДДНедавно услышал: поступление любимого чада в самый престижный наш институт международных отношений стоит якобы 30 тысяч долларов. Обалдеть просто! К счастью, это меня не очень трогает. Во-первых, дочка еще маленькая, аво-вторых, таких денег все равно нет. Каждый год меня волнует другое – как получить талон ГТО – государственного техосмотра автомобиля. Нет, он у меня в прекрасном состоянии, хотя и не слишком юный, но не буду рассказывать, сколько надо убить времени и нервов, какие препятствия преодолеть, чтобы прилепить на ветровое стекло заветный прямоугольник! Увы, с этой проблемой в той или иной степени регулярно сталкиваются, считай, владельцы всех 34 миллионов автотранспортных средств, зарегистрированных в стране. Давно известно, что картонку эту повсеместно можно получить в обмен на некоторое количество денежных знаков. Только сумма меняется в зависимости от того, бедный регион или богатый – от 500 рублей в некоторых областях Поволжья до 100 евро в столице. Естественно, при этом никого не волнует, может тормозить (трогаться с места, светить фарами и т.д.) данное транспортное средство или нет – деньги-то уплачены!можно лишь узнать, сколько всего автомобилей прошли ТО. А остальные почему не получили талончик? Не прошли диагностику? По какой причине? Давно сгнили на свалке? Все это крайне нужные сведения. Бизнесмены ничего не имеют против лицензирования их станций, пунктов и оборудования – например, в Минтрансе. Частники не просто хотят забрать в свои руки техосмотр, но готовы отвечать за его качество – вплоть до суда, если вдруг выяснится, что автомобиль попал в аварию по причине плохого технического состояния. Похоже, «движение снизу» совпало по времени с инициативой, которая идет «сверху». Руководитель аппарата правительства РФ Сергей Нарышкин пообещал, что уже кконцу года комиссия по административной реформе рассмотрит поправки в законодательство, чтобы упростить процедуру техосмотра. Речь как раз идет о передаче частным структурам этих функций. Чиновник, кстати,Частники не просто хотят забрать в свои руки техосмотр, но готовы отвечать за его качество.напомнил в одном из своих выступлений, что решение об этом было принято правительством еще в ноябре 2003 года. Тогда для его реализации не хватило законодательной базы – требовалось вносить поправки в федеральные законы «Обезопасности дорожного движения», «Омилиции», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Насколько нам известно, никто не внес проект таких поправок в Госдуму до сих пор…ВСЕ МОЕ НОШУ С СОБОЙПока депутаты и чиновники заняты своими делами, руководители ГИБДД совсем не спешат избавляться от «несвойственных функций», считая их самыми что ни на есть «свойственными»! Аргументы приводят разные. Исовсем уже непререкаемый довод: при проверке технического состояния автомобиля гаишники еще и «пробивают» машину на угон, ау частных компаний на это нет права. Словом, воз пока на месте. Спорить о том, кто должен проводить ТО, можно долго, интересно и… безрезультатно. Решение же принять должно правительство – это его функция. Собственно, оно его уже приняло семь лет назад, только почему-то не спешит выполнять. А пока талончики продают везде, хоть ипо разной цене.ВЕРХИ НЕ МОГУТ, НИЗЫ НЕ ХОТЯТКак сломать порочную систему? Об этом сегодня думают вроде бы все – автомобилисты, милиционеры, чиновники, депутаты, но ответа пока нет. Между тем далеко ходить за ним не надо – еще семь лет назад вышло постановление Правительства №880 (от 31.07.1998) «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств». О существовании этого документа222 За рулем 12/2005