19
20
ствие чего прекратится дальнейшее ее разввр-. тывание. При переходе на полную нагрузку двигателя, доступ к спиради охлаждающего воздуха прекращается, так как заслонка закроет прорези в коробке термостата. Нагреваясь и раскручиваясь, спираль термостата выключает подогрев. Обратное перемещение заслонки подогрева происходит под действием свертывающейся спирали и дополнительной пруяшны, связанной с осью заслонки подогрева. Заслонка, регулирующая доступ воздуха для охлаждения спирали термостата, соединена тягой с осью дросселя карбюо w го зо 40 so во 70 so go 100% Ne Нафузка двттеля в % % « —- ратора. Рассмотрим изменение подогрева^рабочей' Рис. 4. Д иаграмма изменения температуры расмеси в двигателе легкового автомобиля ЗИС. бочей смеси- после подогрева, в зависимости Если принять температуру воздуха, поот нагрузки двигателя ступающего1 в двигатель, равной 20°Ц, то из диаграммы , изображенной на рис. 4, следуперекрывает выхлопной трубопровод, заставет, что при работе двигателя на полной наляя отработанные газы проходить через погрузке происходит охлаждение рабочей смедогреватель). При нагреве она начинает си на 4—7°Ц. Примерно с 90% нагрузки двигателя темраскручиваться и вращает заслонку подогрева против часовой стрелки, постепенно отпература рабочей смеси становится выше крывая свободный выход отработанным гатемпературы поступающего в карбюратор зам. Для того чтобы приостановить раскрувоздуха, и подогрев смеси при работе двигачивание спирали термостата и таким обрателя на средних и прочих нагрузках колебзом получить подогрев рабочей смеси на лется в пределах 6—15°Ц. средних нагрузках двигателя, достаточно совместить прорези заслонки и коробки тер1 Диаграмма построена по материалам момостата. Поступающий от вентилятора возторной лаборатории автозавода им. Сталина дух вызовет охлаждение спирали, вслед(см. журнал «Мотор» № 5, 1936 г.).Простой способ устранения замыкания якоряДинамомашины автомобилей ЗИС и ГАЗ иногда отказывают в работе. В большинстве случаев это бывает вследствие короткого замыкания витков якоря или обмотки возбуждения. Якорь имеет в местах пересечения обмоток одну или несколько слабо' изолированных точек. Пока динамомашина работает в нормальных условиях, слабо изолированные точки выдерясивают напряясение между перекрещивающимися обмотками. Но стоит только дать динамомашине чрезмерную нагрузку, происходящую от неисправности аккумутятора или от наличия разрывов в цепи зарядного тока, вызывающих резкое повышение напряясения, как изоляцию в этих точках пробивает и якорь выходит из строя. Его необходимо перематывать, затрачивая нерационально дорогостоящий медный провод. Мы в своем гараже (1-я автобаза Мосгорвнуторга) разработали и успешно применяем простой и удобный метод нахояадения и устранения замыкания обмоток якоря без перемотки. Испытанный нами метод не требует от рабочего глубоких познаний в электротехнике и настолько прост, что моясет быть применен рядовым шофером. Практически это производится следующим образом. Берут неисправную динамомашину и проверяют, не имеет ли она люфта в шариковом подшипнике и во втулке и не замыкают ли у нее обмотки возбуждения. Для проверки обмоток возбуждения один провод от аккумулятора нужно соединить с массой динамомашины, а второй — с передвилшой щеткой а (рис. 1), предварительно отсоединив ее от коллектора. После этого динамомашину соединяют с аккумулятором по схеме, приведенной на рис. 1. При таком соединении исправная динамомашина (ЗИС или ГАЗ, безразлично), вращаясь от 6-вольтового аккумулятора, берет на себя около 6 амп. Столько ясе должныЬампео \Ькт-тту-ггт^ггРис. 