156
ТЕХНИКАLADA PRIORA CNGВАЗ и газНа Московском автосалоне АВТОВАЗ отметился очередным промышленным образцом газовой «Приоры». Особенности машины изучил Сергей Мишин.Этой темой на  АВТОВАЗе занимаются не первый год. С уходом «десятки» эстафету подхватила «Приора» – уж очень заманчиво вместо дорогого бензина использовать дешевый метан, запасов которого у нас в стране не счесть! Двигатель практически не изменился. Из  отечественных комплектующих в газовой версии только баллоны производства компании «Лем», а  все остальное, от редуктора до форсунок, включая контроллер управления, – марки «Бош».ЕДИНСТВО И БОРЬБА Четыре 24-литровых баллона упрятаны под  днищем машины. Так удалось сохранить объем багажника, снизить риск повреждения емкостей при аварии и  не  нарушить развесовку автомобиля. Недостаток – уменьшение дорожного просвета. Редуктор, снижающий давление газа с  200 до  7,5  атм, расположен в  моторном отсеке на  месте адсорбера. Повышенное по сравнению с бензиновой системой давление нужно для того, чтобы мотор получал должное количество газа – ведь его плотность значительно меньше, чем у  бензина. Кстати, для нормальной работы системы давление в  баллонах нельзя опускать ниже 25  атм, поэтому восьмая часть газа должна оставаться неприкосновенной. 156 За рулем 06/2009Голубое топливо впрыскивают газовые форсунки, установленные рядом с  бензиновыми. Управление интегрировано в  систему впрыска, а  контроллер дополнен программой для работы двигателя на  газе. Прорабатывается алгоритм, обеспечивающий интенсивный разгон, даже когда газа в  баллоне почти не  осталось,  – автоматическое переключение на бензин, например при резких обгонах. Для облегчения пуска в мороз система проверит температуру воздуха и  охлаждающей жидкости и  сама решит, на  каком топливе пускать двигатель – на газе или на бензине. Для последнего оставлен 15-литровый бак, что в соответствии с международными требованиями позволяет называть автомобиль однотопливным (бензин считается резервным горючим). До  кризиса предполагали, что газификация поднимет цену машины на  35  тысяч рублей, но с  учетом выросшего курса евро ориентироваться придется тысяч на  пятьдесят. Впрочем, производство такой машины до сих пор под вопросом, существующие газовые версии пока представлены в виде прототипов.ЗА И ПРОТИВ Допустим, газовая «Приора» будет дороже бензиновой на  50  тысяч рублей. На эти деньги можно купить без малого3 тонны бензина и обогнуть на них земной шар по экватору (40 тысяч километров)! Найдутся ли у метана более сильные козыри? Заправка газом занимает от  6 до 20 минут, а сколько его закачали, точно не  скажешь. Значит, наверняка будет недолив-недодув, уменьшение запаса хода и переплата. Баллоны-торпеды под брюхом хотя и  не  занимают багажник, зато съедают дорожный просвет, что для многих владельцев неприемлемо. Кроме того, хлопотна зимняя эксплуатация газового автомобиля. Машина на центнер тяжелее, мощность и момент двигателя снижены на  10–15  процентов – налицо заметная потеря энерговооруженности. Теперь о надежности и долговечности. Прогар выпускных клапанов двигателя, длительное время работающего на газе, – обычное дело. Избежать этого без  существенного увеличения степени сжатия невозможно, но  тогда придется забыть о бензине. Получается, что переход на  сжатый газ решающих преимуществ не  дает. Поэтому, кстати, лишь немногие автопроизводители серийно выпускают газовые версии. Встанет  ли на  конвейер предлагаемый вариант «Приоры» и  будет  ли он востребован? Осмелюсь предположить, что, несмотря на  существенную экономию в  цене топлива, до  массового производства все же не дойдет. Как и до перевода кухонных плит на бензин.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯLADA PRIORA CNG Топливо Объем газовых баллонов, л Объем бензобака, л Мощность, кВт (л.с.) Крутящий момент, Н·м Разгон 0–100 км/ч, с Запас хода, км Нормы токсичности Выбросы СО2, г/км Сжатый природный газ 96 Бензин –– 15 65 (88) 72 (98) при 5000 об/мин при 5600 об/мин 130 145 при 3600 об/мин при 3600 об/мин 12,5 11,5 330 Евро III, Евро IV 137 170 Евро III 170