К V съезду ДОСААФАВТОМОБИЛЬНОМУ СПОРТУ ШИРОКУЮ ДОРОГУ!развипослевоенные годы. За 15 лет — это не такой уж большой срок — сформировались виды массовых соревнований, число спортсменов достигло довольно внушительных цифр, все время повышаются технические результаты, создаются новые образцы спортивной автомобильной техники. Но в то же время автомобильный спорт до сих пор не стал подлинно массовым, хотя быстрый прогресс техники в нашей стране создает необходимые предпосылки для его развития. Не связан он еще по-настоящему ис автомобильной промышленностью. Думается, что сейчас, накануне V съезда ДОСААФ , нужен критический анализ создавшегося положения с тем, чтобы более четко определить направление и. размах дальнейшего развития автомобильного спорта. Все более широко выходят на соревнования серийные легковые автомобили. В мировом автоспорте наметилось уже стремление приблизить к ним конструкцию автомобилей, предназначенных для спортивных целей. Важнейшим фактором оценки конструктивных качеств новых автомобилей становятся результаты, достигнутые ими в спортивных соревнованиях. Автомобильная промышленность не может теперь стоять в стороне от спортивных соревнований. Она должна сама использовать все возможности, предоставляемые автомобильным спортом для всесторонних испытаний ее продукции. Широкое развертывание автомобильного спорта должно помочь решению ряда технических вопросов, имеющих народнохозяйственное значение. Большую роль он призван сыграть в изыскании эффективных способов повышения Гонки на Ленинградском кольце. Фото Г. Малиновского. Из снимков, присланных на журнала «За рулем». конкурс втомобильный спорт начал А ваться в нашей стране в безопасности при больших скоростях движения. В настоящее время в соревнованиях проверяются разнообразные виды оборудования, предназначаемого для обеспечения безопасности водителя и других членов экипажа, выступающих на серийных автомобилях, В дальнейшем такое оборудование может найти широкое применение на автомобильном транспорте. С улучшением динамических качеств современных автомобилей растут средние скорости движения. Теперь стало особенно важным совершенствование техники вождения, а лучшее средство достичь этого — участие в спортивных соревнованиях. Одна из главных задач, которые ставит перед собой Федерация Автомотоспорта СССР, состоит в том, чтобы сделать автомобильный спорт более массовым и на этой основе добиться высоких результатов во всесоюзных и международных соревнованиях. Однако на пути решения этой задачи стоит ряд трудностей. Прежде всего необходимо принять действенные меры, направленные к созданию солидной материальной базы для массового развития спорта. Массовыми скоростными автомобилями должны стать гоночные машины типа «Юниор» (выпускаемые на базе агрегатов серийных легковых автомобилей), а также карты с мотоциклетным двигателем. Для того чтобы такие автомобили были достаточно дешевы, необходимо организовать регулярный выпуск их на специализированном для этой цели небольшом заводе, который должен получать от основных автомобильных заводов агрегаты, подготовленные для использования их в спорте. При этом нужно иметь в виду, что для создания автомобилей «Юниор», обладающих высокими эксплуатационными качествами и отвечающих требованиям ФИА, необходимо, чтобы агрегаты автомобилей основной модели были достаточно совершенны. Перспективна в этом отношении новая модель автомобиля «Запорожец» с двигателем, имеющим увеличенные рабочий объем и мощность. Надо добиться того, чтобы Запорожский завод при ее подготовке к производству уже сейчас учел особенности возможного использования агрегатов на скоростных автомобилях и, в частности, на отечественных юниорах. Нет сомнения в том, что это могло бы весьма способствовать улучшению качества стандартного автомобиля, выпуск которого запланирован в масштабах массового производства. Но если основой для создания автомобилей типа «Юниор» и будущей 2-й формулы станет в ближайшие годы автомобиль «Запорожец», то это, конечно, не значит, что другие заводы должны оставаться в стороне от выпуска автомобилей для спортивных целей. Большие перспективы перед заводами, выпускающими легковые автомобили, открываются в деле создания улучшенных моделейсерийных машин типа «Большого Туризма» для участия в ралли ив скоростных гонках на большие дистанции. Без преувеличения можно сказать, что результаты, достигнутые в этих соревнованиях, будут в большой мере определять лицо каждого завода и степень совершенства конструкций выпускаемых им автомобилей. Необходимо также создать конструкторское бюро с производственной базой для выпуска небольших серий гоночных автомобилей различных классов, могущих участвовать в международных соревнованиях ив заездах на побитие рекордов, Многое будет зависеть при этом от заводов-смежников, которые должны изготовлять высококачественные шины, электрооборудование, карбюраторы. Но как бы ни была совершенна конструкция скоростного автомобиля, какой бы гонщик на нем ни выступал, успеха можно достичь лишь при тщательной подготовке автомобиля к соревнованию. Поэтому ведущие автомобильные клубы ДОСААФи добровольные спортивные Общества, культивирующие автомобильный спорт, должны располагать развитыми механическими мастерскими и небольшими лабораториями для испытания и доводки двигателей. Особое место в автомобильном спорте занимают заезды на установление рекордов. Над рекордно-гоночными автомобилями в нашей стране много лет работают А. Пельцер, Э. Лорент, В. Никитин и другие. На их машинах установлены многие всесоюзные и международные рекорды. Но пока эти успехи базируются главным образом на личной инициативе самих конструкторов и гонщиков, не получающих, прямо скажем, должной поддержки и поэтому не могущих, порой годами, завершить начатое дело. Чтобы достичь новых существенных успехов в этой области, надо прежде всего выделить специальные средства для окончания постройки рекордно-гоночных автомобилей (а также изготовления для них необходимого оборудования) и поставить, наконец, это дело на солидную ногу. Увеличение числа скоростных соревнований и особенно проведение их на серийных легковых автомобилях выдвигает вопрос об изыскании новых кольцевых трасс. При этом необходимо обойтись без крупных средств на проведение дорожно-строительных работ. Серьезного внимания требует организация подготовки и тренировки спортсменов-автомобилистов. К сожалению, воспитанием и обучением молодых гонщиков систематически пока никто не занимается, никто не готовит и тренеров по автоспорту. Между тем отсутствие квалифицированного тренерского персонала неблагоприятно сказывается на спортивном мастерстве гонщиков. В течение ряда лет обсуждается вопрос о создании отделения автоспорта в Высшей школе тренеров при Московском институте физической культуры. Однако до сих пор этот вопрос не решен. Необходимо без промедления, начиная с нового учебного года, организовать отделение для подготовки тренеров по моторным видам спорта, укомплектовав его опытными спортсменами. Острый недостаток ощущается также в спортивных механиках, которых надо обучать на специальных курсах при ведущих автомотоклубах. Отсутствие дисциплины по моторным