18
19
Инж. А. СтраментовХАОС в СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПОДЗЕМНОЙ МОСКВЫ РАЗРУШАЕТ ГОРОДСКИЕ МОСТОВЫЕЭТОМ году в Москве особенно оетро стал вопрос о большом количестве разрытии мостовых и тротуаров на улицах и площадях в связи с прокладкой и ремонтом подземных сооружений. . Многие улицы стали совершенно непроез 1 жими для транспорта и почти непроходимыми .для пешеходов. Не говоря уже о росте числа несчастных случаев, организации, эксплоатиру•ющие транспортные средства терпят из-за этото большие убытки. В процессе работ по разрытию улиц резко ухудшается и общесанитарттое состояние города. Нарекания на обилие разрытии проездов исвязанныесэтим ненормальности совершенно справ едливы . Но для внесения ясности в этот •больной не только для Москвы вопрос, поста•раемся рассмотреть причины и условия, котор ые вызывают протест советской общественности и укажем конкретные меры, какие -намечены МОКХ для уменьшения и полной ликвидации разрытии. Существующий хаосвподземном хоз яйствеМосквы требует не меньшего, • пожалуй большего урегулирования, чем, наа пример, урегулирование надземного уличного движения. ( В настоящее время вМоскве , п одпо ­ в ерхностью улиц и площадей прол егаетдо 16 видов всевозможных подземных сооружений, обслуживающих коммунальные и промышленные нужды города. К ним относятся: водопровод, канализация, газопроводы, электрокабели, телефонные « телеграфные кабели, водостоки, дренажи, шожарная сигнализация, нефтепроводы и т. д. Протяжение их в 3IOM году — 7 500 км при общей длине московских улиц всего в 9:0 км.ВХарактерной особенностью расположения этих сооружений является бессистемное пролегание ихподповерхностью проездов, с наибольшей сосредоточенностью под проезжими частями улиц (для центра' города) при свободных от подземных сооружений тротуарах. Такое положение при ремонте или прокладке нового сооружения заставляет разрывать проезжую часть улицы, имеющую усовершенствованное покрытие. Кроме того, с этого года прокладываются еще два вида подземных сооружений: трубы 1егиюфикации и пневматической почты. Развитие застройки Москвы в дореволюционный период, когда застройка шла главным образом от центра к окраинам, при узких и кривых улицах и почти полном отсутствии руководства правильным расположением подземных сооружений со стороны бывш. городской управы, создало ненорма л«ь нуюнасы идейность ряда центральных улии подземнымисооружениями , часть из них пришла в негодность и требует капитального ремонта или даже полной замены.Такое положение еще больше усиливается климатическими условиями Москвы, при континетальности которых пришлось выбрать раздельную систему канализации (прокладка двух канализаций вместо одной). Кроме того, промерзание грунта зас авляет прокладывать все подземные трубопроводы на значительной глубине. Большие накопления поверхностны» вод зимой и условия их таяния требуют усиленных размеров труб, что сильно стесняет подземное хозяйство города. Особенностью Москвы является еще холмистый рельеф местности, искривленность в плане улиц, требующая многих смотровых и сточных колодцев. Все это, вместе с узостью московских улиц, создает очень тяжелое по-! ложение. Чтобы получить доступ к повре-" жденной трубе водопровода, газопровода или другого сооружения, приходится производить раскопку; мостовой, связанную со всеми' указанными ненормаль ностями. Всякая прокладка новто сооружения' (например, кабеля для автоматических станций и т. д.) также связана с разрытием десятков, если не сотен улиц. П ривзятомкурсе на увеличение усовершенствованных мостовых вМоскве (взамен варварских булыжных мостовых) н еобходим достаточно капитальный ремонт подземных сооружений, р асположенных под улицами , к оторыебудутп ок рытыасфальтомилиг ра. н итом , чтобы не разрывать их, .