Инж.Н. МЕНГЕЛКАККОЛХОЗУ, СОВХОЗУ и МТССТАТЬЯ QПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ И СОДЕРЖАТЬ СВОИ ДОРОГИЛиквидация бездорожья в Советском союзе должна быть осуществлена в течение ближай<;{ших лет. Этого требует соцдоговор на ликвидацию бездорожья, заключенный в Чувашии, об этом оке говорит и решение IV сессии ВЦИК. Автодоровская общественность должна уделять исключительное внимание вопросам , постройки дорог и правильного их содержания, в первую очередь по сети сельских дорог и дорог специального назначения (подъездные, внутриколхозные и др.). ЦС Автодора поставил перед своими организациями задачу: в 1934 г. не только активно участвовать в мобилизации трудового населения на дорожные работы, но и непосредственно, сЬоими силами, строить и ремонтировать дороги и мосты, а также постоянно наблюдать за содержанием отдельных участков. В помощь автодоровскому коллективу в колхозе, совхЬзе и МТС редакция с этого номера журнала начинает печатание серии статей т. Менгел на тему о том, как правильно построить и содержать грунтовую дорогу. В статье 2-й были даны общие сведения о материалах, применяемых при строительстве грунтовых дорог, и указывалось, как определить содержание глины в грунте. В настоящей статье излагаются способы определения содержания песка и пыли в грунте, понятие о почвах и порядок заготовки строительных материалов. Способ определения содержания песка и пыли в грунте и порядок заготовки стройматериалов В специальный стакан, называемый мензуркой, с начерченными на нем делениями, показывающими объем его в кубических сантиметрах, насыпают 10 куб. см грунта, затем наливают до 100 куб. см воды и размешивают стеклянной палочкой. Через 1,5 мин. воду осторожно сливают. После этого снова наливают воду, опять перемешивают и выливают. Так делают до тех пор, пока вода не станет почти прозрачной. Это покажет, что пыль и глина совершенно вымыты, и в мензурке остался только песок. Чистого песка после промывки грунта, конечно, меньше, чем было первоначально грунта, и по делениям мензурки легко определить, сколько имеется песка. Так как первоначально грунта было 10 куб. см, то каждый 1 куб. см осадка составит 10 проц. всего грунта. Следовательно, для того чтобы узнать, сколько процентов песка находится в грунте, надо умножить объем (количество) осадка, показываемый делением мензурки, на 10. ' П ример : Если в мензурке осталось песка объемом 4,2 куб. см, тогда полное содержание •его в грунте: 4,2x10 = 42 проц. Если в составе грунта глины оказалось 28 проц. и песка 42 проц., то все остальное приходится на долю пыли. То число, которое будет недоставать до 100 проц., и будет показывать, сколько процентов имеется в грунте пыли: 100 — (28 + 42) = 30 проц. Почвы При проведении дорог мы имели дело главным образом с верхними—поверхностными—• слоями земной коры, называемыми почвой. Грунты, образующие слой земли, находятся не в одинаковых условиях. Верхне-пО'верхностные слои подвергаются действию температуры воздуха, на них влияют просачивающиеся воды, они изменяются под действием животной и растительной жизни. Остатки растений и животной жизни—помет, кости и т. д.,—оставаясь на земле, разлагаются, образуя в конечном результате перегной , который впитывается в верхний слой почвы. придавая ей черный цвет. Так образуется чернозем или растительная земля (серого цвета). Черноземы имеют всегда зернистую структуру (строение). В дорожном отношении качество их зависит главным образом. ,от их состава: на глинистых черноземах дороги бывают плохими, ойи липки уже после небольших дождей, на черноземах песчанистых дороги удовлетворительны. Т ор ф—это полуразложившиеся, полусгнившие остатки болотных растений. Торфяной грунт сильно сжимается, упруг и его трудно утрамбовать; во влажном состоянии он расползается. Как материал для дорог торф не годится. Г равий представляет собой частицы горных пород размером от 2 мм до 6 см. Это превосходный материал для укрепления дорог. Однако кроме отдельных крупных зерен для укрепления проезда желательно в состав гравия примешивать мелкий связующий материал в виде глины и песка (глины не более 15 проц. от количества гравия). Заготовка гравия и песка Гравий и песок или выкапываются из гор (карьерным способом) или добываются в поймах рек. Заготовку гравия и песка следует производить зимой по удобному для проезда санному 'пути.