208
209
БЕЗОПАСНОСТЬ | ПРАВА У НАС И ЗА РУБЕЖОМКНАРАВНЕ С ПАСПОРТОМ208 За рулем 04/2011Карл Бенц, запатентовав изобретенный автомобиль, потребовал в 1888 году официальное разрешение на управление им – чиновники, недоумевая, удовлетворили его просьбу. С тех пор получение водительских прав стало вожделенной целью и проблемой начинающих автомобилистов. Каков ценз вступления в мировой клуб, изучал Сергей Баландюк.атарина Броймахер из городка Мерзебург, что под Лейпцигом, упорный автолюбитель: недавно она провалила экзамен на водительские права в юбилейный, 60-й раз. Но не унывает, при том что за 15 лет неудачных аттестаций потратила около 100 000 евро на обучение и тесты. Тронутые упорством г-жи Броймахер, власти пообещали подарить даме столь желанное удостоверение, взяв с нее слово не садиться за руль без крайней нужды. Во многих развитых странах мира водительское удостоверение имеет особую ценность. Например, в Австралии, Новой Зеландии, Канаде и США из-за массового распространения автомобилей этот документ де-факто заменяет внутренний паспорт. Иметь его при себе, будучи за рулем, необходимо в большинстве развитых держав. Исключение – Великобритания, где права потребуют представить в полицию в недельный срок лишь в случае нарушения. Подобный либерализм можно объяснить разве тем, что именно у англичан самый большой опыт обучения будущих водителей – первая автошкола открылась в Лондоне без малого сто лет назад. И есть к чему готовиться. Тест на права сложный: 50 вопросов за 57 минут (многие подразумевают два или более правильных ответа), предел допустимых ошибок – 14%. Тесты на правильную реакцию (14 роликов по минуте каждый) имитируют повседневные дорожные ситуации, необходимо точно и быстро распознать аварийную и набрать не менее 44 баллов из 75 возможных; не успел – выбыл. Потом еще и практика, в ходе которой достаточно одной серьезной ошибки, чтобы провалиться. А перед поездкой попросят прочитать номерной знак, удаленный на 20,5 м, – для проверки зрения. Кстати, это требование английского протокола, равно как и многие другие, распространяется на бывшие английские колонии, например Пакистан и Индию. Здесь для получения полноценной лицензии придется пройти двухлетний испытательный срок безаварийной езды с юношескими правами. В Англии, как, кстати, и в Японии, выдают права на вождение только машин с автоматической трансмиссией, официально именуемых«двухпедальными», – в этом случае экзамен также проведут на автомобиле с автоматом. В Америке без автомобиля ты не человек. Немудрено, что здесь разрешено водить уже с 14 лет. В штатах с низкой плотностью населения, таких как Южная Дакота, Аляска, Арканзас, Айдахо, Айова, Вайоминг, Монтана, Мичиган, в этом возрасте можно получить учебные права, сдав лишь теорию. Они, правда, накладывают некоторые ограничения – например, на перевозку людей, буксировку прицепов, вождение крупногабаритных автомобилей, а также езду в темное время суток и часы пик. Но многие барьеры могут быть сняты по ходатайству учебного заведения (школы), медучреждения или работодателя, если, например, начинающий водитель не успевает вернуться домой после занятий до темноты или ему необходимо в часы пик возить на процедуры родственника и т. д. С наступлением шестнадцатилетия при наличии годового опыта езды с учебными правами можно перейти на следующую ступень и получить так называемую ограниченную лицензию с расширенными возможностями. Таким образом, 17-18-летие, возраст обретения полноценного документа, большинство соискателей встречает, уже имея опыт вождения. Человек «с улицы» для того, чтобы получить права, должен пройти курс, включающий в себя 30 часов теории (правила, устройство автомобиля) и 18 часов практики, в том числе 12 часов на штурманском месте и 6 часов наблюдений за другим водителем. Затем – тест на знание правил, которые, кстати, могут различаться от штата к штату, а также экзамен по вождению. Общие затраты – 130–150 долларов. Неудивительно, что многие европейцы приезжают в США, чтобы сэкономить на водительском удостоверении. В Европе право на вождение автомобиля доступно гражданам с 18 лет. Однако, сдав теорию, можно получить учебные права уже с 16 лет и водить автомобиль в компании с инструктором или водителем, обладающим пятилетним стажем. Система экзаменов требует серьезной подготовки и в целом похожа на английскую, но с региональными особенностями. Так, например, в Скандинавии введен курс по управлению РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИДОРОГУ МОЛОДЫМ!В Мексике права можно получить в 15 лет. Правда, придется заплатить за год вождения 100 долларов и ездить только под присмотром взрослых. После 16 лет сумма налога уменьшается до 30 долларов, а с восемнадцати уже можно претендовать на полноценные права без наценок и надзора. А вот в США и Европе к новичкам (стаж до года) относятся очень строго: для начинающих допустимое содержание алкоголя в крови ниже, а в случае серьезных нарушений их могут лишить прав и отправить обратно в автошколу.РАЗДОЛЬЕСовсем недавно в Египте права выдавали всем гражданам, достигшим 18 лет, которые могли проехать 6 метров в обоих направлениях по прямой. С недавних пор условия «ужесточили»: теперь надо сдавать экзамен по теории из десяти вопросов, а также проехать «змейку» и заехать в гараж. автомобилем на скользких покрытиях. В Германии есть курс первой помощи, который проводит Красный Крест. А в Швейцарии с 2005 года все постоянные права имеют трехлетний срок действия, по истечении которого водителю придется пройти двухдневную учебу; по ее итогам ему либо продлевают права, либо, в случае грубых нарушений, заставляют повторно проходить те или иные программы. С 2013 года вводится единый стандарт водительского удостоверения для всех стран-членов ЕС, а также России. Это пластиковая карточка типа кредитной, в которую впаян чип с антропометрическими данными водителя, историей нарушений и т. д. Как видно из диаграммы, финансовый ценз вступления в мировой клуб автомобилистов для россиян достаточно высок. По доступности прав мы не сильно отстаем от Европы и превосходим Японию. Но США недосягаемы: здесь не закручивают гайки, а занимаются постепенной многолетней подготовкой водителей. Когда-то, еще в Союзе, юношеские права можно было получить в школе: молодежь садилась за руль под присмотром старших, существовали детские автоклубы, секции ДОСААФ... Культуру вождения не воспитать за три месяца, а экзаменационная муштра лишь плодит мздоимство. Так может, просто вспомнить еще не совсем забытое старое?ДОСТУПНОСТЬ ПРАВ**Доступность прав – это результат деления ВВП на «стоимость» прав. Мы используем показатель национального благосостояния – ВВП в текущих ценах в расчете на душу населения. В России, например, чтобы получить водительское удостоверение, необходимо пройти обязательное обучение в автошколе, которое обойдется в среднем в 25 000 руб. Добавим сюда 1000 руб. за экзамен, сами права и медицинскую справку. А теперь выясним, как соотносятся эти затраты с уровнем жизни. Для этого поделим ВВП на душу населения в текущих ценах (9340 долл.) на «стоимость» прав (887 долл.) – и получим индекс их доступности: 10,52. Чем он выше, тем ближе к народу право управлять автомобилем.На правах рекламы