274
275
276
278
280
КЛАССИКИ ГАЗ‑22Д «ВОЛГА» БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕСПАСТИ И СОХРАНИТЬКак долго и нелегко жила эта «Волга», видно по состоянию, в котором она доехала до наших дней. Впрочем, ей еще очень повезло! Эту «санитарку» ждет тща‑ тельная реставрация, но пока… в ней есть нечто особенно притягательное. В сильно потертом, с многочислен‑ ными изъянами салоне, кажется, витает не только мистический дух времени, но и вполне реальный запах лекарств.ЕДЕТ СКОРАЯ НА ВЫЗОВУверенно пророкотал стартер, зарычал старенький, еще бодрый двигатель. Непрогретый, как водится, на малых оборотах работать не хочет, но через несколько минут уже урчит негромко и уверенно. В который раз удивляюсь «вол‑ говскому» приводу коробки передач. Когда смотришь на причудливые тяги с примитивными шарнирами, кажется, что работать четко и понятно все этохозяйство не может. Работает, да еще как! По удобству включения передач старенькая «Волга» даст фору иным куда более поздним автомобилям с рычагом на полу и дистанционным, как и у 21‑й, управлением коробкой. Серьезные – тяжеловатые и непривычно высокие – педали тор‑ моза и сцепления, зато очень удобная напольная (нынче это вновь считают инженерным откровением!) педаль газа. Рыкнув выхлопом, «Волга»274 За рулем 04/2011 Отслужив свое, подобные машины, как правило, догнивали у заборов автобаз, а остатки их отправляли в металлолом. Вот почему эта «санитарка» – истинный раритет. Сергей Канунников отправился в ней на участок. Фото Александра Батыру.неспешно набирает ход. Мы с ней везем молодого, но очень серьезного доктора на его участок – в тихие, небо‑ гатые поселки Подмосковья. Санитарные ГАЗ‑22 работали не только в крупных городах с их относительно приличными дорогами. Кстати, один пожилой доктор рас‑ сказывал, что еще в начале 1960‑х в московском Кунцеве, мимо которого теперь летят на Рублевку, машина осенью‑весной вязла в глине по уши.«Волги» трудились и в провинции, старательно преодолевая примерно такие же, как нынче, ухабы и ямы. Этот автомобиль трудностей не боится. Дорожный просвет – 190 мм. Большие (по нынешним меркам, правда, не очень – всего‑то 15‑дюй‑ мовые) колеса, высокие «дубовые» шины, прочная, но при этом довольно мягкая подвеска. Последнее качество пришлось бы особенно кстати, вези мы больного. Ко всему этому слабыйпо нынешним временам – всего‑то 75‑сильный, – зато тяговитый мотор. Даже на прямой, третьей передаче можно спокойно ехать со скоростью 35–40 км/ч. Конечно, настоящие отечествен‑ ные хляби «Волге» не по зубам. Ну, уж в том непролазье, что у нас называют бездорожьем, даже «уазик» нетрудно засадить. Разумеется, и для быстрой, в современном понимании, езды «Волга» малопригодна. ОтлавливатьЗа рулем 04/2011 275 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ ГАЗ‑22Д «ВОЛГА»  Двухчастная задняя дверь универсала  для скорой особенно удобна.   В машине носилки длиной 1800 мм, два  откидных сиденья, плафоны освещения,  убирающийся столик. За носилками ниша  для запасного колеса, которое доставали,  открыв левую заднюю дверь. машину нечувствительным рулем нелегко, а в крутых поворотах автомобиль, заламывая узкие высокие шины, кренится так, что только держись за баранку или за что-нибудь еще. Но для начала 1960-х – в общем-то типичное поведение большинства автомобилей. Зато печка быстро и уверенно не только нагревает двухместную кабину, но и гонит тепло через мощные воздуховоды в задний санитарный отсек. Едем себе – не очень быстро, но уверенно. Вот только на кочках глушитель иногда звонко колотит по днищу. Но это уж от преклонного возраста машины.