14
15
ПОДГОТОВКАСтатья вторая*Т ехническое состояние ходовой части подготовленного к ралли автомобиля «Москвич» проверяют, определяя путь свободного качения по инерции («выбег») на гладком асфальтированном шоссе со скорости 50 км/час до полной остановки. У исправного «Москвича» он должен быть равен примерно 420 — 4 50 м. Если «выбег» окажется меньше этой величины, нужно вновь тщательно проверить давление воздуха в шинах, углы установки передних колес, з атяжку подшипников ступиц колес, а также вязкость трансмиссионных масел. Необходимо установить, не задевают ли накладки тормозных колодок за барабан. Кроме того, целесообразно проверить еще ряд данных, определяющих техническое состояние и динамические качества автомобиля. Вот какими должны быть эти данные для исправного «Москвича» со стандартным (нефорсированным) двигателем: Время прохождения 1 км при разгоне с места с переключением передач — не более 48 сек. Время разгона с места с переключением передач до скорости 100 км/час — не более 45 сек. Путь и время разгона на прямой передаче с начальной скоростью 20 км/час: до 40 км/час — не более 100 м (12 сек.) до 60 км/час — не более 280 м (24 сек.) до 80 км/час — не более 550 м (37 сек.) до 100 км/час — не более 1050 м (55 сек.) Путь торможения с начальной скорости: 30 км/час — н е более 6м 50 км/час — не более 16 м Начало «отдачи» генератора — при скорости движения не более 25 км/час. Максимальная величина тока генератора — 16 а при движении на прямой передаче со скоростью, не превышающей 40 км/час. Первые три из перечисленных выше показателей, естественно, улучшатся, если будут применены форсированные двигатели. Убедившись в исправности автомобиля, целесообразно дополнительно оснастить его. Осенью в сильные дожди или зимой при большом снегопаде отдельные участии дистанции ралли могут оказаться труднопроходимыми. бывают случаи, когда участвующий в соревнованиях автомобиль по той или иной причине вообще сходит с трассы. Чтобы встреР азмещенне штурманского оборудования в кабине автомобиля «Москвич-407».АВТОМОБИЛЯ К РАЛЛИВ помощь автомотоклубамТумблеры для включения дополнительных ламп внутреннего освещения, в частности столика с картой местности, а также для фары-искателя желательно располагать с правой стороны панели приборов, а для включения противотуманных фар — с левой стороны. Рекомендуется установить под капотом двигателя более сильный звуковой сигнал (например, с автомобиля «Победа») или применить спаренные стандартные сигналы «Москвича-407». Поскольку два параллельно включенных сигнала расходуют ток сравнительной большой величины и из-за этого не исключена возможность спекания контактов включателя, рекомендуется подсоединить их посредством реле включения. Кроме того, в цепь основного включателя нужно ввести последовательно соединенный с ним второй включатель (двухпозиционный, фиксирующий) и расположить его на видном и легко доступном для водителя месте. При въезде на территорию населенных пунктов и при подъезде к контрольным пунктам второй включатель устанавливают в положение «выключено». Это гарантирует от получения штрафных очков за нарушение правил уличного движения вследствие случайного задевания за кольцо включения сигнала. Как известно, движение автомобилей по трассе ралли происходит непрерывно ночью и днем с заданной графиком скоростью. Члены энипажа должны всегда достаточно точно знать, к ак выдерживается этот график. Рекомендуется двигаться на участках трассы между соседними пунктами KB, заранее устанавливая в начале участка стрелку автомобильных часов на 12, а показатель счетчика пробега спидометра — на нуль. Это освободит штурмана от длительных расчетов, и он будет постоянно видеть, какое расстояние пройдено автомобилем за определенное время. Однако современные автомобильные спидометры имеют лишь один суммарный счетчик пройденного расстояния, показания