162
163
РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИКРУЧНЫЕ «КРОКОДИЛЫ»Двигатель любого исправного автомобиля должен уверенно пускаться в двадцатиградусный мороз. А коли так, то и говорить здесь, казалось бы, не о чем. Только где вы видали абсолютно исправные, скажем, пятилетние «Жигули»? Кроме того, «нас всех подстерегает случай» – забыл выключить «габариты», обогрев стекла или еще какой-нибудь потребитель, и через несколько часов стоянки на морозе машина уже и «бибикнуть» не сможет. Пустить двигатель с буксира тоже не всегда возможно, поэтому бывалый владелец обычно держит в багажнике «крокодилы» – провода для «прикуривания» – невелика тяжесть, зато может выручить.Владимир АрбузовВпереди зима, самое время позаботиться об их покупке, а заодно вспомнить, как правильно и безопасно при необходимости ими воспользоваться. Аесли не знаете – не беда, основные правила – в подписях к фото.12Рассмотрим сначала простейший вариант – батарея села после длительной стоянки, под рукой есть зарядное или пускозарядное устройство и розетка на 220 В. Снимаем «минусовую» клемму с аккумулятора и подключаем его к «зарядке». Пробки можно не вывертывать – газообразование в начальный период зарядки незначительное. Примерно через полчаса исправная батарея будет всостоянии провернуть двигатель. С пускозарядным устройством дело пойдет быстрее. Алгоритм тот же, только через 10–15 минут возвращаем «минусовую» клемму на батарею, переводим устройство в режим пуска и пробуем «крутануть» двигатель. Не ленитесь на время подзарядки снимать сбатареи «минусовую» клемму – зарядное напряжение обычно выше допустимого бортового.Но гараж, зарядное устройство, 220 вольт – тепличные условия. «Прикуривать» в мороз на дороге от другого автомобиля гораздо хлопотнее. Можно, конечно, просто подцепить «крокодилы» кабелей к клеммам батарей. Вероятно даже, что все закончится благополучно и двигатель удастся пустить. Только везет не всем, а последствия могут быть неприятными и для «донора» и для «акцептора». Чтобы избежать их, придерживайтесь определенных правил. Выключаем зажигание и снимаем «минусовые» клеммы на батареях обоих автомобилей. Соединяем кабелем «плюсы» аккумуляторов, зажим второго кабеля соединяем соснятой «минусовой» клеммой неисправной машины и лишь потом с «минусовым» выводом батареидонора.34Теперь можно пускать двигатель. Но не усердствуйте: не завелся с трех-четырех попыток – значит, дело не в батарее. Придется искать истинную причину, иначе оба никуда не уедете. Но, предположим, мотор заработал. Пусть потарахтит минут пять, подзарядит батарею, а мы тем временем убедимся, что зарядка идет. Это видно по погасшей индикаторной лампе на щитке приборов или по увеличению яркости света фар при прогазовке. Наступает самый ответственный момент – правильно «разойтись» с «донором». Ваша батарея разряжена, ее внутреннее сопротивление мало и соединить ее в этот момент сзаряженной, накинув клемму с«крокодилом» на штырь батареи, – «ударить» по севшей током вдесятки ампер.Обычно на этот момент никто не обращает внимания, а зря. Ведь мы не знаем наверняка, что послужило причиной ее посадки. Если, кпримеру, в ней нарушен контакт между блоками пластин – батарея взорвется со всеми вытекающими последствиями! Рекомендации же такие. Включаем фары или вентилятор отопителя, иначе без нагрузки (система зажигания потребляет слишком мало) напряжение в сети может подскочить сверх допустимого. Отсоединяем «минусовый» кабель от снятой клеммы (в это время электрооборудование питается от генератора) и возвращаем ее на штырь батареи. Ток генератора вэтот момент невелик и севшей батарее не навредит. Вот, если не углубляться в теорию, и вся наука.162 За рулем 12/2005 ЭЛЕКТРИКтолщиной в палец, а внутри пара-тройка тоненьких жилок. Что ж, если хотите иметь хорошие пусковые провода, придется их делать самому, благо по отдельности все составляющие есть на строительных рынках. Понадобится два куска кабеля длиной по 2,5 ми диаметром токопроводящей жилы не менее 8 мм. Кабель должен быть гибким ив резиновой изоляции – она не дубеет на морозе. Четыре прочных стальных или пластиковых зажима«крокодила» с мощными пружинами. Четыре куска медной или латунной трубки внутренним диаметром, равным токопроводящей жиле, и длиной, равной длине «крокодилов». Освободим концы кабелей на длине 15–17 см от изоляции, введем их внутрь трубок и надежно обстучим молотком. Получившимся наконечникам придадим форму захватов (см. фото1) и введем их в губки зажимов. Теперь ток пойдет, минуя корпуса «крокодилов» и их пружины, избавив от перегрева и обгорания.Такая заделка кабеля, возможно, технологична в производстве, но непригодна для пользования.Жесткий кабель обязательно отломится в месте заделки.На этикетке 300 А, а меди в проводе едва хватит на 30.Клемма из медной или латунной трубки гораздо надежнее губок «крокодилов».Три тоненькие жилки этого кабеля не могут пропустить стартерный ток в несколько сотен ампер.А теперь посмотрим, что за провода для «прикуривания» продаются в магазинах. Увы, сколько мы ни искали – ничего подходящего не нашли. В лучшем случае предлагают действующие макеты, которыми если и удастся «прикурить», то от силы один раз.Оно и понятно – делают для продажи. Жестяные «крокодилы» со слабенькими пружинами обгорают на первом же пуске, пластиковые – плавятся от разогревшихся контактов. Заделка кабеля держится на честном слове, да и сам кабель, бывает, снаружиНа правах рекламыЗа рулем 12/2005 163