170
РЕМОНТ И СЕРВИСПРАКТИКУМ ОХЛАЖДЕНИЕ LADA KALINAКогда пробке крышкаПробка расширительного бачка – деталь копеечная, но от этого не менее важная, предупреждает Борис Ездаков.Не удивляйтесь  – мы снова говорим о пробке. Исправность этого простейшего механизма с двумя клапанами  – необходимое условие нормальной работы системы охлаждения двигателя. Однако некоторые производители, похоже, за  качеством изделия не следят, а лишь приглядывают. Напомню, современная система  – закрытая, избыточное давление в  ней составляет 1,1–1,2  кгс/см². Оно-то и  поднимает точку кипения жидкости примерно до  120ºС, позволяя поддерживать напряженный температурный режим двигателя без риска его «вскипятить». Результат  – лучшие мощностные и экономические показатели. Давление в  системе поддерживает паровой клапан (см.  ЗР, 2008, №  3). Его задача – открыться раньше, чем пар разорвет расширительный бачок или патрубки. После открытия клапана давлеС виду пробки одинаковы. Но у левой центральная часть покороблена – необходима замена.1ние стабилизируется на  величине примерно на  0,3  кгс/см² ниже максимальной, ведь при плотно закрытом клапане пары давят на  несколько меньшую его площадь, чем когда он открыт. Если давление недостаточное, то  при высокой температуре жидкость сначала закипит при  входе в  помпу (в зоне наибольшего разрежения), насыщаясь паровыми пузырями. Чем больше пузырей, тем меньше массовая доля перекачиваемой жидкости, а значит, хуже охлаждение. Далее процесс развивается лавинообразно и приводит к перегреву двигателя, а  это грозит короблением головки, блока, задирами поршней и  дорогим ремонтом! Кроме того, даже при  умеренных нагрузках на  двигатель, когда избыток тепла мал и перегрев мотору не  грозит, работа системы без избыточного давления ведет к кавитационному износу крыльчатки насоса и  появлению глубоких каверн на  омываемых поверхностях гильз цилиндров. Итак, пробка должна быть надежной. Однако беспечные владельцы не раз показывали мне пробки с ржавыми пружинами, рассыпающимися в прах. Были и «сборные» пробки (крышка с обозначением ВАЗ, а начинка – с клеймом АП) – негодные, как оказалось. Представьте: характеристики давления при холодной проверке правильные, но  материал при  нагреве до  рабочей температуры плавился (фото 1), клапаны отказывали. Случалось, необходимость менять пробку возникала уже через 2,5–3 тыс. км!Отмечу, что паровой клапан красиво упакованной пробки с  логотипом владимирского завода «Автоприбор» при проверке обычно открывается лишь при давлении 1,8  кгс/см². Приходится укорачивать пружину, после чего клапан работает штатно. Но  это, согласитесь, лишние хлопоты! А  вот изделия питерской фирмы ЛУЗАР не  разочаровали  – вмешиваться пока не приходилось. Для проверки работоспособности парового клапана изготовим несложную оснастку. Сняв с  бачка паровой шланг, заглушим его (фото  2). Затем, сточив на  наждаке резину с  шинного вентиля, плотно загоняем этот конец в  кусочек шланга-переходника и надеваем его на  паровой штуцер бачка. Резьбовой конец ввертываем в  штуцер манометра. Подсоединяем к  манометру шланг обычного шинного насоса, все затягиваем хомутами и накачиваем, пока не послышится шум выходящего воздуха (фото 3). Резиновый уплотнитель пробки и кромка горловины бачка могут потребовать внимания  – у  них не  должно быть трещин, заусенцев и т. п. Если, начав нагнетать воздух, сипение слышите сразу – будьте начеку, чтобы такая пробка не стала «крышкой» всему двигателю! Правда, сипеть может и из-под датчика уровня жидкости, но  это легко проверить мыльным раствором. Если клапан пробки открывается при  давлении 1,1  кгс/см² или чуть большем, можете спокойно ею пользоваться!Препарированный вентиль вставлен в переходный шланг нашего приспособления, а паровой шланг автомобиля заглушен.Проверяем давление, при котором паровой клапан открыт. Есть 1,1 кгс/см² – пробка в порядке.23170 За рулем 06/2009