которого не могут быть «сброшены» на нуль. Вот почему крайне желательно установить второй спидометр, лишенный этого недостатка. Такой спидометр СП-105 для спортивных мотоциклов выпускает Владимирский завод «Автоэлектроприбор». Для применения на автомобиле необходимо заменить в корпусе спидометра ведомую и ведущую шестерни. Можно взять для этой цели соответствующую пару шестерен спидометра «Волга». Необходимость в такой замене вызвана тем, что стандартизированные коэффициенты оборотности (число об/мин) гибкого вала на 1км пройденного пути мотоциклетных и автомобильных спидометров различны. Правильность показаний спидометра СП-105 проверяют в контрольном заезде, наблюдая за километровыми столбами дороги. При испытании давление в шинах задних колес должно составлять 1,9 км /см'. Спидометр СП-105 удобно располагать с левой, стороны на кожухе рулевой колонки. Если жеэкипаж состоит из двух водителей, спидометр можно закрепить !на панели приборов несколько правее <или левее) замка зажигания. Это позволит обоим членам экипажа наблюдать за показаниями. Гибкий вал привода отъединяют от основного спидометра и присоединяют к дополнительному. При этом нужно избегать изгибов оболочки вала с малыми радиусами. Рекомендуется иметь в комплекте возимых в автомобиле запасных частей новый гибкий вал привода спидометра. " Окончание. См. журнал № 3 за 1962 г. «За рулем»тить такие осложнения во всеоружии, желательно снабдить автомобиль простейшими средствами и приспособлениями для повышения проходимости и для самовытаскивания, В командных соревнованиях по ралли разрешается взаимопомощь членов команды. Автомобиль, лишившийся возможности двигаться самостоятельно изза какой-либо неисправности, может быть взят на буксир любым другим автомобилем, входящим в состав данНой команды. При этом должна сохраняться заданная графиком скорость движения. Такое требование, естественно, предусматривает применение только жесткой сцепки, Для того чтобы можно было перевозить жесткий буксир в кузове автомобиля, его делают составным из двух частей длиной по 1600 мм каждая. Обе части изготовляют из стальной трубы диаметром 35 — 4 5 мм с толщиной стенки 2 мм. Перед применением их свинчивают друг с другом. В наружные торцы труб ввернуты и законтрены гайками наконечники правой рулевой тяги автомобиля «Москвич». Шаровой палец наконечника конусной частью вставляют в соответствующее отверстие кронштейна, жестко закрепленного в передней части рамы буксируемого ив задней части кузова буксирующего автомобиля. Палец крепится шплинтующейся гайкой. В качестве кронштейнов можно использовать правый -рычаг рулевой трапеции автомобиля «Москвич» или левую (короткую) тягу рулевого управления. Жесткая сцепка такой конструкции позволяет длительное время буксировать «Москвич-407» со скоростью до 75 км/час. В условиях ралли, когда экипаж автомобиля обязан выдерживать график движения независимо от времени суток и при любых изменениях метеорологической обстановки, - стандартные осветительные приборы «Москвича» недостаточно эффективны. Вот почему необходимо прежде всего установить противотуманные фары. Можно использовать оптические элементы противотуманных фар автомобиля «Чайка», разместив их на облицовке радиатора. Если для оптических элементов изготовить специальные кожухи (корпуса), то можно установить фары над буфером при помощи дополнительных кронштейнов. При любом способе монтажа они должны располагаться по высоте примерно на уровне подфарников. Желательно снабдить противотуманные фары специальными лампами, колбы которых окрашены в желтый цвет. В начестве противотуманной можно применить дополнительную фару ФГ-16-А автомобиля ГАЗ-69. Ее следует установить на кронштейне несколько выше переднего буфера. Эти же фары используются в качестве прожектора-искателя, служащего для дополнительного освещения дороги и указателей на перекрестках дорог. В