ДЛЯ ЗАБЫВЧИВЫХ ВОДИТЕЛЕЙD инструкциях по эксплуатации авто•* мобилей «Москвич» и «Волга» предписывается ежедневно проворачивать фильтрующий элемент фильтра грубой очистки масла, иначе в нем образуется плёнка смолистых веществ, и масло без очистки пойдет через перепускной клапан. Чтобы выполнить этуоперацию, приходится открывать капот автомобиля и делать несколько проворотов фильтра с помощью его рукоятки. Ниже описывается устройство, при помощи которого фильтр проворачивается, когда водитель нажимает на педаль сцепления (допускается проворачивание фильтра и вручную). Это устройство установлено на автомобиле «Москвич». Под каждый из четырех винтов крепления кожуха сцепления устанавливаются кронштейны 1и2 (рис. 2). Через них проходит коленчатый рычаг 3, согнутый из прутка. На рычаг надета пружина, фиксирующая его положение. При нажимании на педаль скоба выключения сцепления 4 отклоняет левое колено рычага, благодаря чему правое поворачивает рукоятку фильтра. Когда водитель отпускает педаль, пружина 5 возвращает рукоятку фильтра (в это время происходит очистка пластин), а вместе с ней и коленчатый рычаг в исходное положение. В случае неполного нажима на педаль, как, например, при переключении передач, коленчатый рычаг не поворачивается из-за наличия свободного хода. На рисунке 2 показаны два положения системы: при отпущенной педали и при полностью выжатой. Для крепления возвратной пружины в рукоятке фильтра высверливается отверстие. Можно также плотно насадить сплющенную трубку (она должна быть на 15 мм длиннее рукоятки) с отверстием на конце. Детали приспособления (рис. 1) може1 изготовить каждый автолюбитель. В. ТАБАКОВ, ! А. ПУШКАРЕВ. Москва.Советы бывалыхпоказаны на фото. Крепление 1 изолировано от «массы» эбонитовой трубкой, гетинаксовыми шайбами и пластинами. К этому же концу рубильникаОТКЛЮЧЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯU ногда (например, при коротком за' ' мыкании проводов) возникает необходимость отключить аккумуляторную батарею во время движения автомобиля. Для этой, цели рекомендуется установить под капотом однополюсный рубильник, при помощи которого с места водителя можно отключить плюсовую клемму от «массы». Рубильник и привод к нему, установленный на автомобиле «Москвич-402», Рис. 2присоединен провод от плюсовой клеммы аккумуляторной батареи. Другой конец 3 соединен с «массой». К краю ножа 2 рубильника прикреплен болтом 4 фарфоровый ролик 5, а к кольцевой выемке последнего — твердая проволока, соединенная болтом 6с тягой 9. В качестве последней может быть использована дополнительная тяга управления воздушной заслонкой с оболочкой в сборе (деталь 402-1108100). Оболочка прикреплена изоляционной лентой к кронштейну 8 карбюратора. Тяга управления рубильником проходит в кабину через то же отверстие, что и тяга 7 управления воздушной заслонкой. Для того чтобы проволока и тяга не изгибались при включении рубильника, необходимо сделать направляющие кольца 10 из твердой проволоки. Крепление их видно на фото. Конец тяги 9, гходящий внутрь кабины, размещается на пластине под щитком приборов справа от рукоятки ручного тормоза. Пластина крепится болтом крепления рычага тормоза (деталь 201461-П2). Подобный рубильник может быть установлен и на автомобилях других моделей. Опыт подтверждает удобство и надежность этого приспособления. В. ОСТРОВСКИЙ. Пенза. Рис. С. Зава.юваРис. 1*tf0/ vО