54
55
АВТОМОБИЛИНАШЕ ЗНАКОМСТВО CHNIVA DIESELЧужое сердце бьется ровноВ Европе легковой дизель вытесняет бензиновый мотор, отечественные автозаводы проспали тенденцию. На маленькой фирме, которая пытается решить большую проблему, побывал Вадим Никишев. Фото: Константин Васильев.П54еред нами автомобиль с  дизельным двигателем, ну  очень похожий на  «Шевроле-Нива». По сути, это она и есть, но, поскольку установкой нового силового агрегата занимается тольяттинская фирма «Тема Плюс», завод не  дает одобрения этой конструкции и  запрещает использовать свой товарный знак. Поэтому обратимся к  народному творчеству и  будем называть эту машину «Шнивой», благо СП  «Джи-ЭмАВТОВАЗ» такое название не  патентовало.За рулем 06/2009Фирма, установившая в  «Шниву» дизель, специализируется на  тюнинге вазовских вседорожников. Клиентам предлагают установку гидроусилителей, электронно-управляемых раздаточных коробок, муфт отключения переднего моста и карданных валов с ШРУСами вместо крестовин. А  с  2007  года ставят на  отечественный полноприводник надежный дизель с  традиционным ТНВД, произведенный итальянской компанией FNM (Fratelli Negri Motori). Для  ФИАТа эта фирма – аналог опытно-промышленного производства АВТОВАЗа.Техническими разработками занимаются бывшие специалисты Волжского автозавода, а  основанием для деятельности служит приказ МВД от 7.12.2000  года №  1240, разрешающий вносить изменения в конструкцию. Это тот самый случай, когда заводу мелкосерийное производство невыгодно, а частная фирма в  состоянии удовлетворить небольшой спрос, работая по индивидуальным заказам. Внешне дизельную машину не  отличить от конвейерной, но лишь до тех пор, пока не  заработает двигатель. За- КОНВЕРТОР И ИМПЛАНТАНТЫВ 1983 году по  заданию Минавтопрома был создан двигатель ВАЗ-341, на  некоторое время попавший в резерв и только в  1990-е годы освоенный заводом «Барнаултрансмаш». Это был так называемый конвертор, то  есть переделка из  бензинового мотора. Но  его конструкция уже не отвечала современным требованиям. Казалось бы, есть испытанный путь – использовать зарубежные силовые агрегаты. АВТОВАЗу это не  в  новинку, ведь еще в  1980-е годы французский экспортер Жак Пок оснащал «Нивы» дизельными моторами «Пежо». Спрос был достаточно велик, чтобы начать сборку в  подмосковном Чехове на  складах «Автоэкспорта». Тему развил итальянец Марторелли, торговавший советскими машинами. Сначала под капотом вазовского вседорожника появился мотор марки VM, а потом – FNM. На  АВТОВАЗе ознакомились с  иностранной «самодеятельностью», после чего появились собственные образцы «Нивы» с  французским дизелем, для которого смогли адаптировать систему питания «коммон рейл». Но  – не  пошло... В масштабах завода доля автомобилей с  заимствованными силовыми агрегатами должна быть высокой, иначе доводочные работы и  сертификация новой модификации окажутся нерентабельными. На  эти грабли наступил и  «Джи-ЭмАВТОВАЗ», угробивший немало времени и  сил на  проект «Шевроле-Нива FAM-1» и вынужденный отказаться от него.Для установки инородного силового агрегата меняют кронштейны опор и монтируют обратную топливную магистраль. Освой «Джи-Эм-АВТОВАЗ» производство дизельных машин, это была бы «ШевролеНива». А пока – неизвестный науке зверь. Промежуточный вал соединяет раздатку с коробкой «Айсин», карданы – с ШРУСами.Выглядит итальянский дизель привлекательно. Воздушный фильтр, как и система охлаждения, стандартный.пуску предшествует пятисекундная пауза, во время которой работают свечи накаливания. Водителю нужно включить зажигание и  подождать, пока погаснет лампа Check engine  – горит она неярко, приходится вглядываться в  приборную панель. На  холостых оборотах салон наполняет тракторное тарахтение. Впрочем, оно не раздражает, а представители фирмы уверяют, что по уровню шума дизельная «Шнива» не  громче бензиновой. Разница в  том, что звук по  частоте близок к человеческой речи, следовательно, ухо к нему более чутко. В движении шумы и вибрации смягчаются. Передачи переключать непривычно, нужно делать поправку на  очень короткие ходы рычага. Коробка здесь япон-ская, фирмы «Айсин», – точно такая же, какой оснащали машину заводского проекта FAM-1 (с  мотором «Опель»). Только картер сцепления иной, спроектированный под итальянский дизель, и  раздаточная коробка по-прежнему приводится промежуточным валом. Но,  говорят, с  учетом трансмиссионных и подвесочных колебаний это для «Шнивы» лучшее решение. Особенность старых по  конструкции дизелей  – большой крутящий момент на  низах  – позволяет легко трогаться, не  касаясь педали газа. Динамика не  сногсшибательная, но  по  ощущениям не  уступает разгонным способностям базовой машины. Расплатой за  тяговитость служит ограниченный рабочий диапазон: крутить мотор выше 4000  об/мин смысла нет. Но  езда«на моменте» удобна ив городском потоке, и  на  бездорожье, где востребованы низкие обороты. За немалую цену (почти 600 000 рублей) покупатель получает полноценного «проходимца», который хорош ив городе. Его основные преимущества – экономичный мотор и  надежная коробка передач, которая способна выдержать даже жесткие нагрузки внедорожных соревнований. Но  если оснастить «Шниву» всеми опциями, к  примеру электроприводом раздатки или независимым креплением переднего редуктора, то  стоимость превысит разумные пределы. Единственный способ ее снизить  – начать крупносерийный выпуск, но об этом сейчас по понятным причинам и мечтать не приходится.За рулем 06/200955