16
17
НА АЭРОСАНЯХ из ЛЕНИНГРАДА в МОСКВУИз блок-нота командора пробегаОетановка в путиФЕВРАЛЕ этого года Центральный совет Автодора организовал аэросанный пробег по маршруту Ленинград — Новгород — Вышний-Волочек —• Тверь—Москва. Пробег был организован, чтобы выяснить все качества советских аэросаней конструкции ЦАГИ и НАМИ, выпущенных к пробегу в порядке серийного производства советскими заводами. В про fere участвовали семь новых аэросаней коне грукции ЦАГИ и одни сани НАМИ. На аэ[ осани были поставлены три мотора «Люцифб ~>»—120 лош. сил, два мотора «Сименс»—120 лош. сил и два мотора «МП» — по ПО лош. сил. Центральный совет провел вполне достаточную и своевременную подготовку к пробегу; это позволило по всему маршруту не встретить никаких трудностей и неполадокВ(обеспечение аэросаней горючим и смазочным, подготовленность местных организаций для оказания содействия пробегу и т. д.). Пробег был обеспечен опытными водителями и механиками, уже участвовавшими в аэросанных пробегах 1926, 1928 и 1929 годов. В пробеге участвовало к его началу 32 человека. Работа завода по выпуску аэросаней носила ударный характер. Рабочие и техперсонал цеха обещали заксччить монтаж аэросаней к сроку. Работали ден;. и ночь, не считаясь с рабочим временем и усталостью. 3 февраля были v роизведены скоростные испытания шести аэр ">саней на Пудковской горе близ Ленинграда на дистанцию в1 км. Испытания показали npi красную устойчивость саней, хорошую управляемость и блестящую работу советских моторов, давших скорость ПО км в час, превысившую скорость, показанную „Люцифером" и .Сименс". Данные этих испытаний видны из следующей таблицы:Испытания на расстоянии одного километра Скорость Типы Водители (в секунда^ аэросаней Кузнецов 88 Мотор „МП" 30 . ' „ М П " Щербаков 39,8 Мот. .Сименс" Лаврентьев 40 40 . .Люцифер" Кузнецов 37,3 ЩербаковГустая толпа окружает аэросани на стоянку4 февраля в Ленинград с'ехались все участники пробега и на 5-е был назначен старт аэросаней. Прибывшие из Москвы аэросани НАМИ с водителем Королем и механиком Пашковым были включены в пробег. 5 февраля из Ленинграда с площади им. Урицкого в 11 ч. 30 м. стартовали 7 аэросаней. Довольно сильный холод, задержка старта не позволили организовать длительного иитинга.16 Через 20 минут после начала митинга сани одни за другими понеслись по улицам к выходу из города на Московское шоссе. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ — 5 ФЕВРАЛЯ При самом выходе из Ленинграда сани № 2 под управлением водителя Щербакова вынуждены были отстать вследствие порчи троса дроссельного клапана и воздушного насоса. Прищлось отправить их на завод для исправления. Задержки этой могло бы и не бить, если бы внимание водителя и механика было сосредоточено на проверке и контроле отдельных механизмов машины. В результате сани № 2 могли выйти из Ленинграда лишь в 15 час. 50 мин. Эта задержка явилась для них роковой, дальнейшая судьба их в пути была не менее печальна. Остальные шесть аэросаней, не дожидаясь отставших саней № 2, следовали по маршруту, сохраняя поря юк, установленный на старте. Последний этап дня — Чудово — Новгород. За 41 км до Новгорода выходят из строя сани № 1. Сгорел цилиндр. Нужно его менять. На лошадях доводим эти сани до ближайшей деревни. Пять аэросаней несутся дальше. Новая задерж! а. В 20 км от Новгорода останавливаются сани №№ 3 и 4. Иссяк бензин. Нужно срочт доставить его из Новгорода. Прибываем, наконец, в Новгород в 10 часов вечера, уставшие, измученные. Нас встречают с факелами. ВТОРОЙ ДЕНЬ — 6 ФЕВРАЛЯ. Б ыстрымскользом " по дороге в МосквуУтром получена наконец телеграмма о судьбе саней № 7. На 102 км от Ленинграда сани стали. Могар испортился. Газораспределение отказалось ценствовать. Таким образом положение пробега к утру было таково: в Новгороде трое саней №№ 5, 6, 7; в 25 км от Новгорода — сани №№ 3 и 4; в 40 км сани № 1 и на 102 км сани № 2, на которых необходим ) менять мотор. Необходимо подтянуть и собрать всю колонну аэросаней, получить необходимые запасные части, исправить различные мелкие повреждения, полученные санями за" первый день. Местные организации усиленно настаивают на дневке аэросаней в Новгороде для осмотра их местным населением. Решаем остаться в Новгороде на день. Заказываем необходимые час^и из Ленинграда, а для ускорения получения их с железной дороги, высылаем одни сани на главную линию железной дороги ЛенинградЧудово. В Новгороде оставшиеся участники пробега проводят среди местного населения раз'яснительную работу о значении аэросанного пробега. Сани № 5 (водитель Хавин) за день делают рейс из Новгорода до станции Бабино (102 км от Ленинграда) и привозят запасные части саням № 2 и саням № 1, снабжают их горючим, продовольствием и т. д. К вечеру в Новгороде уже пять аэросаней. Сани №№ 1 и2 продолжают исправлять полученные повреждения.ТРЕТИЙ ДЕНЬ — 7 ФЕВРАЛЯ Исключительно холодный день. Мороз до1 30° С. Выходим колонной в пять аэросаней. Весь путь до Валдая (120 км) прошли почти без остановок. Машины работали безукоризненно. Появление колонны аэросаней собирало огромные толпы местного населения. В некоторых селениях буквально все собирались вокруг остановившихся машин и слушали об'яснения участников пробега о роли и значении аэросаней в народном хозяйстве. Часовая остановка в Валдае, и колонна отправляется в В.-Волочек. Темнеет, машины идут с зажженными фарами, прорезая темноту яркими лучами света. В В.-Волочек приходим поздно вечером. ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ — 8 ФЕВРАЛЯ День решили провести в Волочке, надеясь, что отставшие аэросани нас нагонят. Все участники пробега разбились на группы и организовали ряд митингов в самом городе ив ближайших районах. Устроили вечер, посвященный аэросанному пробегу и задачам Автодора. Организовали лекцию одного из корреспондентов пробега тов. Муханова об экспедиции на землю Франца-Иосифа. Лекция сопровождалась демонстрацией диапозитивов и передавалась по радио. Так прошел день. К вечеру все более стало выясняться, что сани №№ 1 и2 окончательно выбывают из строя. ПЯТЫЙ ДЕНЬ — 9 ФЕВРАЛЯ Утром выехали в Тверь. Одну машину с водителем Королем выслали в Валдай, надеясь в последний раз встретить и помочь отставшим саням. Однако в Валдае окончательно выяснилось, что сани №№ 1 и2 выбыли из строя (у саней № 1 сгорел мотор, а сани № 2 не могут больше двигаться вперед).17