178
179
180
181
182
ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ ЗАМЕНА НЕФТИИЗ МУСОРНОГО – В ТОПЛИВНЫЙАлексей Воробьев-Обухов, Михаил Колодочкин, Юрий НечетовЧеловечество веками бездумно (или безумно!) сжигает в своих топках все подряд – от ископаемой нефти до угля и газа: естественно, приЗдесь видно сразу все: и завод, и сырье, и бочки с «Санфьюэлом», и автомобиль, на нем бегающий.этом оно выбрасывает в атмосферу огромное количество СО 2, слой которого совсем окутал планету, препятствуя излучению избыточно-го тепла в космос! И планета заболела… Отказаться от вековых привычек? Давно пора, но что тогда делать с «мерседе-сами» и «калинами»? Нет, так сразу не получится: нужно умнеть как-то потихоньку. Скажем, для начала прекратить сверлить в Земле178 За рулем 12/2005 ТЕНДЕНЦИИ ЗАМЕНА НЕФТИновые дырки и переключиться, например, на растительное и животное сырье, короче, на биомассу. Вот если сжигать эту биомассу, то и нефть перестанем уничтожать, и с углекислым газом порядок наведем: при сгорании будет выделяться лишь тот углекислый газ, который вобрали в себя растения в начале цепочки круговорота веществ под воздействием солнечного света. А потому природный баланс будет сохранен. Нефтяные короли давно прикинули все «за» и «против» и уже тратят сотни миллионов долларов, чтобы перестать качать нефть изпод земли и гонять туда-сюда танкеры. зу (SMDS, Shell Middle Distillate Syntesis). В присутствии кобальтового катализатора атомы вновь соединяются в цепочки, но уже такие, из которых и состоит жидкое топливо. В частности, солярка! И не просто солярка, а супердизтопливо без малейших примесей серы и прочей гадости. Таким же образом можно получить и бензин, ноу проблем. Научно-популярные сказки? А вот и нет: нефтяной монстр «Шелл» совместно с химическим концерном «Хорен» уже вовсю сооружают в немецком Фрейберге завод по производству 15000тонн эдакого «выросшего под солнцем» дизтоплива («Санфьюэл») в год! А в 2008-м заработает еще один, как бы это помягче сказать, «дерьмоперегонный» завод, превращающий миллион тонн биомассы в 225млн. литров «Санфьюэла»! Выход продукции – 180г из 1кг. Впечатляет?В этом красном высокотемпературном реакторе расщепляются последние остатки органических молекул. За процессом следит оператор, а управляет SMDS компьютер.САНФЬЮЭЛНа пальцах новая технология выглядит так: биомассу (и вообще любую органику!) разогревают в специальном реакторе, разрывая при этом длинные органические молекулы на составные части – углерод, водород, кислород. Получающийся газ подвергают обратному процессу – синте-4 КОТА НА 100 КМВ журнале «Бильд» прошла информация о химике, со-орудившем установку биосинтеза в собственной квартире. Добренький ученый перегоняет в дизтопливо – нервных просим не читать! – дохлых котов и всяких «шариковых». Эксперимент, честно говоря, попахивает. Мысли бурлят! Швейцарцы, к примеру, делают ставку на так называемый «компогаз» – метан, полученный в результате брожения с помощью специальной бактериальной закваски. Технология несложная, но ждать приходится долго: закладываешь в ферментатор исходный… гм, продукт, через две недели получаешь 100 кубов газа. На сегодня известны уже 24 таких завода, разбро-санных по Швейцарии, Японии (два, кстати, в Киото – на родине небезызвестного Протокола), Австрии, Германии и т.д. Между прочим, полученным компогазом заправляют даже спортивные машины «Ринспид».ХЛАМИДОМОНАДА И СВИНЕРГЕТИКАКакими забавными способами можно, оказывается, получать топливо! Сотрудники университетов в Билефельде и Квинсленде вывели новую разновидность хламидомонады – это водоросль такая. Она способна в ходе фотосинтеза накапливать водород, причем в 13 раз больше, нежели дикий предок! В нейЗа рулем 12/2005 179 ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ ЗАМЕНА НЕФТИперы из «продукции» находящихся в здании туалетов. Вариантов несколько, от банального сжигания фекалий до утонченного извлечения из них атомов водорода. Шутники тут же предложили измерять добываемую таким образом энергию в «кАловатт-часах» или «кАлокалориях»…Сжигая дрова в цилиндрах, мы лишь выпускаем на волю ранее оприходованный деревьями углекислый газ. Так видят аналитики перспективы топливного рынка.вообще, кроме водорода, ничего практически и нет, его аж 99,8%! И все просто, как велосипед: в замкнутом сосуде «травку» облучают солнечным светом, а за это последующие две недели хламидомонада вырабатывает водород, не выделяя ни грамма СО2! Потом отмершее растение само становится исходной биомассой для безотходного получения топлива. Скоро первый такой биореактор вступит в строй.Если хламидомонаду мало кто знает воочию, то свиньям повезло больше, их пятачки знакомы всем. Так вот, на континенте кенгуру и утконосов австралийские фермеры уже освоили технологию переработки свинячьего навоза с целью получения электричества! Забавно, что аналогичный метод на «человеческом» уровне применил Лондонский музей науки – здесь вырабатывают вольты и ам-«Вольво-S80» уже несколько лет бегает на биогазе, который производят дрожжи и… коровы. ТЕНДЕНЦИИ ЗАМЕНА НЕФТИ НЕМНОГО СТАТИСТИКИКаждый год мы добываем и сжигаем 6,0млрд.