Рис. 1. Шаблон, сколачиваемый из деревянных реек, служит для оправки и обмера куч гравия и песка Для отделения слишком крупного гравия и для предварительной очистки иногда материал пропускают на месте добычи через грохота. Подвезенный к месту работ материал выставляется на обрезах или на полотне дороги в штабели (кучи) определенной формы. Обмер кучиИз других пород деревьев прекрасным материалом для мостов является лиственница, которая, будучи не слабее сосны, еще менее подвергается гниению. Деревья более слабых пород можно употреблять только на временные мостики. Заготовка леса Бревна • обычно заготовляются зимой, когда качество их лучше, а вывозка легче по санному пути. Заготовленный зимою лес меньше подвергается гниению. Однако при заготовке леса зимой не следует производить валку в сильные морозы, так как мерзлое дерево весьма чувствительно к ударам, неизбежным при валке, и от хрупкости своей в это время может треснуть.Рис. 2. Мерный бездонный ящик, служащий для обмера песка и гравия производится после оправки его шаблоном (рис. 1), который сколачивается из деревянных реек толщиной 1,2 см. При проверке шаблон должен'плотно прилегать к поверхности кучи со всех сторон. До выкладки материала в кучи следует очистить поверхность земли от снега и выровнять ее. При приемке гравия и песка обычно до 20 проц. сдаваемых штабелей надо проверить мерным бездонным ящиком (рис. 2). Разработка карьеров должна вестись под строгим наблюдением десятника; при этом должны соблюдаться два следующих важнейших условия: 1) должен быть обеспечен достаточно широкий фронт работ и 2) материал из карьера необходимо брать так, чтобы все время сохранялась наклонность стенок. Нельзя допускать работу подкопом, потому что такой способ разработки часто ведет к несчастным случаям. Лесные материалы Лесной материал в дорожном строительстве применяемся преимущественно для постройки мостов и труб. Лес, идущий на мосты и трубы, должен быть зимней рубки. Он должен отвечать следующим основным требованиям: а) бревна должны быть из здорового свежего леса, плотной, мелкослойной древесины и прямоствольные; б) бревна не должны быть закомлистые; разница в толщине, в вершине ив комле не должна превысить 0,01 длины бревна; в) бревна не должны быть сильно сучковатыми. Деревья с сучьями более 7,5 см должны применяться лишь на второстепенные части мостов. При постройке мостов и труб преимущественно употребляется лес хвойных пород (ель, сосна). Из хвойных пород предпочтение должно быть отдано сосне, которая более тверда и крепка, чем ель, и меньше подвергается гниению. Ель следует применять не на сваи, насадки и прогоны мостов, а на более второстепенные его части (перила, заборные стенки и др.).„За рулем" № iРис. 3. Подрубленное дерево валят веревками и вагами, которыми упирают дерево Чтобы повалить дерева с корнем, его сначала окапывают и обрубают корни близко от ствола. Подрубленное дерево валят веревками, вагами, которыми упирают дерево (рис. 3). Этот способ' выгоден тем, что потом не требуется производить дорогостоящей корчевки, однако зимой он сопряжен с довольно большими неудобствами. Чтобы повалить дерево без корня, ствол его подрубают топором (рис. 4), куда дерево будет валиться, и подпиливают с другой стороны. Чтобы ,не защемило пилы, вставляют в пропил клин, который также помогает направлять дерево при падении. Пилы употребляются обычные—поперечные. Сваленные деревья очищают от сучьев и коры, распиливают на требуемые размеры и вывозят к месту работ, где складывают на подкладки из жердей или тонких бревен в трехрядные штабеля. Складывать надо так, чтобы в каждом ряду комли были обращены в одну сторону. Место для штабеля надо выбрать сухое, открытое. Не разрешается укладывать лес над канавами. Прежде чем пускать лесоматериал в дело, надо его тщательно осмотреть, соответствует ли он техническим условиям как по качеству древе-Рис. 4. Чтобы повалить дерево без корня, ствол его подрубают топором с той стороны куда дерево будет валиться, а подпиливают с противоположной стороны.