этом случае фара устанавливается на правом крыле автомобиля. Можно такж е установить ее в передней части крыши — сбоку, либо посредине. Второй вариант, выполняемый с ручкой управления в кузове, предпочтительнее. Но в этом случае необходимо делать сквозные отверстия в крыше автомобиля, что не всегда же ­ лательно. Шаровой шарнир кронштейна фары, поставленной на крыло, т акже позволит направлять луч света в нужном направлении — на обочину дороги, дорожные указатели и километровые столбы. Фару на крыле устанавливают так, чтобы член экипажа, сидящий справа, мог свободно дотянуться до нее, высунув руну через открытое окно двери. Все дополнительные осветительные приборы должны включаться только раздельно и использоваться по мере возможности кратковременно, во избежание разрядки аккумуляторной батареи.14 Другой дополнительный штурманский прибор, которым нужно оборудовать автомобиль, — часы, а точнее — двое часов. Одни устанавливают на нуль времени (12 часов) в начале каждого контрольного участка трассы. Хорошо, если такие часы имеют секундомер с индивидуальным пуском или в крайнем случае секундную стрелку, двигающуюся по большому кругу шкалы. Очень удобны авиационные часы АЧХ. Их укрепляют на панели приборов так, чтобы можно было без труда переводить стрелку, включать и выключать секундомер. Другие часы устанавливают на астрономическое время. В ходе соревнований не переводят их стрелки, а лишь корректируют показания времени по сигналам, передаваемым по радио. Для этой цели вполне пригодны стандартные часы 51 -ЧТ, которыми оснащаются в настоящее время автомобили «Москвич». Если автомобиль постоянно используется для спортивных целей, то лучше часы укрепить на панели приборов шурупами или на специальном кронштейне. Можно, однако, сохранить и заводскую установку часов — над зеркалом заднего вида. Для освещения шкал спидометра и часов монтируют лампочки подсвета. Используют для этой цели патроны с лампочками освещения щитка приборов. Чтобы меньше утомлялись глаза водителя, рекомендуется окрасить лампочки зеленой тушью, чернилами или специальной краской. При оборудовании места штурмана нужно предусмотреть освещение столика (полки) для записей, расчетов и чтения карты в вечернее время. Оно должно не мешать находящемуся за рулем водителю следить за дорогой. В качестве таких осветительных приборов могут быть использованы фонарь освещения багажника автомобиля «Волга», который крепят на панели приборов. Пригоден для этого и опознавательный фонарик с рассеивателем зеленого цвета, применяемый на такси. На рисунке видна дополнительно устанавливаемая на панели приборов розетка для подключения переносной лампы. Последней можно пользоваться, выставляя ее через открытое окно двери для освещения стрелочных указателей направления дорог, наименований населенных пунктов и т. п. Поэтому лампа должна быть достаточно мощной и давать направленный луч света. Наиболее удачна переносная лампа, состоящая из пластмассовой рукоятки с включателем и небольшого оптического элемента, т. е. рефлектора, лампы и плоского стекла в сборе. В общем комплексе ралли приобретают все большее значение дополнительные скоростные соревнования, требующие соответствующей подготовки автомобиля. Важнейшим фактором, определяющим успех выступления в скоростных соревнованиях, является эффективная мощность двигателя. Вот почему этому вопросу надо уделить особенное внимание. К ак известно, увеличение мощности стандартного двигателя может быть достигнуто в основном двумя способами: повышением степени сжатия и улучшением наполнения цилиндров горючей смесью. Чтобы довести степень сжатия в двигателе «Москвич-407» до 8 , 0 — 8 , 1 , нужно уменьшить объем каждой камеbi сгорания с51 — 5 3 смз до 46 — 4 8 смз. остигают этого фрезерованием нижней, прилегающей к блоку цилиндров, плоскости головки цилиндров. Толщина снимаемого металла должна