1. Схема соединения динамо для проверки обмоток возбуждения19 брать и обмотки возбуждения, соединенные с аккумулятором по приведенной схеме. Если динамомашина вращается неравномерно, рывками, и стрелка амперметра показывает выше 6 амп., то это значит, что якорь у нее неисправен. Такую динамомашину надо разобрать и, зажав ее крышку с якорем в тиски (рис. 2),Рис. 2. Вверху — проверка секций обмотки якоря с помощью лампочки; справа — выбивание концов обмотки.с пластин коллектораосторожно выбить тонко заточенным ножовочным полотном Б верхние концы обмоток В, лежащие поверх изоляции. Затем надо снять изоляцию и выколотить следующие концы С. Чтобы не перепутать концы Ви С, последние нужно отогнуть меньше. При выколачивании проводов из коллектора нужно помнить, что в каждой секции коллектора имеется два провода, и выколачивать нужно только одни верхние концы их, т. е. по одному проводу из каждой секции. Выколотив и отогнув верхние провода, необходимо тщательно проверить, не выколочены ли из коллектора нижние концы проводов. Если некоторые из них оказались выколоченными, то их нужно вправить обратно в соответствующие секции коллектора. Вычистив грязь между секциями коллектора, нужно взять источник тока напряжением выше 6 вольт 1и последовательно включить в его цепь лампочку, для чего можно использовать ток осветительной сети (годен как постоянный, так и переменный ток). Затем можно приступить к нахождению замыкания в обмотках, проверив предварительно, горит ли лампочка при замыкании цепи. Для определения замыкания обмоток на массу якоря провод Д (рис. 2) нужно присоединить к массе якоря, а проводом Г провести вокруг коллектора. Если лампочка при этом будет загораться, то значит некоторые секции замыкают на массу. Определив обмотки, соединенные с этими секциями, нужно подколотить под них, в местах их соприкосновения с массой, клинья из сухого дерева.1 Можно последовательно 6-вольтовых аккумулятора.Необходимо отметить, что замыкание обмоток на массу на практике не встречается. Замыкание обычно происходит в местах пересечения обмоток. Для определения такого замыкания провод Г нужно присоединить к одной из секций коллектора, а проводом Д провести вокруг коллектора. Затем провод Г присоединяют к следующей секции и повторяют эту операцию с каждой секцией коллектора. Найдя замыкающие секции, нужно обнарулшть присоединенные к ним обмотки ив мест® их пересечения вбить изолирующий клин (рис. 3). Так как каждые обмотки пересекаются между собой в двух точках, то изолирующий клин нужно вколачивать в перекресток, лежащий к коллектору. Если при этом замыкание будет продолжаться, то клин нужно вколотить и во второе перекресток, лежащий к крышке динамо. | Устранив замыкание, нужно снова проверить все секции якоря описанным выше способом, так как в якоре моясет быть несколько замыканий. Ликвидировав все замыкания и проверив весь якорь, надо заколотить в коллектор провода С, а потом и провода В, предварительно подлояшв изоляцию. Йосле этого запаивают провода якоря в секциях коллектора — и якорь готов к работе. Этот способ устранения замыкания якоря динамомашины молсет быть применен в любом гараясе, так как не требует никакого оборудования, кроме аккумуляторов, имеющихся на каясдой машине. Ремонт якоря может сделать любой шофер, в то время как намотку якоря может произвести не всякий электромонтер 6-го разряда. Вся операция по устранению замыкания за-Рис. 3. Постановка изоляционного клина в ме стах пересечения витков обмоткинимает не более Vh—2 часов, в то время как намотка якоря в гаражных условиях требует 7—8 часов. Н. Новожилов Н. Левашов От редакции. Описанный способ устранения замыкания якоря молсет применяться в качестве временной меры в том случае, если замыкание обмотки произошло не слишком глубоко. Операции должны производиться осторожно, так как при небрежном натялсении провода якорь динамо будет выведен из строя.включитьдва20