128
129
130
131
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА НАСОСЫ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯОхладить пылПомпа, казалось бы, узел простой: корпус, крыльчатка да подшипник. Многие берутся их делать – но все ли могут? Восемь насосов для системы охлаждения «Самары» испытали Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.Расход жидкости, прокачиваемой через систему охлаждения, на стадии проектирования мотора подбирают так, чтобы иметь по  крайней мере 20-процентный запас для подстраховки от  закипания. И  обеспечивать его должна как раз конструкция помпы, точнее, зависимость расхода жидкости, подаваемой крыльчаткой, от  частоты вращения коленвала. А  она у разных насосов разная. Самый дорогой из испытанных  – насос германской фирмы HEPU: стоит почти 700  рублей. А  самый дешевый  – белорусский Fenox: 300  рублей. У  пяти насосов крыльчатки оказались чугунными и шестилопастными. У двух насосов, ТЗА и  Luzar, они семилопастные, причем с  дополнительным кольцом лопастей под основной крыльчаткой. Крыльчатка ТЗА  – пластиковая, LUZAR  – из алюминиевого сплава. У Ween шестилопастная крыльчатка тоже из  алюминиевого сплава. Вообще говоря, семилопастные крыльчатки предназначены специально для  впрысковых моторов, но и против карбюраторов разработчики ничего не имеют. Насосы испытывали в  двигателе «Самары». В  контур системы охлаждения врезали расходомер. Для  каждой помпы своя порция свежего антифриза. Пускаем мотор, затем поднимаемся от  минимально устойчивых оборотов холостого хода до высоких частот, после чего идем по оборотам вниз и повторяем замеры. Зачем мерить дважды? Мотор – это массивная железяка, которая обладает тепловой инерцией. И при снижении оборотов тепловая нагрузка на  систему охлаждения выше, чем при их увеличении. Расход жидкости меняется одновременно с изменением частоты вращения, а вот тепловой поток стабилизируется не сразу. И в определенный момент после изменения режима баланс тепловых потоков, подводимых от  нагретых деталей мотора и  отводимых антифризом, нарушается. Если у  помпы производительность меньше требуемой, мотор точно закипит. К этому тесту добавили еще одно испытание, характерное для резкого перехода от езды по трассе к застреванию в  пробке. Встали  – и  наблюдаем, какНе стоит бояться алюминиевых или пластиковых крыльчаток, если они установлены в помпах известных производителей.128 За рулем 06/2009 .,!? , . , . , . ? -, , –– :-,Fenox,– ,...7-8KENO7-8WEBER, . ,.......................................... .................................... 500 . . . , ,. , , . . ,........................................ .................................... 380 . .. .,,.« ».«».,. КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗА НАСОСЫ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ6QML5FENOX3-4WEEN-..............................................EC .................................... 480 . , , . , . – . … , . . : », »-.................................. .................................... 300 , . . – « . « -............................................... .................................... 400 . . . , , . , . , . -.. , . ,, / ,,. ... » , « » « , . -21083, / , /. LUZAR. . – Fenox . , .– . , .«» «-: ,. -LUZAR Weber .»:« », n = 800 / , / ,°1. 2. LUZAR 3. HEPU 4. Ween 5. Fenox 6. QML 7. Weber 8. KENO981 966 933 900 606 948 812 794 06/20092610 2795 2419 2342 2502 2232 2054 23043887 4063 3614 3545 3816 3435 3153 34411035 942 756 821 540 926 713 7052569 2808 2368 2332 2506 2257 2047 22353864 4061 3613 3546 3816 3432 3154 34391. 2. LUZAR 3. HEPU 4. Ween 5. Fenox 6. QML 7. Weber 8. KENO396 356 266 262 308 – 212; – 195; – 180; , , ,98 99 104 105 102 110 111 113130 3-4HEPU1-2LUZAR1-2-.................................. .................................... 700 ! – . . . .« » , -. ,....................................... .................................... 460. , » /....................................... .................................... 510 . , . LUZAR. ,« ! . . , -..,–! :.!,.,–.,-, . -. . !.6– . . « » HEPU. .« Weber, KENO . LUZAR. . . QML,» , . –. , ,, ,,,Семилопастные помпы лучше шестилопастных!06/2009 131