Культурно эксплоатировать автомобили ЗИС-13Быстрое распространение газогенераторных автомобилей, в первую очередь ЗИС-13, ставит серьезные задачи не только перед конструкторами и производственниками, но и перед работниками эксплоатации. Эти машины требуют внимательного ухода и знания особенностей газогенераторной установки. Только при соблюдении этих непременных условий можно наладить культурную эксплоатацию советских газогенераторных автомобилей. Между тем случаи бесхозяйственного отношения к этим машинам наблюдаются довольно часто. Вот что рассказывает т. Голубев — шофермеханик Сурзолототранса: «В мае 1937 г. Стойбинская транспортная контора Сурзолототранса (Дальневосточный край) получила газогенераторный автомобиль ЗИС-13. У ясе в пути до гараяса с машиной произошло немало бед. Из Норска ее решили гнать своим ходом до Стойбы (расстояние 180 км). Начальник Норского агентства Гресс поручил доставить машину шоферу Лапину. Тов. Лапин, незнакомый с газогенераторной машиной, не пожелал тщательно ознакомиться с ее особенностями. Двое суток он крутил заводную ручку и нажимал на стартер. После безуспешных попыток завести двигатель Лапин отказался от порученной ему задачи. За дело принялся заведующий гаражом Ткаченко. Но и тут злоключения автомобиля не закончились. Когда у него разрядились аккумуляторы и отказал работать стартер, начали заводить машину на бензине и таскали ее целый день на буксире. В дальнейшем процессе «обработки» машина была заведена. Теперь следовало переключить ее на газ и ехать в Стойбу. Но не было дров, и Ткаченко решил довести машину до Стойбы на бензине. j*> Йосле прибытия в гараж машина нуждалась в опытном человеке, во внимательных руках. Вначале «опытных» об'явилось довольно много: заведующий гаражом Халиман, механик Калиниченко, шоферы Полищук, Волошин, Макаров. Каждый проделывал что и как хотел. Дрова готовили из старых гнилых кузовов и бочек из-под селедки. С машиной каждый день возился новый человек. И в довершение всего решили поставить ее к забору, как «неподходящую для работы в таежных условиях». С ЗЙС-13 сняли колеса, и начальник автобазы Назаренко уже начал поговаривать о том, чтобы переконструировать ее для работы на бензине. Хорошо, что вмешалась госавтоинепекция и заставила ретивых хозяйственников вновь «обуть» машину и использовать по назначению. За все время эксплоатации машина сделала 4 рейса (70 км) и перевезла 10 т сруба. Ни один рейс не обошелся без того, чтобы не пришлось извлекать машину из грязи буксиром». В этой истории преступной эксплоатации газогенераторного автомобиля все как бы нарочито сделано так, чтобы доказать непригодность машины к таежным условиям и подорвать доверие к ней. Машина пришла на крупную автобазу. Людей, знакомых с экоплоатацией газогенераторного автомобиля, здесь, моясет быть, и не было, но люди технически грамотные, ответственные за работу базы, конечно, были. Почему же была допущена эта дикая неорганизованность, когда всякий, кому не лень, упражнялся в опробовании машины? Почему сразу не были прикреплены к машине люди, отвечающие за нее? Почему для .'розжига газогенератора использовали заведомо негодное топливо? Вряд ли можно об'яснить это и многое другое из печальной истории, описанной т. Голубевым, неопытностью кадров, новизной и сложностью дела. К сожалению, этот случай не единичен. На Невьянском прииске Уралзолота два газогенераторных автомобиля ЗИС-13 переделали для работы на бензине, а третий бездействует. Так лее поступили с тремя машинами ЗИС-13 и на Березовском прииске, в то время как в леспромхозе (невдалеке от прииска) уже около года работают тракторы с газогенераторами. Следовательно, не требовалось особого труда для того, чтобы перенять имеющийся в леспромхозе опыт. В Свердловском отделении ГУТАП давно стоят 5 газогенераторных машин, но отделение никак не соберется передать их хозяйственным организациям. Введение в эксплоатацию газогенераторных автомобилей предъявляет новые и серьезные требования также ик шоферам, квалификация которых доллена быть значительно повышена. Известно, что автомобиль ЗИС-13 неплохо экеплоатируется во многих хозяйствах. Накопившийся уже опыт эксплоатации говорит об удовлетворительной конструкции и экономичности машины. Не так давно в журнале «За рулем» инж. А. Скерджиев подводил положительный итог эксплоатации ЗЙС-13 в ряде автохозяйств. Отклики, поступающие на его статью, говорят о том же. Михаил Колчанов, техник Шаховского межлеопункта треста Мослегпром, экеплоатирующего 7 газогенераторных машин ЗИС-13, пишет: «Несмотря на плохие условия, — бездорожье, отсутствие под'ездных путей, большой перегруз и неудовлетворительное техническое обслулсивание машин, эксплоатация автомобилей ЗИС-13 в течение 6 месяцев показала, что конструкция в основном оправдала себя. После исправления некоторых дефектов, допущенных заводом, а также небольших конструктивных переделок, машина ЗИС-13 может эксплоатироваться вполне удовлетворительно». J Некоторые хозяйства, как свидетельствуют приведенные факты, не поняли того, что ббрьба за правильную эксплоатацию газогенераторных автомобилей — это борьба за новую технику, за новые народно-хозяйственные достижения Советской страны.В. Луганов12