192
193
194
195
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯУчастникам «технологических дней» вПапенбурге продемонстрировали видеоролик испытаний «Трак Паркинг Систем». Водитель совершал немыслимые маневры, не выглядывая из кабины и не трогая руля и педалей.КАТЕГОРИЮ «Е» ОТМЕНЯТ?К обладателям прав с открытой категорией «Е» отношение всегда почтительное. Стоит лишь посмотреть, как ловко профессионал-дальнобойщик загоняет автопоезд в узкий двор, да еще задним ходом! Но разработчики грузовых автомобилей концерна «Даймлер-Крайслер» уверены: в недалеком будущем никаких особых навыков для такой работы не потребуется. И уже демонстрируют опытные образцы «Трак Паркинг Систем». Это устройство способно в интерактивном режиме подсказать водителю, куда, собственно, устремится хвост его состава при данном положении руля. Впрочем, баранка тут ни при чем: маневрируя, водитель манипулирует джойстиком на подлокотнике кресла. При этом «шеф» смотрит на цветной монитор заднего вида; здесь, помимо картинки, появляются линии – расчетная траектория прицепа или полуприцепа при данном положении управляющей рукоятки. Так что можно сначала прицелиться и лишь потом, подвинув джойстик назад или вперед, осторожно тронуть автопоезд… Он не сможет разогнаться выше скорости пешехода, так что опасные коллизии практически исключены. А как быть со сцепкой-расцепкой автопоездов? На все про все нужна лишь одна кнопка, а процедура чем-то напоминает выпуск шасси самолета. Только здесь выдвигаются опорные катки полуприцепа, а зеленая лампа сигнализирует об успешной блокировке сцепного устройства тягача. Более того, автоматика соединяет электрокабели и пневматические магистрали.192 За рулем 12/2005 НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯПО МАНОВЕНИЮ ПАЛЬЦАУправлять внутрисалонными световыми приборами (в современном автомобиле хватает самых разных плафонов)можно и традиционными кнопочками-рычажками, иотдавая приказы голосом. Авот фирма «Хелла» намерена внедрить с 2006 года еще один способ, который превратит ваш палец в волшебную палочку. Надо, например, зажечь подсветку для чтения – проведите рукой близ нужного фонаря. По мере приближения он начнет светиться, показывая, что ваш палец на верном пути. Начинается чтото вроде игры в «холодно-горячо». В конце концов, даже ребенок поймет, где заветная точка ссенсором, ответственным за включение нужной лампы. Новые «датчики пальца» – назовем их так – работают либо на оптическом, либо на емкостном принципе. В первом случае луч инфракрасного светодиода, в обычных условиях рассеивающийся по салону, отражается от приближающейся руки и попадает на фотоприемник. Дальнейшее – дело техники. Поскольку излучение каждого светодиода модулировано своей частотой, фотоприемник не отреагирует ни на посторонний свет, ни на отраженный луч от другого датчика. Емкостной сенсор чувствует изменение емкости между обкладками микроконденсатора, когда к ним приближаетсяпалец. В этом случае невозможно закрыть рукой излучатель (как в предыдущем) – такой датчик удобен, например, вперчаточном ящике.Оптический сенсор подразумевает, что покрытие над ним проницаемо для инфракрасного света.Емкостной датчик работает лишь на малых дистанциях.В отсутствие водителя девушке не пришлось долго искать выключатель… На правах рекламыЗа рулем 12/2005 193 ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯнас как люстра Чижевского, снабжает седоков не просто чистым, а свежим «горным» воздухом. И… плевать на чадящие рядом «керосинки» преклонных лет.ГРИПП НЕ ПРОЙДЕТ!Фирма «Валео» предлагает дышать в автомобиле стерильным воздухом. Нужно лишь дополнить штатный салонный фильтр климатической установки новинкой по имени «Био Клип». Сам фильтр менять не потребуется – капсула «пристегивается» к его гармошке подобно колпачку от авторучки. Внутри – вещество, состав которого и есть ноу-хау фирмы. Как утверждает «Валео», в воздухе, прошедшем рядом с капсулой, не остается микробов, в том числе бактерий, вызывающих неприятный запах. Состава внутри капсулы должно хватить на год – достаточно, чтобы пережить любую эпидемию. Для оснащения новых автомобилей «Валео» предложила и другие разработки. Например, микрочастицы пыли и сажи заряжаются генератором коронного разряда и оседают на электростатическом фильтре; вместо антибактериального вещества (которое когда-нибудь, но израсходуется) используют ультрафиолетовый облучатель (как в операционных). Причем его невидимый свет не только убивает микроорганизмы, но и регенерирует фильтр из активного угля и диоксида титана. Благодаря этому последний служит минимум пять лет. С неприятным запахом при включении кондиционера борется специальный лак, котоТак работает «Био Клип», сохраняя ваше здоровье.