тонн углерода в составе ископаемого топлива – угля, нефти, газа. Еще 1,5 млрд. тонн – в виде древесины и других видов возобновляемого органического топлива. Из этого количества растения перерабатывают 2,5млрд. тонн, мировой океан – еще 2,0млрд. тонн. Итого, от деятельности человека ежегодно в атмосфере добавляется 3млрд. тонн углерода, что увеличивает концентрацию углекислого газа на 0,1%. Именно в этом причина повышения среднегодовых температур, изменения климата во многих регионах, многочисленных природных катаклизмов. Большинство видов топлива, как традиционных, так и альтернативных, загрязняют атмосферу не только на стадии использования, но ив процессе добычи. Даже электромобилям с нулевым выхлопом нужны электростанции – в том числе и дымящие тепловые. Исключение – возобновляемые биологические виды топлива, которые позволяют замкнуть цикл оборота углерода.Суммарная эмиссия углекислого газа для различных видов топлива на стадии добычи (серый цвет) и использования (красный).А где же высокооктановый бензин? Нет проблем: по данным Иллинойсского университета, возможности органического синтеза уже сегодня позволяют довести выход нефти из продуктов «свинской» жизнедеятельности примерно до 50%, если,конечно, американцы не загибают… Еще авторитеты говорят, что качество такой нефти куда лучше отвечает требованиям нефтеперерабатывающих заводов, чем многие сорта природного сырья. Себестоимость – примерно 10 долларов за бар-рель, чуть ли не на порядок ниже нынешних цен! А установка размером с моторный отсек «Оки» сможет ежедневно выкачивать горючее из стада в две с лишним тысячи хряков… Помощь российских хрюшек в производстве девяно-сто второго и дизтоплива пока что не востребована. Предел их карьеры – шашлык на обочине… А ведь разводить свиней куда экологичнее, чем бурить очередную скважину. Тем более что выкачивать оттуда скоро будет нечего.На правах рекламыЗа рулем 12/2005 181 ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ ЗАМЕНА НЕФТИле. С тех пор в Швеции продано 15тыс. спиртовых «фокусов» первого и второго поколения (в 2004-м – 80% всех проданных автомобилей этой модели!), а также «С-max». Заправлять их можно и обычным бензином, так что к биоэтанольным колонкам владелец не привязан. Впрочем, количество станций с топливом Е85 в Швеции стремительно растет: в прошлом году их была всего сотня, сейчас 220, а к 2009году будет 2000штук – ровно половина! Есть и другие стимулы для перехода на альтернативное топливо. Во-первых, это никак не отражается на цене машины. Во-вторых, на 20% снижена стоимость страховки и еще на столько же – налог на корпоративный транспорт. В-третьих, в 12 крупных городах владельцы освобождены от платы за парковку – экономия в среднем около 6 тыс. крон или 770 долларов. При таком раскладе через пять лет 30% продаваемых в Швеции автомобилей будут работать на биоэтаноле. К сожалению, одна страна не в силах заметно повлиять на атмосферу планеты, необходимы общие усилия. А ведь для богатой лесами России программа производства этанола из древесины – то, что доктор прописал. Не спиться бы только…НУ, ЗА ЭКОЛОГИЮ!Один из более аппетитных видов альтернативного топлива, в отличие от описанных рядом, – этиловый спирт. Сгорая в моторах, он образует углекислый газ – 180г/км, но из этого количества затем опять поглощается растениями 40–135г/км. Таким образом, суммарная эмиссия может быть снижена вчетверо. Известен опыт Бразилии, где каждая вторая продаваемая машина использует спиртосодержащее топливо из сахарного тростника. Но есть примеры и поближе... В 1994году Швеция приняла Программу развития биоэтанолового топлива. Тростник там не растет, зато много лесов, потому этанол делают из древесины. В принципе, моторы могут работать и на чистом спирте, но чтобы не вводить водителей в соблазн и для облегчения холодного пуска добавляют 15% бензина – получается топливо Е85. Себестоимость чуть выше обычного бензина, но благодаря государственной дотации его продают раза вполтора дешевле. В 2001году к программе присоединился «Форд», который первым вывел на европейский рынок автомобили на биоэтано-Технология двухступенчатого гидролиза позволяет из каждой тонны измельченной целлюлозы вырабатывать 250 л спирта.Двигатели на биоэтаноле плохо пускаются в мороз ниже –15°С, поэтому машины оснащены электрическими подогревателями.На «Фокус» устанавливают адаптированный для работы на биоэтаноле бензиновый мотор 1,8 л/ 125 л.с. Программа автоматического управления зажиганием допускает любое соотношение спирта и бензина. Динамика машины вполне соответствует бензиновым показателям.182 За рулем 12/2005