Уральцы аплодируют земляку1>6в 'вердловскимиЛужниками» называют жители города Центральный стадион. Сюда, как в дни большого футбола, собралось свыше 20 тысяч любителей мотоспорта, чтобы посмотреть горячие схватки спортсменов, выступавших на самых легких мотоциклах — класса 125 см 3 . Есть еще немало специалистов, которые считают, что для ледяных гонок показаны только 500-кубовые, 50-сильные машины. В низших кубатурах, утверждают они, и скорости не те, и борьба не интересна. В ошибочности такой точки зрения мог убедиться каждый, кто посмотрел эти соревнования. Здесь не было заездов без захватывающей борьбы, а скорости превышали 75 км/час. В первый день разыгрывалось первенство РСФСР. Оно принесло большой успех новосибирскому спортсмену мастеру спорта Н. Васильеву, который победил во всех пяти заездах. Второе и третье места заняли И. Клевнов (Свердловск) и В. Катомин (Москва). Чрезвычайно острой была борьба во второй день, когда решалась судьба золотой медали чемпиона страны. Первые заезды показали, что примерно равные шансы на медали имеют 5 гонщиков, в том числе молодой свердловчанин Р. Подгорбунских, смелая и красивая езда которого не раз вызывала аплодисменты зрителей. В седьмом заезде встретились набравшие наибольшее количество очков Н. Васильев и И. Клевнов. Это была по-настоящему боевая дуэль. Каждый раз, когда Клевнову удавалось вырваться вперед, трибуны взрывались радостными криками. И все же на финише первым оказался сибиряк. Он победил ив последующих двух заездах. Казалось, ничто не может преградить ему путь к званию чемпиона. Однако напряженной борьбы не выдержал... двигатель мотоцикла. В последующих заездах Васильев стартовал на запасной машине и, набрав всего два очка, остался за чертой призеров. Лидером гонок стал свердловчанин Клевнов. Свой успех он закрепил в последнем заезде, завоевав звание чемпиона Советского Союза. Второе место занял Л. Красавин (Москва), третье — представитель Белоруссии А. Стефанович. Восторженно приветствовали зрители победителя, В конце июля воспитанник Свердловского АМК ДОСААФ Клевнов стал чемпионом страны по ипподрому, а спустя полгода был удостоен этого звания в соревнованиях на ледяной доржке. Успех уральского спортсмена далеко не случаен. Не только в Свердловске, но ив других городах Урала — Ирбите, Нижнем Тагиле, Каменск-Уральске — гонки по льду полюбились и спорстменам и зрителям. Чуть ли не каждое воскресенье стадионы этих городов ломятся от болельщиков. Невзирая на стужу, целыми семьями идут люди смотреть соревнования мотоциклистов. Конечно, это пришло не сразу. Много пришлось потрудиться работникам местных организаций ДОСААФ , чтобы организовать соревнования на стадионах, завоевать публику, накопить опыт проведения таких встреч. Но этот труд не пропал даром — каждый из названных городов может теперь организовать мотогонки на льду любого масштаба, причем на принципе полной самоокупаемости. Финал первенства в Свердловске был организован хорошо. Немалая заслуга в этом принадлежит заместителю председателя областного комитета ДОСААФ т. А. Умрилову; четко работала коллегия судей, возглавляемая т. М. Файнбойном. Опыт этих соревнований показал, что Урал может стать таким же центром ледяных гонок, как Эстония — шоссейнокольцевых, а Башкирия — гаревых. Принятый принцип проведения первенства (многоступенчатый отбор) полностью себя оправдал. Он помог расширить географию мотоспорта, способствовал повышению уровня мастерства спортсменов, выявлению молодых талантливых гонщиков. К сожалению, некоторые нерадивые руководители АМК (например, в Ижевске) сорвали проведение зональных соревнований и тем самым чуть было не лишили уральских спортсменов права участвовать в первенстве. В заключение хотелось бы отметить инициативу Свердловского автомотоклуба, организовавшего после финальных встреч заезд женщин в гонках по льду. В. ЛИПСКАЯ, мастер спорта, А. СИЛКИН, заслуженный мастер спорта, нештатные корреспонденты журнала «За рулем».Мотогонки на льду, еще недавно очень редкие, теперь могут поспорить в популярности с зимними мотокроссами. Во многих городах страны, начиная от Минска и кончая Владивостоком, проходят жарние поединки на ледяных дорожках. Особенно представительны были прошедшие состязания на первенства РСФСР и СССР. Сначала в зональных соревнованиях, затем в четверть- и полуфиналах, наконец, в финальных встречах, проходивших на стадионах Свердловска и Куйбышева, были выявлены сильнейшие гонщики на льду. О заключительном этапе этих соревнований рассказывается в публикуемых ниже норреспонденциях.Все медалисты — из УфыИ К инал личного первенства СССР в классе до 350 см 3 про^ ^ ходил на Куйбышевском стадионе «Металлург». Право участия в заключительном этапе первенства завоевали спортсмены Уфы, Свердловска, Иркутска, Владивостока, Ульяновска, Куйбышева, Саранска, Вологды, Ярославля и Гродно. Соревнования привлекли 20 000 зрителей и убедительно показали, что в Куйбышеве любят мотоспорт. Зрители бурно реагировали на все перипетии острой борьбы, развернувшейся на ледяной дорожке. Наиболее уверенно выступил уфимский мастер Б. Самородов, выигравший все пять заездов. Особенно эффектной была его победа над одноклубником Ю. Дудориным. Почти всю дистанцию Самородов шел сзади и вырвался вперед буквально на последних метрах. При этом он применил трудный тактический прием — переход на внутреннюю часть дорожки на последнем повороте. Б. Самородов заслуженно награжден большой золотой медалью и алым свитером чемпиона СССР. Вторым призером оказался также уфимец мастер спорта Е. Константинов, проигравший только Самородову, третьим — Ю. Дудорин. Следует отметить, что техническая оснащенность участников была далеко не одинаковой. Пять спортсменов выступали на специальных мотоциклах ЭСО, а остальные — на приспособленных «ижах» различных выпусков. Существенные различия в мощности двигателей ив весе мотоциклов дали подавляющее преимущество выступавшим на ЭСО, они и поделили между собой 5 первых мест. Между тем ряд других спортсменов (к их числу, безусловно, относятся мастера спорта Л. Ерохин из Ульяновска, Р. Ишимов из Свердловска и перворазрядник Ю. Гантанов из Куйбышева) могли бы, по-видимому, составить им серьезную конкуренцию при наличии равноценных мотоциклов. Поскольку возможность приобретения ЭСО пока сильно ограничена, следует, на наш взгляд, впредь практиковать подобные соревнования только на однотипных мотоциклах. Куйбышевский обком ДОСААФ, начальник его учебного центра Г. А. Матвеев, администрация стадиона приложили много усилий, чтобы хорошо провести соревнование. Успешно справилась со своими обязанностями и областная коллегия судей, возглавляемая Г. Витковым. Ложкой дегтя явился лишь церемониал закрытия. К моменту выдачи наград победителям толпа людей хлынула на лед. Пришлось перенести награждение на более позднее время, когда основная масса зрителей покинула стадион. В целом финальные соревнования в классе 350 см 3 показали рост мастерства ведущих спортсменов страны. Они хорошо содействовали популяризации мотоспорта в Поволжье. Б. КОНЕВ, главный судья соревнований, судья всесоюзной категории.10