139
ЭКСПЕРТИЗА СВЕТОДИОДНЫЙ МОДУЛЬКИТАЙСКИЕ ФОНАРИКИМихаил ВасильевВ1904 году англичанин Джон Флеминг, изучая эффект Эдисона, изобрел светодиод. Много времени спустя китайцы спаяли несколько светодиодов в один пучок и поместили в цоколь. Так появился на свет светодиодный модуль для установки в задний фонарь. Рынки и магазины буквально наполнились красными, желтыми, зелеными и прочими оттенками радостного светодиодного свечения «Мэйд ин Поднебесная»... А теперь о более серьезном. Безынерционная и потому очень надежная «светодиодная лампочка», помимо плюсов, имеет и минусы. Основной – узкая диаграмма направленности. Сразу же встает вопрос: можно ли использовать ее как замену обычной лампе в задних фонарях автомобиля? Это мы и решили проверить в НИИАЭ. В магазинах и на рынке было закуплено несколько образцов «чудо-изделий» красного, желтого, синего и зеленого цвета, но эксперты поначалу не хотели даже браться: дескать, что их испытывать – дело ясное. Пришлось настоять…Все эти модули имеют общую родину, однако на одном из них в графе «место рождения» значится: Берлин, Фалкенплатц 5, 13505. Пишите письма.Испытания проводили так: в серийный фонарь от ВАЗ-2112 вместо штатных лампочек P21W устанавливали светодиодные модули желтого и красного цвета и замеряли светораспределение взонах указателя поворота, противотуманного огня и сигнала торможения. Вскоре все стало ясно и понятно. Синий и зеленый цвет недопустимо использовать в принципе. Сила света желтого и красного светодиодов в главной(центральной) зоне излучения указателя поворота и противотуманного огня оказалась в десятки раз ниже нормы, а всигнале торможения – примерно в семь раз. Такие показатели светодиодных модулей объясняются, как и предполагалось, узкой диаграммой направленности, когда даже стекло фонаря становится серьезной преградой на пути их светового потока! Эксперты заключили: простая замена лампы накаливания светодиодным модулем в серийных фонарях резко сни-жает безопасность движения автомобиля вследствие уменьшения силы света сигнала и его своевременного восприятия участниками движения! Кто-то скажет: вон сколько иномарок ездит со светодиодными задними фонарями – они что, тоже опасны? Нет, совсем неопасны: их фонари специально разработаны под светодиод, самих светодиодов там намного больше и стекло фонаря не имеет рассеивателя, препятствующего прохождению света. Можно продолжить и дальше, только и так понятно, что такой тюнинг не сделает из вашей вазовской «шестерки» – «шестерку» БМВ. Добавим еще: светодиодный модуль в задних фонарях можно назвать «родным братом» тех самых голубых лампочек, которые иные несознательные устанавливают в качестве головного освещения. «Рассекают» по городу эдакие НЛЖ (неопознанные летающие «жигули»), и никому до них нет дела... Печально это.За рулем 12/2005 139