250
251
252
РАЛЛИ ШВЕЦИИ СПОРТ | WRCПОБЕДИТЬ УСТАЛОСТЬНа финише экипажи приветливо машут руками и улыбаются, но видно, что сил у людей почти не осталось. Ралли Швеции, первый этап мирового первенства, далось спортсменам нелегко. В этом убедился Максим Гомянин. Фото автора.250 За рулем 04/2011 Ледяная дорога, чуть подернутая свежим снегом, будто молча наблюдает за мной. Кажется, у нее свое, особое представление о водительских навыках каждого, кто здесь проезжает. Ведь это спецучасток «Густавсфорс». Сначала он прямой, как стрела, но, уходя в лес, начинает петлять подобно зверю. Подъем, трамплин, сто прямо, «правый три», закручивающийся на «правый четыре». Завтра здесь пройдут боевые экипажи. А пока покрытие не изорвано гоночными шипами, я еду по узкой ледяной полосе на обычной машине. Почти все повороты слепые, а снежные отвалы высотой в метр заставляют доверять штурману, как себе. К счастью, наш проводник Дени Жирадо – профессиональный штурман: он поездил с Дидье Ориолем, Юхой Канккуненом, Стефаном Сарразеном. Все спецучастки и множество дорог шведской глубинки ему хорошо знакомы.«Этот СУ довольно безопасный. Видишь, как много снега? Гоночный автомобиль не улетит в лес, да и для зрителей он интересен – много поворотов». Дени поразительно спокоен. Видимо, эта черта характера присуща многим раллистам, всякого повидавшим на гонках. Ведь болиды WRC, несмотря на изменения технического регламента, остались самыми быстрыми раллийными машинами в мире. Шестнадцать экипажей, стартовавших в Швеции в этом классе, ехали явно быстрее остальных. И ход на спортивной шипованной резине «Мишлен» просто фантастический. Фирма предоставляет топ-пилотам по дюжине шин: шесть для обкатки в четверг и шесть на гонку с возможностью замены каждой из них в случае повреждения. Пятницу открывал Себастьен Лоэб. Он осторожничал, не особо желая работать бульдозером: тот, кто идет впереди, расчищает другим траекториюСебастьен Лоэб осторожничал все дни. Снежные этапы явно не его стихия, потому итоговое шестое место – приемлемый результат. Петер Сольберг – один из неудачников шведского ралли, пострадавший от излишней скорости в неподходящем месте. Полицейские отобрали права, за руль сел штурман.За рулем 04/2011 251 | WRC РАЛЛИ ШВЕЦИИНа зимних этапах команды используют «шиповки» официального поставщика – модель Х-Ice Nord, 15/65R15. Гоночные шины рождаются во французском Клермон-Ферране; на каждую гонку от «Мишлена» едет команда из двух десятков специалистов. Семикратный чемпион мира выглядел уставшим и во время, и после гонки.БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ ПЕРЕД СТАРТОММИККО ХИРВОНЕН– Вы уже тестировали новую «Фиесту WRC». Каковы ощущения? – Сначала нужно было понять, как она едет, как реагирует, куда двигаться в доводке. В целом я машиной доволен. «Фиеста» схожа с «Фокусом» по архитектуре двигателя, вдобавок у них равная мощность, поэтому пропасти в скоростях быть не должно. А значит, и зрелищность гонок не пропадет. – Известно ли вам что-то о возможностях машин-конкурентов – «Ситроена» и МИНИ? – Боюсь, никак не проясню ситуацию. В этом есть своя фишка – посмотреть, как мы будем выглядеть на фоне остальных, понять, кто на что годен. Все команды хранят изюминки новых машин под строжайшим секретом. Что-то прояснится на Ралли Швеции. А в целом сезон обещает быть исключительно интересным. – Некоторые гонщики недовольны новым техническим регламентом: мол, машины станут медленными и неинтересными. Вы тоже так считаете? – Отчасти. На каких-то этапах они поедут чуть медленнее, но на некоторых – быстрее. Где-то будет меньше заносов и скольжений, где-то, наоборот, больше. Так или иначе, если этот ход привлечет больше заводов, с ними придут новые пилоты – и борьба станет интереснее. – Как вы относитесь к моторам 1.6 turbo? – Наш – хорош, работает четко. Да и звучит красиво! Хотя предстоит еще адаптировать к нему коробку. Мотор требует другой манеры езды – его приходится чаще и больше крутить, ведь момент меньше, чем у двигателя «Фокуса». Но это решаемо: вопрос в грамотном подборе передаточных чисел и адаптации стиля езды. – Строите прогнозы на предстоящий сезон? – Сложно что-либо предсказать. Все новое: машины, моторы, – кто знает, что может случиться! И мне это нравится. В любом случае надо жарить по трассе максимально быстро.от снега. А вот за ним пилоты повалили «на все деньги». К примеру, на знаменитом трамплине Colins Crest Arena дальше всех прыгнул Кен Блок, чуть не оторвав передний бампер. Все ждали, когда же наберет темп первый пилот «Ситроена», однако настоящей скорости у него не было. Воспользовавшись заминкой семикратного чемпиона, вперед вырвался Микко Хирвонен. Его езда была, пожалуй, самой точной. В отличие от товарища по команде «Форд» Яри-Матти Латвалы, он не крушил бамперы своей «Фиесты» и не влетал ходом в сугроб, как Лоэб. И сумел сохранить первое место до самого финиша. К явным неудачникам этапа отнесу Петера Сольберга. При переезде с одного спецучастка на другой пилот превысил разрешенную скорость в населенном пункте на 30 км/ч, и дорожная полиция отобрала у кумира болельщиков права! Запрет на управление автомобилем вступил в силув заключительный день ралли, поэтому пилотировать гоночный болид пришлось штурману Крису Паттерсену. Тот с честью выдержал испытание – шедший позади Лоэб так его и не опередил. Быть может, помешала усталость. Ведь один из самых серьезных противников экипажей на шведском ралли – колоссальный недосып. Город Карштадт, где живет большинство пилотов и механиков, в часеполутора езды от сервис-парка. Плюс расстояние до спецучастка. Ранний старт и поздний финиш – пилоты буквально валятся с ног. Лоэб после финиша выглядел совершенно вымотанным да и в ходе гонки не был особо свеж. Но первый этап не весь чемпионат. Думаю, Себастьен еще скажет свое слово. Правда, не все зависит только от него. А первую очную встречу «Ситроен-DS3» проиграл «Фиесте» – весь подиум достался пилотам «Форда» во главе с Микко Хирвоненом.252 За рулем 04/2011