118
119
АВТОРЫНОК | СТРОИМ АВТОМОБИЛЬПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКААвтомат, робот, механика – так называют разные типы коробок передач. В чем преимущества и недостатки той или иной конструкции с потребительской точки зрения, расскажет Евгений Борисенков.Тяговые характеристики двигателя внутреннего сгорания к реальной эксплуатации приспособлены плохо. Так, при троганье с места высокий крутящий момент требуется на малых оборотах, а при движении с высокой скоростью – на больших. Мотор на такую гибкость не способен – выручает коробка передач, изменяямомент в соответствии с текущей потребностью. Помимо основной функции, автоматические коробки обычно наделены и дополнительными. В большинстве случаев это зимний (раннее включение более высокой ступени) и спортивный (переключение при повышенных оборотах) режимы. Практически всепредлагают возможность ручного переключения, но это скорее маркетинговый ход. Ведь, передвигая селектор, водитель просто сообщает свои пожелания блоку управления – срабатывание все равно происходит по автоматической схеме. Да и зачем переплачивать 30–50 тысяч рублей за автомат, если собираешься ездить «на палке»?МЕХАНИЧЕСКАЯСамая простая, надежная и недорогая конструкция. Позволяет в полной мере насладиться процессом управления автомобилем, особенно подготовленному водителю. С точки зрения покупателя, такие коробки отличаются друг от друга лишь количеством ступеней. Увеличение их числа, особенно заметное в последнее время, обусловлено отнюдь не заботой о водителе – ему-то как раз лишние телодвижения ни к чему. Все дело в нынешних малоразмерных двигателях с их узким рабочим диапазоном. Впрочем, выбор здесь невелик – берем ту, что дают.Невысокая цена, надежность, возможность использовать потенциал автомобиля на всю катушку. Постоянное пользование педалью сцепления и рычагом коробки утомляет водителя.РОБОТИЗИРОВАННАЯБюджетный вариант автоматической трансмиссии. Обычную механику снабжают исполнительным механизмом – роботом, который выжимает сцепление и переключает передачи вместо водителя. Увы, заменить человека в полной мере не удалось: сколько ни вправляли мозги электронной системе управления, плавной работы смогли добиться только при неспешной езде.Низкая цена, малая трудоемкость обслуживания. Рывки при энергичной езде.РОБОТИЗИРОВАННАЯ DSGДругой путь потребовал некоторого вмешательства в конструкцию. У так называемой преселективной (с предварительным выбором) коробки-автомата два сцепления и два первичных вала: пока один комплект работает, другой ждет наготове с уже включенной следующей передачей. Стоит передвинуть вилку, управляющую сцеплениями (а происходит это почти мгновенно), – и дело сделано. На сегодня один из самых перспективных путей автоматизации.Отменное быстродействие, обеспечивающее плавную работу и низкий расход топлива. Высокая цена с немалой инновационной составляющей, высокая стоимость обслуживания и ремонта.118 За рулем 04/2011 К сожалению, чаще всего потребитель в выборе ограничен: за конкретной моделью автомобиля, помимо механики, закреплен, как правило, один-единственный тип автоматической коробки передач. Впрочем, никто не мешает заглянуть в закрома сразу нескольких производителей: альтернативу роботизированному «Пежо-207» может составить, например, «Опель-Корса» с гидромеханикой. Автоматические коробки передач нынче широко используют все производители, но некоторые предпочтения в выборе того или иного типа все жепросматриваются. К гидромеханическим агрегатам тяготеют «Форд» («Фокус», от 623 000 руб.) и «Опель» («Астра», от 686 000 руб.), вариаторы усиленно продвигают «Ниссан» («Кашкай», от 894 400 руб.), «Ауди» (А4, от 1 214 600 руб.) и «Субару» («Легаси», от 1 257 000 руб.), коробки с двумя сцеплениями активно внедряют «Фольксваген» («Гольф», от 659 000 руб.) и «Мицубиси» («Эволюшн», от 1 599 000 руб.), роботизированные версии чаще можно увидеть на «Ситроене» (С1, от 489 000 руб.) и «Пежо» (207, от 540 000 руб.).ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯЭтот агрегат – древнейший представитель пле­ мени автоматических коробок передач. Механиче­ ская часть здесь представлена набором планетар­ ных рядов, управляемых ленточными тормозами при посредничестве гидроклапанов. Сцепление отсутствует, однако в некоторых случаях (при пере­ ключении передач, остановке с работающим мото­ ром и т. д.) приходится отключать коробку от двига­ теля. С задачей справляется гидротрансформатор. Передача момента через жидкость с помощьюнасосного и турбинного колес как раз и обе­ спечивает нежесткую связь между упомянутыми компонентами. Работает автомат быстро и плавно, хотя толчки при переключении все же ощутимы. Недостаток – повышенный расход топлива из­за серьезных потерь в гидросистеме.Относительная простота обслуживания, неприхотливость в эксплуатации. Высокий расход топлива, очень дорогой ремонт.ВАРИАТОРДостоинство агрегата – идеальная приспособ­ ляемость к условиям движения: передаточное число здесь меняется плавно, количество пере­ дач бесконечно. Начинка в общих чертах – пара конических шкивов, связанных стальной пла­ стинчатой цепью. Шкивы – из двух половинок, которые могут сближаться и расходиться, из­за чего цепь либо проваливается на малый диаметр, либо выталкивается на большой. Эти перемеще­ ния и обеспечивают изменение передаточного числа. Недостатков два: ограничения по моментуи склонность к перегреву в тяжелых условиях движения – работает­то устройство за счет сил трения! Да и без автоматического сцепления или гидротрансформатора не обойтись – не глу­ шить же мотор при каждой остановке. Обслужи­ вание узла (смена жидкости) не очень обремени­ тельно, чего нельзя сказать про ремонт.Относительная простота обслуживания, неприхотливость в эксплуатации. Высокий расход топлива.На правах рекламы