быть 1,5 — 2,0 мм. Для того чтобы не заменять на двигателе стандартные толкающие штанги коромысел клапанов (они оказываются на 1,5—2,0 мм длиннее, чем требуется, вследствие уменьшения высоты головки цилиндров), нужно изготовить стальные шайбы, прошлифовать их до требуемой толщины и подложить под стойки осей коромысел. В одной из шайб следует сделать отверстие для прохода смазки из масляного канала. Перед началом форсироеки целесообразно проверить общее состояние и степень износа деталей шатунно-поршневой группы. Для этого «прослушивают» двигатель на различных режимах работы, определяют компрессию, а танже расход масла на пробеге 250 — 3 00 км (у исправного двигателя он не должен превышать 100 — 1 25г на каждые 100 км).SКомпрессию в цилиндрах рекомендуется замерять при 300 — 350 оборотах коленчатого вала в минуту. Она не должна быть ниже 7 кг/см'. Чтобы улучшить наполнение цилиндров, рекомендуется во впускном и выпускном трубопроводах максимально снизить гидравлическое сопротивление протеканию свежей смеси и отработавших газов. Для этого применяют зачистные (типа шлифовальных) м ашинкис электроприводом. Ими же целесообразно механически обрабатывать кромки отверстий и газовые каналы в головке цилиндров. Важно также , чтобы впускные и выпускные каналы в трубопроводах ив головке цилиндров полностью совпадали. Полезно несколько укоротить направляющие для стержней впускных клапанов. Это дополнительно понизит сопротивление во впускном и выпускном трактах. Максимальная скорость движения автомобиля «Москвич-407» может быть увеличена на 1 — 2 проц., если отключить воздушный фильтр от карбюратора, отсоединив соответствующий конец воздушного шланга. Такой способ, естественно, не приемлем, когда скоростные соревнования проводятся на ипподромах или на пыльных дорогах. Количество абразивных частиц, проникающих с пылью в цилиндры двигателя в подобных условиях, достаточно, чтобы вывести двигатель из строя в течение одного ралли. Улучшения наполнения цилиндров горючей смесью можно добиться, применив карбюратор К-59И, имеющий жиклеры с увеличенными (по сравнению с карбюратором К-59) сечениями и смесительную камеру несколько большего диаметра. При использовании его нужно предварительно увеличить диаметр отверстия во фланце впускного трубопровода ив прокладке, устанавливаемой между последним и фланцем карбюратора, Форсированный указанными выше способами двигатель автомобиля «Москвич-407», если к тому же заменить на нем стандартные свечи зажигания специальными (типа А9Б, ВКС24 или PAI230) и применить бензин с октановым числом не ниже 80, способен развивать мощность 51 — 5 2 л. с. (при 4500 — 4600 об/мин) и крутящий момент 9,5 — 9,6 кгм (при 2500 об/мин). Дальнейшую форсировку путем улучшения наполнения цилиндров горючей смесью можно осуществить, устанавливая либо два карбюратора К-59, либо четыре карбюратора мотоциклетного типа- Так, при повышенной до 8,0—8,1 степени сжатия использование двух карбюраторов К-59 позволяет довести мощность до 54 — 5 6 л. с , а крутящий момент — до 9,8—9,9 кгм. Если соответствующим образом подобрать жиклеры, хорошие результаты дает также применение двухкамерных карбюраторов К-84 Московского карбюраторного завода. Надо только иметь в виду, что во всех этих случаях требуется изготовлять специальный впускной трубопровод, обеспечивающий крепление фланцев карбюраторов. Названное выше увеличение мощности форсированного двигателя в основном достаточно для автомобилей «Москвич-407», которые должны участвовать в скоростных соревнованиях. Имеющиеся другие резервы форсировки (например, увеличение степени сжатия до 9,2) допустимо использовать только в случаях, когда двигатель устанавливают на гоночные и спортивные автомобили, предназначаемые специально для гонок на кольцевых трассах. При подготовке ходовой части стандартного «Москвича» к скоростным соревнованиям рекомендуется