ШЕСТИДЕСЯТНИКИ«Волга» ГАЗ-22 – первый отечественный универсал, пригодный для медицинской службы. До нее больных276 За рулем 04/2011 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ ГАЗ‑22Д «ВОЛГА»  Сиденья в санитарной «Волге» раздельные. Между ними – воздуховоды в заднюю  часть салона.   Комбинация приборов серьезного автомобиля непременно должна, помимо указателя  уровня топлива и температуры воды, иметь  амперметр и датчик давления масла.   Над ручкой открывания капота – рычаг  управления жалюзи радиатора. На полу –  кнопки омывателя ветрового стекла и переключателя света фар. возили в основном в «каретах», постро‑ енных на базе грузовиков, в немного‑ численных санитарных ЗИСах и ГАЗ‑12 ЗИМ. Участковые врачи ездили по вызовам в обычных «москвичах», куда больного, естественно, не поло‑ жить. Универсал «Москвич‑423», разумеется, был маловат, «Волга» же в самый раз. Опытный универсал ГАЗ‑22, созданный на базе легендарной теперь 21‑й, появился в конце 1960 года вместе с фургоном и «санитаркой». Машины были еще с отделкой «Волги» второй серии. В серию медицинские автомобили пошли в начале 1962‑го и вместе с рижскими «рафиками», использовавшими те же «волговские» узлы, стали самыми массовыми «сани‑ тарками» СССР. Сменилось руководство «одной шестой части суши», вместо панельных пятиэтажек‑хрущевок понемногу стали возводить более презентабельные дома с квартирами чуть попростор‑ ней, советские «москвичи» и «волги» достигли пика экспорта на Запад и постепенно стали терять там попу‑ лярность, в Тольятти возвели гигант‑ ский автозавод… А «двадцать первые» и «двадцать вторые» не только продол‑ жали ездить, но и еще долго оставались престижными. Да и санитарные ГАЗ‑22 даже после снятия с производства и появления еще через пару лет более современных ГАЗ‑24‑03 долго‑долго работали и в крупных городах, и (осо‑ бенно!) в провинции. Конечно, по дизайну и, что значи‑ тельно важнее, по ездовым качествам ни 21‑я, ни 22‑я уже к началу 1970‑х европейским стандартам не отвечали. Но нашим водителям сравнивать их было не с чем. Главное – машина доста‑ точно прочна и вынослива, а обслу‑ живание и ремонт хотя и трудоемки, зато несложны даже для не самого ква‑ лифицированного механика. Кстати, и этот ГАЗ‑22Д 1969 года еще не так давно служил в каком‑то тихом лесном санатории.278 За рулем 04/2011 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ ГАЗ‑22Д «ВОЛГА»Редакция благодарит Петра Шляхина и мастерскую «Колеса истории» за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.Иные здешние дороги, похоже, хорошо помнят не только шины новых 22‑х «волг», но и колеса пролеток земских врачей начала предыдущего столетия. Ничего – едем! По характеру она очень похожа на молодых врачей из повести Василия Аксенова «Коллеги» 1960 года. Они тоже были честны и прямы, не боялись профессиональных и бытовых труд‑ ностей, в том числе глухой, занесен‑ ной снегом бездорожной провинции. Помнится, один из героев в каче‑ стве утверждения любил говорить: «Железно!». Восклицание так подходит к старенькой «санитарке»! Эта «Волга», как и ее многочислен‑ ные сестры, много лет возила врачей и больных, то есть занималась своим прямым делом – спасала. Теперь – ее очередь. Впрочем, машину уже спасли и, уверен, сохранят для истории, для нас…ЕЕ УЧАСТОКМЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТПроизводство санитарной «Волги» ГАЗ‑22Б начали в 1962 году. Автомобиль оснащали 75‑сильным двигателем объемом 2,5 л и трехступенчатой коробкой передач. С 1965 года основная медицинская модель называлась ГАЗ‑22Д. В длинном списке модификаций числились и экспортные вер‑ сии с 80‑ или 85‑сильным мотором. Выпуск прекратили в 1970 году.280 За рулем 04/2011