бытовые картинки дорожно-строительного сезона в Москве 1930 г19 лП лан подземного коллектора , п озволяющегоразместить подзем ные соорун.енк.я в одном месте2. П остройкаобщихкол ­ л екторов для всех сооружений по заграничному типу. Общие коллекторы , поз воляющие сконцентрировать в одном месте все сооружения, дают возможность при единовременной крупной затрате на постройку и оборудование их, свести в дальнейшем к минимуму все затраты, связанные с эксплоатацией и расширением существующей сети сооружений.по крайней мере в течение ближайших 3Особенно острым становится вопрос о по5 лет. стройке коллекторов при крупных работах на " Кроме всех неудобств, о которых мы говорипроездах, сильно насыщенных подземными ли выше, в сякаяраскопкамостовой , сооружениями (напр., метрополитен), когда при•независимо от ее величины, п о ^ л езасып ­ ходится переносить и переустраивать существук иизаделкимостовойдает осадющие сооружения почти полностью. ку, п родолжающуюся 2—3 года . Ямы Несмотря на сравнительную высокую стой на мостовой, в местах, где были раскопки, обмость первоначального устройства (Цюрихский щеизвестны; также известны и те огромные тип коллектора стоил примерно 500 руб. за пог.м. убытки, которые терпит наш автотранспорт от все же, если учесть затраты на раскопку мосезды по мостовым, имеющим почти всюду ямы товых, крепление котлованов, рабочую силу, • бугры. и заделку разрытии, износ транспорта и т. д. Стоимость одних работ по заделке мостовых общий коллектор является наибопосле разрытии для Москвы составляет в год лее рентабельным мероприятием •около 2—3 млн. д ляурегулированияподземного хоСуществующие подземные сооружения Москзяйства в городах. вы по данным на 1930 г. расположены главным Содержание коллектора в условиях Союза •образом (90 проц.) под проезжими частями еще неизвестно, но наши скудные сведения улиц, а под тротуарами лишь 10 проц. говорят, что' оно составляет очень незначитель Отрицательное влияние беспорядка в подземную годов'унэ затрату (доли процента перво•ном хозяйстве на сохранность новых усоверначальной стоимости). шенствованных мостовых прямо пропорциоНа чертеже приведен тип коллектора, запроенально числу размещенных под проездами ктированного МОКХ для наиболее грузоьапря•сооружений. разместить Все это заставило МОКХ наметить ряд мер, женных проездов, позволяющий все v подземные сооружения „дублированным" чтобы хотя бы частью упорядочить подземное порядком и наиболее удобно их эксплоатирохозяйство. вать. Меры эти в основном таковы: В качестве первого приближения к постройке 1. Ц ентрализация проектирован иятрасс всех подземных сооружений в одколлекторов "для всех сооружений, МОКХ предполагает приступить к постройке так называеном аппарате. С равнительная стоимость устройства железо - б етонных коллекторов с учетом прокладок подземныхсооруженийвнеи внутри коллекторов на 1 пог. мСтоимость устройства коллектора 1 пог. мСтоимость прокладкивне коллектора наТипы коллекторов1 пог. м по ценам 1930 г. (в рублях)Разница в стоимости1. Коллектор типа, построенного в Цюрихе490 р .Водосток . . • . . . МОГЭС Москомгаз . . . . . *УР • • у • Телеграф . . . . . Кабели ГЖД . . . Радио Наружн. освещение УСМО Мое. Тел. Станц. . . Центр. Телегр. . . . Водопровод Н. К. П. С70 00 960 44 65 13 35 2 50 2 50 2 00 300 500 100 1 00 19 20 50 174 30 174 30 44 00315 702. Коллектор типа Спроект. МОКХ 3- Тип. жел.-бетон, короб, для кабелей, спроект. МОКХ573 р. 150 р.398 70 106Стоимость ремонта и содержа <ия мостовых в расценку прокладок не входит.19