рым покрывают испаритель. И, наконец, «Плазмакластер Ион» – то бишь ионизатор, известный уХИРОСИМА ЗА ЭКОЛОГИЮЭто, пожалуй, символично: в городе, перенесшем сильнейшее радиоактивное загрязнение, освоили новую технологию грунтовки автомобильных кузовов, отличающуюся особой экологичностью. На «Мазде» ревностно блюдут чистоту окружающей среды. Разработанный в сотрудничестве с «Ниппон Пэйнт компани» процесс e-coating представляет собой грунтование погружением в ванну, причем на металлические детали подается электрический потенциал. Это притягивает частицы грунта к металлу – создается более прочное покрытие. Метод электрофореза давно известен и повсеместно применяется, но он не лишен недостатков: грунт ложится избыточно толстым слоемна внешние поверхности и слишком тонким (а то ис пропу-Можно быть уверенным, что ржавчина в эти кузова не пройдет ни снаружи, ни изнутри.сками) на внутренние. Причина – в распределении электрического поля, которое зависит от электропроводности жидкости (в нашем случае – грунта). В ходе исследований специалисты «Ниппон Пэйнт компани» обнаружили, что если поднять электрическое сопротивление краски, то картина электрического поля претерпит нужные изменения и грунт равномерно покроет деталь и снаружи, и внутри. Такой состав разработан и кконцу 2005 года будет внедрен на всех заводах фирмы «Мазда» в Японии, а на головном, в Хиросиме кузова уже грунтуют по-новому. Кроме очевидного преимущества в качестве антикоррозионной защиты внутренних полостей, новая технология имеет идругие плюсы: – выбросы летучих органических соединений по Японии уменьшатся вдвое или на 32т вгод; – выбросы СО 2 снизятся на 8,8т в год (вспомним о Киотском протоколе); – расход грунта уменьшается на 10%; – уменьшается также потребляемая электрическая мощность.194 За рулем 12/2005 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВШЛАНГ, ОТРЯХНИСЬ!Все современные моторы имеют закрытую систему вентиляции картера. Ведь газы, прорывающиеся мимо поршневых колец, содержат мельчайшие капли масла и частицы сажи. Поэтому их направляют во впускной тракт, чтобы дожечь в цилиндре. Все просто и надежно, пока вентиляционный шланг не закупорится. Например, зимой он обмерзает изнутри, и образовавшийся лед перекрывает путь газам. Частые и короткие поездки, типичные для современных городских условий, создают условия для конденсации влаги в картере,которая испаряется и может замерзнуть в холодном из-за разрежения участке вблизи впускного коллектора. Давление в картере нарастает, масло выдавливается через уплотнение контрольного щупа… Можно поставить электроподогреватель, но он недешев.Чтобы не дать влаге замерзнуть, у входа во впускной коллектор устанавливали подогреватель довольно сложной конструкции.Шланг из эластомера «сам собой» постоянно пульсирует, стряхивая кристаллы льда в самом зародыше.Фирма «Манн и Хюммель» (Mann+Hummel) нашла решение, подкупающее простотой и изяществом. Образующийся лед решили не растапливать, а… стряхивать. Для этого в «мерзнущий» участок полиамидной трубки вставили эластичный шланг с небольшим отверстием, через которое воздух может пройти между шлангом и трубкой. Поскольку во впускном тракте всегда есть колебания давления, стенкишланга начинают пульсировать. Отверстие служит для выравнивания давления и подобрано так, чтобы пульсации усиливались. Конечно же, лед на постоянно изгибающихся стенках не удерживается, а его кристаллы сразу улетают во впускной трубопровод. Изящно, не правда ли? И не нужны ни медная трубка, ни нагревательный элемент, ни провода к нему. А подмерзшая, было, репутация известного автопроизводителя была спасена.На правах рекламыЗа рулем 12/2005 195