220
ЭКОНОМИКА | ПРОГРАММА УТИЛИЗАЦИИСТАРЫЙ ГРУЗОВИКНА НОВЫЙоколо 150 тысяч. Не исключено, что какую-то ее часть придется направить на компенсацию расходов участников программы. – Посредников? – Нет, речь идет о рабочих звеньях: клиент – дилер – утилизатор. Скорее всего, в утилизацию будем принимать автомобили, способные добраться до пункта сдачи своим ходом. Чтобы не пришлось гнать за тридевять земель, подключим дилеров автозаводов – они ближе всех к потребителям. Дилерам понадобится найти площадки-накопители, принимать «металлолом», оформлять бумаги, оплачивать аренду площадок, работу дополнительного персонала… Эти расходы необходимо компенсировать. Еще одно звено – ГИБДД. Служба регистрации попросит плату за снятие машин с учета. В цепочке и утилизационные предприятия, но они бесплатно получат металлолом, который затем продадут, – на том и заработают. – По условиям легковой программы премия составляет 50 тысяч рублей, и, чтобы взамен старой машины взять новую, например вазовскую, достаточно доплатить 200–250 тысяч. А получив за древний КамАЗ 150 тысяч, понадобится доложить столько же и еще миллион! Разница, мягко говоря... – Утилизационную премию нужно сопоставлять не со стоимостью новой машины, а с рыночной стоимостью той, которую сдаешь. После 28 лет эксплуатации эти долгожители оцениваются не дороже, чем будет предложено условиями программы. Да еще попробуйте продать старый грузовик! Но помощь окажем – ее предоставят лизинговые компании. Предполагаем вовлечь в программу государственные – ГТЛК, «Росагролизинг», – а также лизинговые компании производителей, к примеру КамАЗа. Нет сомнений, что к проекту примкнут банки – для них это дело выгодное. – Что может помешать «грузовой» утилизации? – Нужно, чтобы она была успешно реализована во всех регионах. Но если в европейской части РФ сеть дилеров (а это узловое звено) развита неплохо, то за Уралом она куда слабее. Могут возникнуть сложности, которые нельзя спрогнозировать. Чтобы понять, чего можно ожидать, КамАЗ в ближайшее время намерен развернуть собственный проект утилизации. Эксперимент пройдет в двух-трех регионах, прежде всего в Татарстане и, возможно, в Москве и Санкт-Петербурге.Как будет обновляться парк грузовиков? Многое проясняет Ашот Арутюнян, член рабочей комиссии Минпромторга РФ, в беседе с Максимом Юрченко.– Почему откладывается старт программы? Механизм реализации можно перенять у «легковой», а финансы, как заверил премьер-министр, имеются... – В 2011 году не получилось: слишком много оказалось специфических моментов. С легковушками проще: их легко отвезти к пункту утилизации, доставить по железной дороге на расстояние до 500 км. Под грузовики нужны специальные ломовозы. Это проблема логистики. Технологическая: для переработки металла большегрузов требуется особое оборудование. Финансовый аспект: сколько платить утилизатору, дилеру и какой должна быть премия владельцам? Словом, надо считать затраты в масштабах государства. Наконец, социальный аспект. Сегодня в ГИБДД зарегистрировано самых старых грузовиков, которым более 28 лет, около 60 тысяч. Проще всего запретить их эксплуатацию, но тогда мы отнимем у людей заработок. Машин старше 20 лет сотни тысяч! Полный запрет неприемлем: большинство владельцев не настолько богато, чтобы, получив утилизационную премию, сразу добавить к ней сумму, достаточную для покупки новой машины-кормилицы.Быстро обновиться не дадут и возможности наших производителей. В 2011 году они смогут поставить на рынок РФ примерно 72 тысячи машин. Разница между этим уровнем и спросом будет покрыта импортом, и тогда сложится парадоксальная ситуация: российский бюджет поддержит зарубежных производителей. – Каков предполагаемый размер утилизационной премии? – Рассматриваем вариант в 10% от стоимости новой машины – это приемлемо для каждого пятого владельца. Замечу, примерно столько же стоит сертификат легковой программы. Если принять в расчет, что средняя цена нового КамАЗа (без НДС) – 1,5 миллиона рублей, премия может составитьКОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕРМинпромторг одобрил основные параметры программы. Ее начало – в 2012 году. Льготные продажи составят 38 тысяч машин в год. Утилизационная премия – 115 тысяч рублей за среднетоннажный и 270 тысяч рублей за тяжелый грузовик.220 За рулем 04/2011