92
93
94
96
АВТОМОБИЛИСПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕСТНАУКА ТОРМОЗИТЬАнатолий Карпенков , Юрий Нечетов. Фото: Георгий Садков92За рулем 12/2005 СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕСТЕдем из отпуска – за окном благодатный Краснодарский край, в багажнике еще есть место… – Персики! Стой!!! – вскрикивает жена. Взгляд в зеркало, щелчок правым поворотником – и я пытаюсь резко затормозить на припорошенной песком обочине. Какое там – с заблокированными передними колесами и почти свободно катящимися задними «КИА-Рио» пролетел придорожный рынок – пришлось пятиться задом. Обидно: помнится, ВАЗ-2111 тормозил куда лучше. В чем же дело? нее,чем вкилограммы. Соответственно, возрастает риск заблокировать колеса ипотерять управление, особенно на скользком покрытии. У груженого автомобиля блокировка, естественно, наступает при большем усилии на педали – водитель должен это учитывать. Но компенсировать перераспределение нагрузки – а ведь дополнительный вес приходится в основном на заднюю ось – он не может. За этим следит регулятор распределения тормозных сил по осям (его чаще называют «колдуном»). Увеличилась нагрузка на задние колеса – добавилась и тормозная сила. С появлением антиблокировочных систем задача водителя упростилась: грань эффективного торможения теперь ловит электроника. А значит, вакуумный усилитель, да и всю систему можно и нужно делать мощнее. Но проблема в том, что в России, например, покупатели охотнее тратятся на кондиционер, «музыку» и другие элементы комфорта, чем на средства безопасности.Врезультате ABS часто оказывается в списке опций, а на дорогах появляются машины с мощными тормозами, из-С ЭЛЕКТРОНИКОЙ И БЕЗМаксимальное замедление автомобиля достигается при небольшом проскальзывании в пятне контакта – около 20%. Чуть недотормозил – и путь до остановки увеличился. Перетормозил – машина пошла юзом. До появления ABS эту грань приходилось ловить водителю. Апоскольку человеку легче всего дозировать усилие на педали в диапазоне примерно 24–26 кг, соответственно настраивали и вакуумный усилитель. Делать его очень мощным опасно – поймать разницу в сотни граммов слож-У переднеприводных автомобилей нагрузка распределяется по осям примерно в соотношении 60:40. При интенсивном торможении распределение меняется на 80:20 – из-за динамической разгрузки кормы тормозную силу на ней приходится существенно ограничивать.Точку остановки машины с ABS менее совершенная версия без электроники пролетает на скорости 40–50 км/ч!Вентилируемые передние тормоза «Фокуса» хорошо охлаждаются и не склонны к перегреву – после серии торможений дистанционный термометр показал лишь 142°С.У «Логана» спереди невентилируемые дисковые тормоза – они разогрелись до 469°С. Спортивный стиль езды с частыми интенсивными торможениями не для них. За рулем 12/200593 АВТОМОБИЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕСТстоянно «плывет» по мере прогрева тормозов и шин – приходится кататься, остужать механизмы… В общем, морока. Как оказалось после длительной «пристрелки», те же модели на таких же покрышках, но без ABS останавливаютсякуда медленнее: «Акцент» – через51,0м, «Логан» – 51,9 м, «Фокус» – 46,7м. Тормозной путь возрос на 7–9 м или около 20% – достаточно, чтобы «собрать» одну-две машины впереди.ДО УПОРА!У многих владельцев машин с ABS существует стойкое убеждение – «захрюкала» система при торможении – значит, сильнее давить на педаль тормоза не нужно. Дескать, и так уже колеса блокируются. Мы попытались наращивать усилие в диапазоне от начальных 22 кг до четверти тонны. При малых усилиях разброс результатов достигает трех метров – есть и отличные, и «так себе». При высоких усилиях на педали показатели куда стабильнее, а тор-мозной путь пусть немного, но короче. Между прочим, ABSолютно лучший результат в торможении показан при усилии на педали 255 кг – «Форд-Фокус» с ABS и дисковыми тормозами сзади, выступая вне зачета на колесах 205/55R16 Continental Premium Contact, остановился через 36,3 м. Отсюда вывод – при экстренном торможении на машине с ABS педаль нужно давить изо всей силы! Цена обретенного опыта – погнутая педаль в одной из машин.АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТРаньше тормоза настраивали так, чтобы избежать опережающей блокировки задних колес, ведущей к заносу и потере управления. Сегодня эту и более сложные задачи легко решает антиблокировочная система – она вообще не допускает блокировки колес. Однако в случае ее изъятия приходится идти на принудительное ограничение эффективности задних тормозов. Ограничить тормозную силу на корме можно по-разному. На «Рено-Логан» в упрощенной версии вместо ABS установили простой, но вполне работоспособный «колдун». Полная нагрузка (пять человек плюс 50кг в багажнике) хотя и увеличила исходно немалый тормозной путь, но всего на 1,8м (3%) – до53,7м. В «Хёндэ-Акцент» и «Форде-Фокус» реализована другая схема – в отсутствие электроники на главном тормозном цилиндре стоят специальные клапаны, ограничивающие давление в заднем контуре независимо от нагрузки. Причем настолько, чтобы корма не блокировалась даже у порожней машины на скользком покрытии. Из-за этого при увеличении нагрузки задние колеса явно недотормаживают. Контрольные замеры это полностью подтвердили: загруженный балластом «Фокус» прибавил сразу 10,7м (23%) и остановился лишь через 57,4м! Особенно велика разница в сравнении с груженой машиной с ABS, которая останавливается всего через 40,2м – путь на 17,2м или 43% короче! Точку ее остановки «Форд» без ABS проходит на 54км/ч – если собираетесь возить семью, трижды подумайте, стоит ли экономить на безопасности. Необходимо учитывать и то, что работающие вполсилы задние тормоза прирабатываются дольше обычного – в начале эксплуатации тормозной путь редакционных машин без ABS был больше еще на шесть–восемь метров (ЗР, 2005, №9).