установить стабилизатор поперечной устойчивости у заднего моста, а также дополнительно отбалансировать (на специальном станке) все колеса в сборе с шинами. Если нет таного станка, необходимо всесторонне проверить устойчивость хода автомобиля на повышенных скоростях движения по ровному асфальтированному шоссе (убедиться в отсутствии увода в сторону, вибрации «передка», влияния передних колес и т. п.). При какихлибо нарушениях устойчивости хода, вызываемых динамическим дисбалансом нолеса, их надо обязательно устранить. При этом приходится неоднократно менять положение шины на ободе колеса, а иногда и заменять неуравновешенные' шины. Готовя автомобиль к фигурному вождению, следует прежде всего позаботится о возможно лучшей маневренности. С этой целью регулируют максимально возможные углы поворота передних колес (отдельно для каждого) на стойках подвески. Отпускают контргайку и вывинчивают ограничительный болт из ушка опоры стойки передней подвески настолько, чтобы выступ стойки позволил ей повернуться на угол, при котором шина левого колеса подходит почти вплотную (с зазором 5 — 10 мм) к скобе выключения сцепления, .а правого колеса — к лонжерону рамы. Предварительную (до соревнований) проверку отрегулированных углов поворота колес лучше всего проводить на ровной асфальтированной площадке, при нормальном давлении воздуха в шинах. Важно проконтролировать состояние пружин передней подвески. Просевшие пружины заменяют новыми, либо восстанавливают их начальную высоту, подкладывая под нижий виток металлические или пластмассовые шайбы. Нормальный дорожный просвет под поперечиной подвески крайне необходим для успешного выполнения упражнения «преодоление пенька». При фигурном вождении автомобиля сцепление получает значительные нагрузки. Поэтому желательно заранее проверить этот механизм и регулировку привода выключения. Надо убедиться, надежно ли приклепаны фрикционные накладки к ведомому диску сцепления, не ослабли ли нажимные пружины и др. Если автомобиль специально готовят к соревнованиям, то целесообразно заменить нажимные пружины новыми. Нажимное усилие каждой из них должно быть не менее 56 кг. С середины 1961 г. завод устанавливает подобные нажим ­ ные пружины на всех двигателях «Москвич-407». Закончив подготовку автомобиля, желательно всесторонне испытать его • пробеге на 200 — 3 00 км.Инж. Р. ЧЕРТОВ, мастер спорта СССР.Спортивная хроника Л. Л. АФАНАСЬЕВ — ЧЛЕН КОМИТЕТА ФИАЦентральный Автомотоклуб СССР поступило телеграфное сообщение об избрании председателя Автомобильного комитета ФАМС, доктора технических наук, профессора Леонида Леонидовича Афанасьева в Комитет Международной Автомобильной Федерации (ФИА), являющийся ее высшим руководящим органом. Это сообщение свидетельствует о растущем авторитете представителей советского спорта в международных спортивных организациях. В своей телеграмме генеральный секретарь ФИА г-н Фревиль поздравляет советских автомобилистов с избранием их представителя в высший орган Международной Автомобильной Федерации. Редакция журнала «За рулем» охотно присоединяется к этому поздравлению.вНОВЫЙ МИРОВОЙ РЕКОРДмериканский гонщикМайк Томсон, неудачно пытавшийся в 1960 году побить абсолютный мировой рекорд скорости на автомобиле (на дистанции 1км со стартом с хода), предпринял недавно на одном из аэродромов в Калифорнии попытку побить мировой рекорд со стартом с места. Этот рекорд держался с 26 октября 1937 года, когда Бернд Роземейер на автостраде близ Франкфуртана-Майне прошел один километр со стартом с места со средней скоростью 188,7 км/час. Томсон, стартуя на один километр с места, показал средний результат по двум заездам (в обе стороны) 198,5 км/час, что является новым мировым рекордом. Ему, однако, не удалось улучшить результат, показанный почти 25 лет назад Берндом Роземейером на дистанции одна миля со стартом с места (223,2 км/час). А15