РЕГЕНЕРАЦИЯ СЭКОНОМИТ ТЫСЯЧИ ТОНН СМАЗКИВДАННОЕ время резко поставлен вопрос о всемерной экономии горючего. Современная техника бьется над вопросом широкой замены в автотракторном деле жидкого топлива твердым. Заграничная, а в последнее время и советская печать посвящают этой важной проблеме очень много внимания. Не менее важен вопрос об экономии смазочных материалов, о возможно полном возврате (регенерации) в производство уже отработанных смазочных масел. При громадном мировом росте автотракторостроительства не только нефть, но и все продукты и отходы нефти становятся дефицитными. Ощущается нехватка в смазочных материалах, получаемых из нефти и ее продуктов. Необходимо как можно бережнее и до конца их использовать. За границей широко применяется многократная регенерация смазочных материалов. В Америке делаются успешные опыты регенерации отработанных масел по 9—10 раз. Установлено опытом, что регенерированные смазочные метариалы в отношении вязкости, температуры, вспышки и содержания смол не хуже, чем свежие смазочные продукты. Правда, это относится более к автомобильным (бензинным) легким маслам; сложнее обстоит дело с тяжелыми тракторными маслами, но и здесь регенерация вполне возможна. Мы с способом регенерации смазочных материалов очень мало знакомы. Еще в прошлом году ВСНХ издал приказ об обязательном сборе отработанных смазочных для регенерации, но из 10 тыс. т масел, намеченных к регенерации, лишь по одной южной Украине, где работают десятки тысяч тракторов, собрано только 164 т. «VIMЭто происходит не оттого, что регенерация—дело сложное и дорогостоящее, и еще менее по той причине, что смазочных масел у нас избыток. Машинно-тракторные станции в прошлом году затребовали 66 тыс. т смазки. Союзнефть отпустила им всего лишь 30 тыс. т. Нехватка смазки обострится у нас в этом году при большом росте колхозов, совхозов, при значительно расширяющейся сети машинно-тракторных станций. Потребность последних в смазочных материалах в нынешнем году выражается в 190 тыс. т., а Союзнефть при крайнем напряжении своего снабженческого плана может гарантировать МТС лишь не более 140 тыс. т смазки. Союзнефть доказывает, что если бы МТС взяли на себя регенерирование 60% получаемого ими масла, то достаточно было бы в этом случае снабдить МТС 120 тыс. т масел и путем регенерирования получить еще до 70 тыс. т. Всего, следовательно, до 190 тыс. т больше, чем нужно нашей сети МТС. Необходимо в каждом хозяйстве иметь несложную специальную тару, в которой отработанные смазочные масла не загрязнялись бы. Следует производить фильтровку жидкости до вливания в тару—для задерживания крупных посторонних веществ. Дно тары должно быть широкое для лучшего отстаивания жидкости и прилива дополнительных порций смазок. Для лучшего отстаивания и разжижения смазки практикуется подогрев паром. 10Как указано выше, за границей практикуется многократная регенерация. В наших МТС с большим успехом проведена двухкратная регенерация; стоимость ее оказалась чрезвычайно низкой. Советскими инженерами сконструирована очень портативная установка для регенерации смазки в МТС, совхозах и колхозах; ее можно поставить на поле, близ тракторных бригад. Производительность ее — 200—400 кг в сутки. Строительство такой установки кус'арным способом обошлось в 650 руб. При массовом заводском выпуске она должна обойтись не более 200—250 руб. Нужно отметить, что, выдвигая вопрос об обязательной регенерации масел в каждом крупном тракторном хозяйстве, ВСНХ не позаботился выделить специальные заводы для производства соответствующих установок, аппаратуры для регенерирования смазки. Каждой МТС приходится самой придумывать. как произвести эту малоизвестную операцию. На необходимость широкого применения регенерации тракторных смазочных продуктов обратил особое внимание Штаб помощи производству запасных частей к тракторам при ЦС Автодора. Он заставил представителей заинтересованных хозяйственных организации исчерпывающим образом установить, что нужно для того, чтобы немедленно поставить на практические рельсы регенерацию смазочных продуктов. Штаб остановил внимание на том, какое громадное влияние регенерация имеет не только на экономию смазки, но и на сохранность деталей. Известно, что в процессе работы качестве масел ухудшается, это увеличивает износ частей; добавлением свежего масла качество действующего масла лишь немногим и не надолго улучшается. При процессе регенерации свойства свежего масла быстро восстанавливаются. По данным инж. Плодовского, расход регенерированного масла понижается на 2530% по отношению к свежему маслу, в то же время износ цилиндров также значитель но снижается. Все эти данные побудили Штаб помощи производству запасных частей при ЦС Автодора решительно настаивать на следующих мероприятиях: 1. ВСНХ должен в самом срочном порядке выделить завод для производства аппаратуры и инвентаря по регенерации смазки. 2. Необходимо организовать срочно конкурс для установления наиболее дешевого и простого передвижного аппарата для регенерации смазки, в первую очередь для нужл МТС. 3. Принять меры к освещению вопроса ре генерации в печати. 4. Ввести систему премирования за успешную регенерацию и экономию смазочных продуктов. 5. Добиться обязательной регенерации смаз ки во всех сколько-нибудь крупных автомо' бильных и тракторных хозяйствах. 6. Издать массовую памятку-инструкцию по регенерации. М. Соломонов