220
221
БЕЗОПАСНОСТЬРЕФОРМА ГАИДАИ ВРЕМЕН ПОБЕДИВШЕЙ РЕВОЛЮЦИИИгорь Моржаретто…Из аэропорта в Киев меня вез на изрядно побитой «девятке» немолодой таксист. Была суббота, и машин на улицах украинской столицы оказалось немного, но «водила» то и дело лихо обгонял всех, выскакивая через двойную сплошную на встречную полосу. В конце концов я не выдержал и поинтересовался: – А что, гаишников у вас в городе нет? – Почему же, есть! Только они в основном рейды устраивают – ловят тех, кто за рулем «под градусом»! Видимо, в доказательство своих слов он прямо на виду у патрульной машины ДАИ лихо обошел на светофоре (опять же по «встречке»!) несколько «зазевавшихся» автомобилей. венной автомобильной инспекции». После чего на улицах городов Украины начался полный беспредел, длившийся около недели. – Вдруг все решили, что можно делать все что угодно, – рассказывал Игорь Рудняк, водитель с 20-летним стажем. – Народ дружно плюнул на правила дорожного движения, и каждый начал ездить, как бог на душу положит. А сколько стало пьяных за рулем! Гаишники же с улиц практически исчезли. Дошло до того, что даже на ДТП они приезжали, лишь когда звонили врачи «скорой помощи» и сообщали, что есть пострадавшие. Так продолжалось несколько дней. Телевидение и газеты только об этом и говорили. Получилось, что вроде бы сами автомобилисты просят гаишников вернуться на улицы и навести порядок. Вот они и «снизошли» к нашим просьбам… Руководители МВД хоть и признали после, что в конце июля на Украине случился резкий всплеск числа ДТП (примерно на 20%), но при этом отнесли его к «сезонным факторам». Мы, мол, тут ни при чем, во всем жара виновата. Так это или нет, но «неделя безвластия» показала – служба БДД любой стране очень даже нужна и отменить ее одним росчерком пера не получится. К тому же в руках руководителей ДАИ оказались неплохие козыри В начале августа замглавы МВД Украины Владимир Рудик сообщил, что «Госавтоинспекция Украины не была лик-ПРАЗДНИК НЕПОСЛУШАНИЯ…Поводом для моей командировки в Киев стал знаменитый указ Президента Украины В.Ющенко, который взял да и распустил свою госавтоинспекцию (ДАИ). «Я трижды предупреждал министров: если ДАИ и дальше будет под кустами с бузиной сидеть, ДАИ не будет в этой стране, – заявил он прошедшим летом на встрече с руководителями министерства внутренних дел Украины. – Вы дискредитировали эту службу, и я принял решение – с сегодняшнего дня никакого ДАИ в Украине не будет, и пусть за одни сутки подготовят проект указа по этому поводу». Такой указ был подписан 19 июля и назывался: «О ликвидации Государст-Сотрудники «ликвидированной» ДАИ все-таки вернулись на улицы Киева.220 За рулем 12/2005 РЕФОРМА ГАИОсновное, за что инспекторы могут сегодня остановить автомобиль – это управление в нетрезвом виде или значительное нарушение скорости.А вот с парковкой в неположенном месте на Украине строго! Чуть что, и машину-нарушительницу увезет эвакуатор.видирована юридически – на ее реформирование президент отвел министерству внутренних дел три месяца». Еще он поведал, что уже «проведена серьезная работа по внесению изменений в десять нормативных актов, тесно связанных с работой Госавтоинспекции, проводятся мероприятия по приведению структуры службы к формату выполнения заданий в новых условиях». А еще, что «сокращена дорожно-патрульная служба, численность которой в результате передачи части штата в патрульно-постовую службу, части – участковым инспекторам милиции, уменьшилась до трех тысяч». С прежних 23 тысяч сразу до трех – неплохо!ТРИ МЕСЯЦА ПОЗАДИА 19 октября закончились три месяца, отведенные президентом на реформу ДАИ. Кое-что, по словам руководителей МВД, уже сделано. Например, как сообщил начальник отдела профилактики департамента ГАИ МВД Украины Геннадий Гребнев, сотрудникам запрещено устраивать засады в кустах. В Киеве гаишники работают в основном в местах «концентрации ДТП», а в самой Госавтоинспекции происходят «внутренние реформы». Правда, про упомянутое сокращение штата почти в семь раз чиновники что-то молчат. Видимо, поторопились. В целом же, по заявлениям милицейских начальников, ДАИ в ближайшее время несможет перейти к какой-то новой системе управления в сфере безопасности движения. В первую очередь этому, как уже говорилось, препятствует волокита в изменении действующего законодательства. Сегодня, по словам того же Г.Гребнева, в кабинете министров находятся 10 проектов поправок к законам Украины и 45 проектов изменений других нормативных актов, касающихся реформирования Госавтоинспекции. Все они еще только ждут своего рассмотрения. Но ведь не будешь приступать к созданию новых структур, если нет законодательной базы. В связи с этим в секретариат Президента Украины уже направлена просьба МВД продлить установленный срок реформирования ДАИ на… неопределенное время. Общие контуры предполагаемой реформы, впрочем, уже известны. Так, Государственная служба безопасности движения (правопреемник нынешней ДАИ) преимущественно будет заниматься патрулированием дорог общегосударственного значения. Кроме того, ее действия предполагается сконцентрировать в 18 крупных городах страны. В то же время Патрульная служба МВД Украины будет отвечать за общественный порядок на всех остальных дорогах (впрочем, и за их пределами тоже). За нарушителями станут следить не патрули из засад, а скрытые видеокаме-ры. Только в бюджете министерства еще не предусмотрены средства на их приобретение в нужном объеме (а это тысячи комплектов). Пока же, за неимением современных видеокамер и радаров, каждое региональное управление ДАИ (ликвидированное де-юре, но существующее де-факто) изобретает собственные рецепты борьбы с нарушителями ПДД. В Тернопольской области, например, нарушителей заставляют смотреть альбомы с шокирующими фотографиями последствий аварий. Действительно, может, лихач в следующий раз будет ездить медленнее. Вроде тоже мера…ВМЕСТО ЭПИЛОГАПрозвучавший, как взрыв бомбы, летний указ Президента Украины на деле оказался лишь набором красивых фраз, не обязательным для исполнения на территории страны. Мало того, недавно министр внутренних дел Украины Юрий Луценко заявил, что часть стационарных постов ДАИ, закрытых на Украине в предыдущие годы, возможно, возобновит свою работу! При этом подчеркнул, что они будут использоваться «исключительно для операций по перехвату угона автомобилей», а сотрудники «не будут массово останавливать автомобили или заниматься замером скорости автотранспорта». А еще он предложил резко уве-личить штрафы за нарушения ПДД – в несколько раз. Мол, сегодняшние суммы никого не способны напугать (в настоящее время они составляют 17–34 гривны, что равняется 100–200 российским рублям), но стоит их повысить, как число нарушителей резко уменьшится. Хотелось бы верить, но исторический опыт говорит ио другом. …Перед самым уходом с поста бывший президент Украины Л.Кучма опубликовал книгу с говорящим названием «Украина – не Россия». С этим тезисом, пожалуй, никто спорить не будет. И Украина, и Россия давно уже независимые государства со своей армией, валютой… Но как не поспорить с другим? За многие века совместной жизни унас сложились общие привычки и даже традиции. Например, проводить всякие реформы шумно, но… бездарно. Нужны комментарии?СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙМожно ли, реформируя ГАИ, исправить ситуацию на дорогах?62% можно 38% нельзяЗа рулем 12/2005 221