Специальные клапаны на главных цилиндрах «Акцента» (слева) и «Фокуса» ограничивают давление в задних тормозных механизмах независимо от нагрузки.начально рассчитанными на электронную «узду», но… без таковой. Чтобы разобраться, как работают тормоза, утратившие ABS, мы взяли три пары автомобилей: «Хёндэ-Акцент», «Рено-Логан» и «Форд-Фокус».УРОКИ ТОРМОЖЕНИЯС антиблокировочной системой тормозить легко: сильный удар по педали, и через три секунды стрекота электроникимашина останавливается. Пять – семь торможений подряд прогревают колодки и покрышки и позволяют сократить дистанцию на несколько метров. Вот как выглядят результаты торможений со 100км/ч: «Акцент» – 43,6м, «Логан» – 42,9м, а «Фокус» и вовсе 38,9м! Без ABS тормозить несравненно сложнее – нужно точно дозировать усилие на педали, пытаясь удержаться награни блокировки. А усилие это по-РЕЗУЛЬТАТЫ ТОРМОЗНЫХ ИСПЫТАНИЙ, мС АBSБез АBSУхудшение абсолютное, м относительное, % «Хёндэ-Акцент»2 чел. + 20 кг43,651,07,417 «Рено-Логан»2 чел. + 20 кг42,951,99,021 5 чел. + 50 кг42,353,711,427 «Форд-Фокус»2 чел. + 20 кг38,946,77,820 5 чел. + 50 кг40,257,417,24394За рулем 12/2005 АВТОМОБИЛИСПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕСТДО ДЫМА НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОБытуеттакжемнение,чтонамашинебез ABSтормозитьнадо«впол»,додыма!Дескать,такэффективнеевсего.Мы,естественно,попробовали.Чтобысберечьколеса, торможениепроводилис50км/ч.Результат–11,5мваккуратномторможениинаграниблокировкииусилиинапедали17кг ировностолькожевдымугорящейрезины,сполнойблокировкойносаиусилииза 200кг.Комментарииизлишни–чуданеслучилось,тормознойпутькороченестал.Затоналицополнаяпотеряуправленияиуход машиныспрямолинейнойтраектории.АНАТОЛИЙ ЮЛЬЕВИЧ КАРПЕНКОВ6.11.1947–12.10.2005 Это последний материал, над которым работал Анатолий Юльевич. Тормозить целый день – монотонная и утомительная работа. А когда она еще и не клеится... Результаты «плывут», цифры не лезут ни в какие ворота... Выбравшись из-за руля, Юльич сунул в зубы неизменную сигаретку, вкрепких выражениях прокомментировал сделанное и задумался. Никто не сомневался, что он докопается до сути, что-нибудь придумает и завтра с утра работа будет завершена… Завершали этот тест другие, и намного позднее. Назавтра с утра свалились иные проблемы. Анатолий Юльевич умер на полигоне, куда почти 35 лет назад он пришел работать после окончания Московского автомеханического института. Где начинался его путь инженера и испытателя . После полигона вкалывал в автохозяйствах, потом снова должность инженера-испытателя, уже на АЗЛК. Уговорить Юльича перейти в редакцию «За рулем» было непросто. «Какой из меня журналист», – ворчал он, однако согласился и быстро завоевал здесь непререкаемый авторитет. Его уважало начальство и боготворила молодежь. Со всеми автомобильными (а порой и неавтомобильными) проблемами шли к нему. Последним аргументом в споре обычно становилось: «Так Юльич сказал!». Редактор, навострив уши, ждал его вердикта после очередного теста. Подпись «Анатолий Карпенков» нечасто появлялась под статьями в журнале, но в большинство материалов вложен и его труд. Так будет и впредь – нереализованные идеи Анатолия Юльевича будут воплощать те, кто многому унего научился. Ведь лучшая память очеловеке – в его делах и его учениках.Если есть выбор – не жмитесь, приобретайте машину с ABS. Никакое мастерство не поможет настолько сэкономить метры тормозного пути!На тормозном стенде задние колеса «Рено-Логан» без ABS не удалось заблокировать ни впорожнем, ни в груженом состоянии при усилии на педали 245 кг. При этом задние пассажиры упирались в спинку кресла, чтобы ее не сломал водитель.УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ БОДРОГО КАМАЗАФормально к производителям претензий нет. Очень мягкое Правило ЕЭК ООН №13, по сути, требует хоть какойнибудь тормозной системы – минимально допустимое замедление для легковых автомобилей составляет всего 5,8м/с 2, что соответствует тормозному пути 67м со 100км/ч. Это упражнение выполнит и КамАЗ, а вот перевыполнение норматива – вопрос конкуренции. В развитых странах граждане привыкли беспокоиться о своем здоровье ибезопасности. России пока до этого да-леко – здесь недорогие иномарки расхватывают, как горячие пирожки, и лишние деньги на средства безопасности предпочитают не тратить. Беда втом, что появившийся десяток лет назад стереотип, будто хороший водитель способен «перетормозить» ABS, ныне не работает. Любую современную машину изначально проектируют под электронные системы безопасности, и никакой производитель ради небольших продаж в третьих странах не станет создавать другие тормоза – он лишь изымет электронику из существующих. Но цена устранения ABS – лишний десяток метров тормозного пути!96За рулем 12/2005