158
РЕМОНТ И СЕРВИССИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ УАЗаВТОРОЕ ДЫХАНИЕВладимир Арбузов1Дополнительный электровентилятор удобно ставить перед радиатором. Датчик в нижнем патрубке у нас управляет штатным вентилятором, в верхнем – дополнительным.2Штатная система охлаждения УАЗа со 142-сильным мотором ЗМЗ-409 сносно работает лишь при езде по обычным дорогам. Но машина-то – вседорожник! Стоит съехать с асфальта на раскисший проселок – вентилятор не умолкает. Того и гляди вскипятишь двигатель. Тем, кому часто приходится штурмовать бездорожье, будет полезно немного модернизировать систему охлаждения своего УАЗа, а именно – установить перед радиатором дополнительный электровентилятор (фото 1). Этот прием мы опробовали на нашей спортивной машине, результатом остались довольны, поэтому с чистой совестью предлагаем его вашему вниманию. Второй вентилятор вместе с диффузором взяли от «восьмерки». Кроме того, понадобились три реле типа 111.3747, дополнительный датчик включения вентилятора ТМ108, трехпозиционный переключатель и два диода КД105.Дополнительный вентилятор закрепляем, естественно, перед радиатором, а второй датчик впаиваем в нижний патрубок, идущий от радиатора (фото2). Датчики желательно подобрать с таким расчетом, чтобы нижний (он будет управлять штатным вентилятором) выключался раньше. Это легко сделать, если нагреть оба датчика в воде и термо-метром определить температуру их включения. Впрочем, обоими вентиляторами может управлять и один штатный датчик, но наша схема, как показала практика, удобнее. В ней три режима для вентиляторов: работает только основной, основной и дополнительный и «все выключено». Последнее требуется при преодолении глубоких бродов.Схема подключения вентиляторов: Вк – переключатель; Р 1, Р2, Р3 – реле 111.3747; Д1, Д2 – диоды КД105; N 1, N2 – датчики ТМ108; Пр – предохранитель; М 1, М2 – мотор вентилятора. Положение переключателя Вк: 1 – автоматический режим; 2 – принудительное включение; 3 – режим «брод» – все выключено.158 За рулем 12/2005